Лекция 4. Классовая и стратификационная структура социального неравенства.

Сериков А. Е. Социология: Курс лекций. Самара: Самарская гуманитарная академия, 2003. - стр. 21-26

  • Понятия социальной стратификации и социальных классов в узком и широком смыслах
  • Марксистское и неомарксистское понимание социальных классов
  • Теория социальной стратификации М. Вебера
  • Теория социальной стратификации и мобильности  П. А. Сорокина
  •  

    Социальное неравенство изучается в рамках двух различных подходов: классового и стратификационного. Сущность классового подхода – в описании социальных классов как больших групп населения, выделяемых на основе некоторых качественных критериев, принципиально отличающих один класс от другого и четко обозначающих границу между классами. Классы понимаются как в большей или меньшей мере реальные группы, имеющие различные интересы. Сущность стратификационного подхода – в описании социальных слоев (страт), выделяемых на основе количественных критериев. Границы между стратами проводятся условно, они понимаются не как реальные, а как номинальные группы, количество страт, выделяемых на основе каждого критерия, может быть различным. На уровне понятий между этими подходами не существует четко обозначенных границ: неомарксисты любят писать о слоях внутри классов или о межклассовых «прослойках», представители стратификационного подхода часто называют страты классами. Некоторые социологи рассматривают классовый подход как разновидность стратификационного. Некоторые считают, что это взаимодополнительные подходы.

        Примеры классового подхода мы находим в марксизме, неомарксизме, в теориях социального конфликта. Наиболее известное марксистское определение классов принадлежит В. И. Ленину (1970–1924), статья «Великий почин» (1919): «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства». Коротко говоря, классы – это группы людей, находящихся в различном отношении к собственности, вследствие чего одни классы эксплуатируют других. В классическом марксизме описаны три класса, существующих при капитализме: капиталисты, владеющие частной собственностью и имеющие возможность использовать немный труд; пролетарии, не имеющие частной собственности и вынужденные продавать свой труд; мелкие буржуа, чья собственность дает возможность не продавать свой труд, но и не позволяет эксплуатировать чужой. В современном неомарксизме классовая модель уточняется. Одной из известных в западной социологии является неомарксистская концепция Эрика Райта, изложенная в книге «Классы» (1985). На основании собственности на средства производства Э. Райт различает (1) буржуазию, владеющую достаточным капиталом, чтобы нанимать работников и не работать самой, (2) мелких работодателей, владеющих достаточным капиталом, чтобы нанимать работников, но при этом вынужденных работать самим, (3) мелкую буржуазию, владеющую достаточным капиталом, чтобы работать на себя, но не способную нанимать работников, (4) тех, кто не обладает частной собственностью на средства производства. Последняя группа подразделяется далее на подгруппы на основании организационного актива (суть данной переменной   в обладании контролем над организацией) и документально подтвержденной квалификации. Это следующие подгруппы: эксперты менеджеры, полуквалифицированные менеджеры, неквалифицированные менеджеры, эксперты мастера, полуквалифицированные мастера, неквалифицированные мастера, эксперты неуправленцы, полуквалифицированные неуправленцы, пролетариат.

    Стратификационый подход восходит к идеям М. Вебера о том, что в основе структуры социального неравенства лежат материальное положение, статус и власть. Под классом М. Вебер понимает людей, находящихся в одинаковой классовой ситуации. Классовая ситуация – это вероятность обладания товарами, деньгами, квалификацией и другими возможностями для получения дохода и обретения некоторой жизненной позиции при данном экономическом порядке, это экономический компонент того, что М. Вебер называет «жизненными шансами». Имущественные классы – это группы, выделяемые на основании владения различными видами собственности. Позитивно привилегированные имущественные классы включают «рантье», получающих доходы в результате владения рабами, землей, шахтами и рудниками, предприятиями, транспортом, финансами, акциями. Негативно привилегированные имущественные классы это рабы, деклассированные элементы, должники, пауперы. Между позитивно и негативно привилегированными имущественными классами расположены различные средние классы. Позитивно привилегированные коммерческие классы это различные группы предпринимателей: торговцы, судовладельцы, предприниматели в промышленности и в сельском хозяйстве, банкиры и, иногда, высококвалифицированные профессионалы, такие как адвокаты, врачи, люди искусства или рабочие с уникальными квалификацией и навыками. Негативно привилегированные коммерческие классы – рабочие различной квалификации. Средние коммерческие классы – это фермеры, ремесленники, чиновники, гуманитарная интеллигенция, рабочие с уникальной квалификацией.

    Между «классами» М. Вебера нельзя провести более или менее четких границ, как это делается в рамках классового подхода, например, в неомарксизме, поскольку нет никаких четко определенных качественных критериев классовой принадлежности. В конечном итоге классообразующим критерием является материальное положение, а это – критерий количественный. Причины же материального положения или «классовой ситуации» могут быть самые разнообразные, в том числе и качественного порядка, например, наличие или отсутствие собственности или квалификации.

    Аналогично тому, как он вводит понятие классовой ситуации, М. Вебер вводит понятие статусной ситуации. Статус в понимании М. Вебера обозначает требование общественного уважения, в терминах позитивных или негативных привилегий. Типично он основан на стиле жизни и, следовательно, на формальном образовании и соответствующих формах поведения, на наследственном или профессиональном престиже. На практике статус выражается в супружеских связях, сотрапезничестве, монополистическом присвоении привилегированных форм приобретения или в запретах на определенные типы приобретения. Власть, по определению М. Вебера, – это способность человека или группы людей осуществить свою волю в отношении других, несмотря на возможное сопротивление последних и независимо от основания такой способности. И материальное положение, и статус могут, по его мнению, с одной стороны, быть основаны на власти, а с другой стороны, быть источниками власти. При этом иерархия власти не всегда совпадает с иерархией материального положения или иерархией статусов.

    Классическая теория социальной стратификации и мобильности принадлежит Питириму Сорокину (1889–1968), одна из основных книг по этой теме: «Социальная и культурная мобильность» (1927). П. Сорокин вводит понятие социального пространства – многомерного пространства социальных статусов, отличного от физического (геометрического) пространства. Социальная стратификация – это дифференциация людей на высшие и низшие слои в социальном пространстве. Основа и сущность стратификации – в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличия или отсутствия социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Основные формы стратификации: экономическая (на основе богатства), политическая (на основе власти), профессиональная (на основе образования). Эти и другие измерения социального пространства являются основой многомерных страт. Под внутренне антагонистическими многомерными стратами П. Сорокин понимает такие, которые включают людей с противоречивой социальной позицией, занимающих высокое положение в одних иерархиях и низкое положение в других. Например, высокий профессиональный престиж, но низкие расовая и религиозная принадлежности, или высокое происхождение, но низкое материальное происхождение. Внутренне солидарные (афинные) многомерные страты это такие, в которых позиции вдоль разных линий стратификации взаимосогласованы и одинаково воздействуют на поведение и сознание людей. Наконец, внутренне нейтральные многомерные страты   это такие, в которых нет ни взаимного антагонизма, ни взаимосоответствия между одновременными позициями людей в разных иерархиях.

    Можно измерить высоту стратификационной пирамиды, например, различия в доходах высших и низших слоев, и ее профиль – относительное соотношение людей в каждом слое ко всему населению в целом. По наблюдениям П. Сорокина существуют общественные закономерности, согласно которым параметры стратификации могут изменяться только в определенных пределах. В частности, не бывает обществ всеобщего равенства, с одной строны, но стратификационная пирамида не может «вытягиваться» до бесконечности, с другой. Социальная мобильность – это перемещение в социальном пространстве, переход от одного социального слоя к другому. Она бывает вертикальная и горизонтальная, индивидуальная и групповая, внутри- и межпоколенная. Можно измерять интенсивность мобильности, т. е. величину социальной дистанции, преодолеваемой за определенное время, и всеобщность мобильности, т. е. абсолютное или относительное число индивидов (групп), изменяющих свое положение. Совокупный показатель мобильности объединяет интенсивность и всеобщность. Теоретически можно предположить существование закрытого типа стратификации (когда мобильность отсутствует) и открытого типа стратификации (с чрезвычайно интенсивной и всеобщей мобильностью). В реальности таких обществ не существует.

    П. Сорокин различал, во-первых, организованные реальные социальные страты, во вторых, «как если бы» реальные и организованные страты и, в-третьих, чисто номинальные или статистические страты. «Как если бы» реальная и организованная страта, заключающая в себе группу или совокупность групп, состоит из общности индивидов, которые имеют одинаковое положение, права, обязанности, функции и т. д.   в иерархии страт и которые, следовательно, думают, чувствуют и действуют одинаково постольку, поскольку такая одинаковость налагается на них одинаковостью их стратовых позиций. Однако они не являются явно организованными в нечто целое, с собственным руководством, регулятивами, спланированной и сознательно осуществляемой политикой и т. д. Многие из членов могут даже не знать об их принадлежности к одной и той же страте. Страты рабов, крепостных и преступников являются примерами таких «как если бы» организованных страт. В качестве же примера чисто номинальных или статистических страт П. Сорокин называл категории лиц с разным уровнем дохода.

    Комментарии

     
     



    О тексте О тексте

    Дополнительно Дополнительно