Сайт работает при поддержке
социально-гуманитарного института
Самарского университета
Сайт создан благодаря поддержке
Самарской гуманитарной академии
Дисциплина основана на выявлении философско–художественных смыслов классических произведений русской литературы XIX века. Их формирование рассматривается как вероятностный процесс созидания автором произведения множественных «проектов целостности». Стремление придать таким «проектам» относительное единство чревато потенциями сверхсмыслов, имеющих нередко философскую окраску, в первую очередь, экзистенциально–феноменологического плана. Существуя как некие «гиперпроекты целостности», такие смысловые образования (их потенция) позволяют раскрыть наиболее фундаментальные основы миропредставления писателей о человеке (темы лишнего и маленького человека), сути его личности (экзистенциальная проблематика произведений Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Чехова, Гончарова, Достоевского, Толстого), о способах читательского и авторского соприкосновения с экзистенцией Другого, об отношении человека и быта («Евгений Онегин»), человека и природы (романы Тургенева), человека и смерти (маленькие трагедии Пушкина, «Ионыч» Чехова), о сути и истоках творческих способностей личности (автор–повествователь «Евгения Онегина», «Степь» Чехова), о гендерной проблематике («Миргород» Гоголя) и др. Обнаружение подобных философско–художественных концептов позволяет вырабатывать некие универсальные «алгоритмы» анализа творчества как одного писателя, так и выявлять новые аспекты развития традиций в русской литературе XIX века, а также усвоения ее наследия в веке ХХ–м. Такой подход позволяет рассматривать явление традиции как вероятностный процесс диалогического характера на уровне художественно–философских открытий русских писателей. Кроме того, философско–художественная проблематика русской литературы рассмотрена в широком контексте философско–культурологических тенденций Западной цивилизации (особенно неклассический период: Ницше, экзистенциалисты, Хайдеггер и др.), что позволяет рассматривать творчество русских писателей XIX века как гениальные интуиции фундаментальных философских открытий века ХХ.
Выявление художественно–философской проблематики предполагает достаточно тщательный анализ художественно–выразительных средств, которыми пользуется автор (паузы, жесты, позы, детали, лейтмотивы, система конфликтов, система персонажей, символы, знаки культуры, лирические отступления и т.п.), найденных им способов вовлечения читателя в формирование художественно–философских концептов произведения.
Магистранты должны:
– понимать:
а) причины и способы формирования художественно–философской проблематики в произведениях литературы;
б) сущность художественно–философских концептов отдельных произведений, всего творчества писателя, его диалога на этом уровне с предшественниками и последователями;
в) какими выразительными средствами пользуется писатель для создания возможности восприятия читателем философских идей произведения;
г) почему художественная литература способна предвосхищать философские открытия в науке;
– обладать теоретическими знаниями о:
а) основах взаимодействия литературы и философии;
б) философских идеях русской и западноевропейской философии.
– ориентироваться в:
а) философско–художественных концепциях русских писателей XIX века;
б) художественных приемах и способах их создания (выражения);
– приобрести навыки:
а) анализа философско–художественной проблематики литературных произведений;
б) выявления концептуального единства (вероятностного характера) творчества писателя;
в) корректного сопоставления философских и художественных концепций.
Форма обучения – очная
Количество семестров – 1
Форма контроля: 2 семестр – зачет
№ |
Виды учебных занятий |
Количество часов |
|
1 семестр |
2 семестр |
||
1. |
Всего часов по дисциплине |
|
80 |
2. |
Самостоятельная работа |
|
48 |
3. |
Аудиторных занятий |
|
32 |
|
в том числе лекций |
|
32 |
|
семинарских (или лабораторно–практических) |
|
нет |
Индекс |
Наименование дисциплины и ее основные разделы |
Всего часов |
СДМ.00 |
––––––––––––––––– |
|
Примечание: Если дисциплина, устанавливается вузом самостоятельно, то в данной таблице ставится прочерк.
№ |
Название темы и ее содержание |
Количество часов |
|
Лекции |
Самостоят. работа |
||
1 |
Художественная литература и философия как формы мышления: различие и сходство способов философствования. Роль русской литературы XIX века в формировании художественно–философской культуры общества. Содержание темы: явление художественности и его связь с философствованием как способом порождения смыслов; словесное творчество в русской культуре до 19 века: элементы философского знания в литературе; культивирование художественного мышления в литературе 19 века как условие соприсутствия философского начала в художественных концепциях |
2 |
2 |
2 |
Тайны и загадки человеческой души: темы лишнего человека и маленького человека в экзистенциальном ключе. Содержание темы: концепции человеческой души (тайна, загадка, «явленность», экзистенция) в произведениях Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Достоевского; создание выразительных приемов и способов смыслопорождения; традиции и новаторство в развитии тем лишнего человека и маленького человека. |
10 |
18 |
3 |
Отношения человека и природы в произведениях Тургенева Содержание темы: формирование указанной проблематики в «Записках охотника»; смысл аллегорий стихотворения в прозе «Природа»; философско–мистическая проблематика «Накануне»; испытание базаровского нигилизма любовью и смертью |
4 |
6 |
4 |
Философско–мистическое осмысление Гоголем войны мужского и женского начал («Миргород»). Содержание темы: формирование и развитие циклообразующего смысла войны мужского и женского в «Миргороде» |
2 |
3 |
5 |
Живые начала русской национальной души в представлении Гоголя. Содержание темы: воссоздание концептуального замысла Гоголя о возможностях пробуждения живых начал русской души; анализ роли символа Руси–тройки, его связи с образом Чичикова, со всей системой персонажей, деталей, вставных эпизодов и т.п.; «Мертвые души» как «энциклопедия» русской души; признаки других жанров. |
4 |
3 |
6 |
Концепции самопожертвования и самосовершенствования человека в творчестве Достоевского и Толстого. Содержание темы: роль евангельских мотивов в романах Достоевского в формировании трагической концепции самопожертвования маленького человека; идея ответственности человека за свою душу в романах Толстого: близость концепции Ницше; роль случайных деталей в выражении концепции Толстого об «учительстве жизни». |
2 |
4 |
7 |
Экзистенциальная проблематика прозы Чехова. Содержание темы: влияние представлений Чехова о невыразимом на формирование философских мотивов в рассказах «Ванька», «Человек в футляре» (новые оттенки темы маленького человека); интуитивное угадывание читателем тайны любви, женской души («О любви», «Душечка»), на развитие мотивов влечения к смерти («Призраки» Тургенева и «Ионыч» Чехова), слияния тайны искусства и жизни («Скрипка Ротшильда»). |
2 |
4 |
8 |
Художественно–философские смыслы – основа подтекста чеховских пьес. Содержание темы: экзистенциально–художественная проблематика «Чайки», трансформации образа времени в «Трех сестрах», концепция природных циклов и смены поколений в «Вишневом саде». |
4 |
6 |
9 |
Творящие способности жизни и смерти в произведениях Пушкина. Содержание темы: анализ циклообразующих смыслов «Повестей Белкина» и маленьких трагедий. |
2 |
2 |
|
Итого часов: |
32 |
48 |
Примечание: Программа содержит подробную характеристику содержания темы.
1. Есаулов И.А. Эстетический анализ литературного произведения: «Миргород» Н.В.Гоголя. Кемерово, 1991
2. Лотман Ю.М. А.С. Пушкин. Т. 4. СПб, 1999 Манн Ю. Поэтика Гоголя. М., 1988
3. Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова; Макогоненко Г.П. «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. М., 1971.
4. Паперный З.С. «Чайка» А.П. Чехова. М., 1980.
5. Синцов Е.В. Художественное философствование в русской литературе 19 века. Казань, 1998.
6. Собенников А.С. Художественный символ в драматургии А.П. Чехова. Иркутск, 1989.
1. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957
2. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. М., 1997
3. Полоцкая Э. А.П. Чехов. Движение художественной мысли. М., 1979
4. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1963.
О тексте
Дополнительно