Лекция 7. Теории социального конфликта и социального обмена

Сериков А. Е. Социология: Курс лекций. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. - стр. 42-46

  • Основные идеи теорий социального конфликта Р. Дарендорфа и Л. Козера
  • Методология радикального бихевиоризма Б. Скиннера
  • Теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау
  •  

    Т. Парсонс понимает общество по преимуществу как сбалансированную систему. За это его концепция подвергается резкой критике со стороны представителей теорий социального конфликта, считающих конфликты основными и неизбежными процессами в обществе. Это утверждают прежде всего марксисты. Из немарксистов наиболее известен немецкий социолог Ральф Дарендорф (р.1929), автор книги «Социальный класс и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957). Он считает, что марксистская теория адекватно описывает западно-европейское капиталистическое общество XVIII–XIX вв., но в XX в. общество изменилось. Основой социальных конфликтов в постиндустриальном обществе является не собственность и экономика, а власть. Соглашаясь с веберовским пониманием власти, Р. Дарендорф тем не менее считает, что существенную роль в социальных конфликтах играет не власть вообще, а так называемая официальная или формальная власть (в социологии ее также обозначают термином «авторитет»), связанная с существованием формальных статусных иерархий, предполагающих господство и подчинение. Социальные классы понимаются Р. Дарендорфом как обладающие противоположными интересами и поэтому конфликтующие группы, существующие в результате дифференцируемого распределения официальной власти внутри промышленности, государства, церкви и других институтов. Официальная (формальная) власть рассматривается как наиболее значительное и необходимое общественное отношение, а конфликты существуют везде, где она осуществляется. Официальная власть лежит в основе «объективных» классовых противоречий, которые, пока не осознаются, являются латентными. На первой стадии развития конфликта, как правило, сталкиваются воображаемые интересы сторон, вторая стадия характеризуется осознаванием объективных классовых интересов, третья стадия – переходом к непосредственно конфликтным действиям. Конфликт рано или поздно приводит к перераспределению власти и все начинается с начала. Поэтому от конфликта нельзя избавиться окончательно, можно лишь его регулировать.

    Р. Дарендорф считает, что регулирование конфликтов возможно при выполнении некоторых условий. Прежде всего, каждая из конфликтующих сторон должна признать наличие конфликтной ситуации, признать за оппонентом право на существование. Стороны также должны признать противоположность их интересов. Непризнание этого – разновидность отрицания существования конфликта, что делает его регулирование невозможным. Далее, чем более организованными являются стороны, тем легче достичь договоренности и исполнения условий договора. Поэтому огромную роль в урегулировании конфликтов постиндустриального общества играет развитие профсоюзов, партий и других общественных объединений. Наличие договора между конфликтующими сторонами предполагает выполнение ими определенных правил игры, что обеспечивает некоторую стабильность процесса урегулирования конфликта.

        Синтез структурно-функционального и конфликтного подходов осуществил Льюис Козер (р.1913) в книге «Функции социального конфликта» (1956). Он обращает внимание на то, что в зависимости от характера социальной структуры тот или иной конфликт может быть как источником распада системы, так и средством ее стабилизации. Конфликт коренится в социальной структуре, его протекание зависит от нее. С другой стороны, конфликт – источник изменения социальной структуры: он способствует образованию новых групп, становлению внутригрупповых и межгрупповых отношений, в том числе отношений власти, стимулирует нормотворчество и социальный контроль, способствует созданию новых институтов.

        Структурный функционализм и теории конфликта развиваются в рамках так называемого макроподхода в социологии, восходящего к идеям К. Маркса и Э. Дюркгейма. Общество понимается как система, которую нельзя объяснить на основе индивидуального поведения и взаимодействия; наоборот, индивидуальное поведение и отдельные процессы объясняются на основе системных закономерностей и структурных особенностей. Однако теоретическая трудность при этом заключается в невозможности раскрыть источники системных закономерностей и конкретные механизмы их влияния на поведение. Эта трудность преодолевается в микроподходе (принципе методологического индивидуализма), считающем, что в основе любой структуры лежат индивидуальные взаимодействия. Например, в символическом интеракционизме микроподход объединен с методологическим принципом понимания. Однако микроподход может быть реализован и в рамках бихевиористической методологии, когда поведение животных и человека исследуется как совокупность наблюдаемых реакций, детерминированных стимулами внешней среды. Наиболее известный и радикальный представитель бихевиоризма – Беррес Скиннер (1904–1990), автор книг «Поведение организмов» (1938), «Наука и человеческое поведение» (1956), «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Внутренний субъективный смысл не считается в радикальном бихевиоризме причиной поведения, а кроме того смысл не доступен внешнему объективному наблюдению. Внешние же характеристики стимулов, поведенческих реакций, последующих подкреплений и связи между ними вполне доступны изучению с помощью объективных методов, включая эксперимент. На эти принципы опираются бихевиористические теории социального обмена.

    Теории социального обмена утверждают, что социальная система возникает в результате индивидуального взаимодействия, понимаемого как обмен, в основе которого лежат открытые бихевиористами психологические закономерности. При этом основным источником вознаграждения (подкрепления) считается другой человек (группа), а само вознаграждение понимается очень широко (включая любые услуги, внимание, улыбку и т. д.).

    Наиболее известный представитель данного направления – американский социолог Джордж Хоманс (р. 1910). В книге «Социальное поведение: его элементарные формы» (1961) он формулирует закономерности элементарного поведения (их называют бихевиористическими постулатами Хоманса). Элементарное социальное поведение – это непосредственный, во взаимодействии лицом к лицу, обмен с другим человеком. Дж. Хоманс отличает его от институционального поведения, которое ориентируется на вербализованные нормы и часто связано с опосредованным обменом между многими людьми. Институты существуют лишь в той мере, в какой их нормы опираются на первичный обмен. Если вознаграждения и наказания, получаемые в ходе элементарного поведения, противоречат институциональным нормам, институт постепенно изменяется. Феномен власти Дж. Хоманс объясняет принципом наименьшего интереса: тот, кто наименее заинтересован в обмене, обладает большей способностью диктовать его условия, что приводит к несимметричному обмену и властным отношениям.

    Согласно Дж. Хомансу, элементарное поведение подчиняется следующим закономерностям:

    1. Если в прошлом проявление конкретной ситуации-стимула было событием, в котором данная деятельность человека была вознаграждена, то чем более похожа наличная ситуация-стимул на прошлую, тем выше вероятность того, что он выполнит эту или какую-то подобную деятельность сейчас.

    2. Чем чаще на протяжении данного промежутка времени деятельность одного человека вознаграждает деятельность другого, тем чаще другой будет выполнять эту деятельность.

    3. Чем ценнее для человека единица деятельности, которую другой ему предоставляет, тем чаще он будет выполнять деятельность, вознаграждаемую этой деятельностью другого.

    4. Чем чаще человек в недавнем прошлом получал от другого вознаграждающую деятельность, тем менее ценной для него становится любая следующая единица этой деятельности.

    5. Чем больше ущерба несет человеку несоблюдение правила распределительной справедливости, с тем большей вероятностью он будет проявлять эмоциональное поведение, которое мы называем раздражением.

        Теория Питера Блау (р. 1918), изложенная в книге «Обмен и власть в социальной жизни» (1964) – это своеобразный синтез бихевиористического и структурно-функционального подходов. Согласно П. Блау, социальный обмен лежит в основе взаимодействия и возникновения различий статуса и власти в случае неэквивалентного (несимметричного) обмена. Дифференциация статуса и власти ведет к возникновению социальной организации и ее легитимации – признанию всеми участниками обмена, основанному на культурных ценностях. Обмен не лежит в основе ценностей, а, следовательно, и не объясняет феномен власти целиком. Легитимация и организация усугубляют неравенство, создавая структурные предпосылки социального изменения.

    Комментарии

    1. # · дек 4, 09:07

      Отлично. Спасибо.

      — Андрей

    2. # · янв 13, 00:14

      Большое спасибо за Козера!))) Отличная подборка лекций!

      — Teacher Online

    3. # · окт 13, 23:37

      Спасибо большое! Долго я искала нормальный материал! Но вот нашла :)

      — Вредина

    4. # · фев 13, 14:18

      Sag ol! Nashla vse, chto nujno!))

      — Sofia

     
     



    О тексте О тексте

    Дополнительно Дополнительно