Сайт работает при поддержке
социально-гуманитарного института
Самарского университета
Сайт создан благодаря поддержке
Самарской гуманитарной академии
Самарская областная универсальная научная библиотека приглашает на лекции и беседы по философии и культуре в философской школе «Симпозион»!
Научный руководитель школы - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарский университет)
Занятия проходят в Самарской областной универсальной научной библиотеке по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.
Вход свободный!
План работы на январь 2018 года
Занятия проводит кандидат философских наук, доцент, зав. кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Самарской гуманитарной академии А. Е. Сериков
Аннотация
Цикл лекций посвящен роли подражания в человеческом поведении, в обществе и в культуре. С традиционной точки зрения подражание свойственно не столько человеку, сколько животным, а среди людей – только представителям массы, далеким от творчества и активной жизненной позиции. Однако некоторые современные ученые рассматривают подражание как специфически человеческую способность, лежащую в основе не только типичных социальных и культурных форм, но и инноваций. Поэтому возникает вопрос: не является ли эволюция человека лишь побочным эффектом меметической эволюции?
Лекция 1. Подражание как способность человека (подражание у людей и животных) (17 января)
Подражание и стереотипное поведение как инстинкты. Дискуссии и современные представления об инстинктах животных и человека. Инстинкт как врожденная склонность к определенным формам поведения. Механизмы подражания в широком смысле, свойственные как человеку, так и животным: заразительное поведение, социальная фасилитация, внешнее копирование и другие. Вопрос о том, обезьянничают ли обезьяны. Подлинное подражание, предположительно свойственному только человеку, за редким исключением певчих птиц и человекообразных обезьян, воспитанных людьми.
Лекция 2. Подражание и стереотипное поведение (возможно ли точное подражание?) (24 января)
Спонтанное и естественное повторяющее действие — это процесс извлечения смысла и его результаты всегда чем-то отличаются от исходных образцов, так что абсолютно точное повторение невозможно. Это можно продемонстрировать на примере поведения аутистов. Точное подражание и стереотипные действия очень похожи и предполагают друг друга с обычной точки зрения. Но аутисты склонны к стереотипным действиям и в то же время испытывают трудности с подражанием. То, что воспринимается как точное подражание, происходит не спонтанно и естественно, но достигается в результате сложных процессов социального конструирования и обучения. Такое понимание подражания отличается от традиционного противопоставления подражания и изобретения.
Лекция 3. Подражание как основа общества (мемы и социальная теория). (31 января)
Возможность понимать общество и культуру как совокупность типичных форм поведения, восприятия, мышления, а инновации - как результат действия семиотических механизмов образования смысла. Габриэль Тард об обществе как взаимодействии волн подражания. Меметика как теория социальных взаимодействий с точки зрения эгоистичного мема, который существует не для индивидов и не для общества в целом, но в целях преумножения самого себя. Ричард Докинз о мемах как основе небиологической формы жизни. Сьюзан Блэкмор о человеке как машине мемов, о подчинении генетической эволюции меметической, об эволюции от мемов к т-мемам, которым человек уже не нужен. Ричард Броуди о мемах как психических вирусах.
О тексте
Дополнительно