Философия: в поисках себя: Вводный курс лекций

Воронина Н. Ю.

Учеб. пособие. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2001. — 97 с.

Данное учебное пособие может быть использовано студентами гуманитарных специальностей, проблематика его входит в круг вопросов, определенных федеральным стандартом для изучения в рамках дисциплины «Философия», а также студентами-философами при изучении введения в специальность и курса систематической философии. Цель курса — экзистенциальное обоснование философского дела и выявление предметного поля философии.



Пытаясь выяснить, что такое философия, мы сразу попадаем в противоречивую ситуацию. С одной стороны, философия представляется чем-то предельным и высшим, уделом мудрецов, великих гениев, с другой стороны, она, не являясь только профессиональным занятием, предстает как то, к чему способны в той или иной мере все. Философия есть в нашей обыденной жизни, каждый чувствует себя способным философствовать, и ему мешает, может быть, только отсутствие свободного времени. Эта противоречивость, эта двусмысленность (М. Хайдеггер) философии является одной из причин недоверия к ней. Н. Бердяев, замечательный русский философ, так писал об этом: «Философию и философов никто не любит. Ее не любят люди религии, иерархи церкви, теологи и простые верующие, ее не любят ученые и люди разных специальностей, ее не любят государственные и социальные деятели, консерваторы и революционеры. Ее не любят инженеры и техники, ее не любят артисты. Все они не могут ей простить того, что философия кажется им никому не нужной, созданной лишь для немногих, пустой игрой мысли[1].

 Чем занимается философия, имеет ли она отношение только к немногим, называющим себя интеллектуалами, или она затрагивает каждого? На самом ли деле она бесполезна, и в чем может состоять ее польза для человека и общества? В чем причина столь всеобщей нелюбви и настороженности по отношению к ней? Как обстоит дело с «пустотой», нестрогостью и общедоступностью философии? Как возникла и как теперь развивается философия? — это круг вопросов, которым посвящено данное учебное пособие.

Нельзя понять, что такое философия, просто выучив определение или усвоив некоторую сумму сведений. Чтобы определиться по отношению к перечисленным вопросам, нужно попробовать философию, как что-то пробуют на зуб, «побыть в шкуре» философа. Целью нашего курса является практическое введение в философию. Мы будем двигаться путем прояснения той интуиции, благодаря которой мы уже «знаем», что она такое. Способом этого прояснения будет прилежное задавание вопросов и попытка «мыслить самим», то есть удерживать в качестве возможности собственной мысли различные ответы, которые давались на эти вопросы философами.

Курс «Введение в философию» рассчитан на один семестр и является модульным курсом, в учебном плане специальности «Философия» он входит в дисциплину «онтология и теория познания», в учебных планах нефилософских специальностей — в дисциплину «философия». Курс философии на нефилософских специальностях состоит из четырех частей: «введение в философию», «история зарубежной философии», «история русской философии», «систематическая философия», каждая из которых включает лекционные и семинарские занятия и рассчитана на семестр.

Как работать с данной книгой? Преподаватель предполагает, что предварительно студенты ознакомились с содержанием соответствующей лекции. Устная лекция направлена на выяснение возникших вопросов, она включает активную работу студентов. В конце каждой темы предлагаются вопросы для продумывания и самоконтроля, носящие проблемный характер, они помогут при подготовке к работе в аудитории.


[1]Бердяев Н. Я и мир объектов. — Париж: Ymca-press, б.г. — С. 22.

Комментарии

  1. # · июн 19, 15:10

    Ok

    — Андрей

 
 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Маргиналии: