Истоки и Пути познания

(на материале языков
индоевропейской культурно–языковой традиции)

 

Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология.» – 2006. – № 1 (4) стр.226-236

 

© Л. А. Сараджева

 

Привлекая широкий материал индоевропейских языков, автор рассматривает семантические модели, на основе которых возникали лексические единицы, обозначающие познание.

 

Ключевые слова:  познание, сравнительно–историческое языкознание, индоевропейские языки.

 

Интеллектуальная сторона жизни человека, особенности восприятия и видения мира, присущие носителям культур, отдаленных от нас во времени и пространстве, являются одной из самых сложных проблем индоевропейского сравнительно–исторического языкознания. Едва ли можно сомневаться в постоянном росте интереса к этой теме – увлекательной, нужной, благодатной.

Путь, пройденный древними цивилизациями, необычайно долог и многообразен. Это путь от древнейших ступеней сознания, первичных форм словесного и художественного творчества, еще неразрывно связанных с общим ритуалом, к развитой поэтике, риторике, утонченному искусству, предполагающим и индивидуальное авторство и взыскательность знатока; и далее – к высотам теории поэтики и психологии изобразительного искусства. Это путь сомнений и исканий, пересмотр традиционных идей, объясняющих устройство мира, к поиску самостоятельных концепций мироздания и строения Вселенной, к философским учениям Нагарджуны и Ван Чуна, Сократа и Платона, атомизма Демокрита и вайшешиков.

Исследователи интеллектуальной стороны жизни древних индоевропейцев, многообразия их духовного мира стремятся прежде всего к изучению системы тех положительных знаний, которые характеризовали индоевропейскую эпоху.

Другим не менее важным вопросом является воссоздание образа человека, который соответствовал бы этой системе. Специфические функции и характеристики человеческого сознания обнаруживают свою уникальность именно тогда, когда они воспринимаются как продукт естественного креативного процесса: материальный мир в эпоху индоевропейской общности переживается искренне и откровенно.

Если мы обратимся к образцам изобразительного творчества, то в изображении животных (например, мустьер), оставленных первобытным человеком, уже заметно, как сквозь глубину инстинктивных элементарных чувств просвечивались и прорывались «разумные» эмоции существ, начинавших мыслить и чувствовать по–человечески. Здесь не просто отношение к животному как добыче, источнику питания – но и восхищение его силой, восторг перед ним, почтение к нему как к покровителю рода. Человек формировал свой духовный мир через познание, наблюдение внешней природы, мира животных, который он понимал лучше, осознавал яснее, чем самого себя. Одним из распространенных культовых животных у индоевропейцев является бык, что отражено в известной легенде о Минотавре и, возможно, в мифе об Атлантиде у Платона. С этим животным связывался целый комплекс архаических обрядов и фольклорным мотивов....(см. файл в формате . pdf.)

Комментарии

 
 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Маргиналии: