Сайт работает при поддержке
социально-гуманитарного института
Самарского университета
Сайт создан благодаря поддержке
Самарской гуманитарной академии
· Цель и задачи курса
· Содержание дисциплины: тематический план, программа курса
· Учебно-методические материалы: планы семинарских занятий, тезаурус;
· Порядок аттестации. Условия допуска к аттестации, содержание аттестации и условия положительной аттестации
· Список рекомендуемой литературы
Целью курса является философское рассмотрение возрастных модусов человеческого существования, проводимое на границе дисциплинарных пространств философской антропологии, философии культуры, социальной философии и этики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд учебных задач:
1) Рассмотреть основные этапы рассмотрения возраста в европейской философии (от античности до ХХ века).
2) Проблематизировать традиционные философские представления о «детстве», «юности», «зрелости» и «старости» в контексте тех трансформаций, которые пережила европейская культура и философия в ХХ веке.
3) Дать аналитическое описание основных возрастов как специфических способов человеческого присутствия.
4) Раскрыть социальные и культурные основания восприятия современным человеком возрастной динамики человеческого бытия.
В результате освоения курса студенты должны:
· знать историко-философскую традицию философской аналитики возрастов;
· иметь ясное понимание различий в ценностно-смысловом анализе различных возрастов (детства, юности, зрелости, старости) в разные исторические эпохи (в античности, в средние века, в новое время и культуре ХХ-ХХI веков);
· понимать общекультурные и философские основания, которые обусловливали выдвижение на первый план разных возрастов в разные исторические эпохи;
· выработать навыки анализа человеческих возрастов с опорой на методологический фундамент экзистенциальной аналитики присутствия;
· знать и понимать своеобразие онтологических и культурно-антропологических характеристик различных возрастов;
· иметь понятие об экзистенциальной типологии юности, зрелости и старости.
№ |
Тема лекции
|
1 |
Введение в философию возраста
Предмет и задачи курса. Философская аналитика возраста и ее место в дисциплинарных доменах философского знания. Философия возраста и философская антропология, философия культуры, этика, эстетика. Естественнонаучный (медицинский), социально-культурный и философский подходы проблематике возраста. Понятие возраста и понятие времени. Век и возраст. Классическая философия и оперирование концептом «человеческой сущности». Человек вообще и действительный человек. Философия ХХ века и попытки конкретизации понимания человека. Человек в модусе «я» и в модусе «он»; мужчина и женщина; старик, взрослый и ребенок. Проблема возрастной периодизации. Культурная, историческая, теоретическая оптика в подходе к вычленению возрастов и ее границы. Ребенок и взрослый. Молодые, взрослые, старики. Более мелкие подразделения в рамках трех-возрастной модели.
|
2 |
Философская рефлексия возраста в античной философии
Специфика античного подхода к проблематике возраста. Циклическое время и представления о возрастных сезонах (периодах). Ценностная иерархия возрастов в античном сознании. Идеальное государство Платона, возраст и власть. Онтологизм и космологизм античной мысли и «философия акмэ». Цицерон и его вклад в философскую концептуализацию старости. Рефлексия античной философии над старческим возрастом. Возраст и мудрость.
|
3 |
Богословская рефлексия возраста в средневековой философии
Христианство и трансформация античного представления о детстве, зрелости и старости. Религиозное осмысление основных возрастов. Старость и аскеза. Старость и принцип авторитета. Особое место детства и старости в средневековом сознании. Грех и детская невинность.
|
4 |
Философская рефлексия возраста в Новое время
Европейский гуманизм и новые акценты в оценке возраста. Концепт творчества и изменения в трактовке возрастов. Зрелость и старость в Новое время. Философский рационализм и его влияние на представления о возрасте. Открытие детства как «особого мира» в контексте радикальных перемен в европейской культуре (Ж.-Ж. Руссо). И. Кант и его оценка детства, зрелости и старости. Немецкий идеализм и новые подходы к периодизации человеческих возрастов. Историзм и использование возрастных характеристик в анализе истории. Романтическая философия как философствование в экзистенциальном горизонте молодости.
|
5 |
Философская рефлексия возраста в ХХ веке
Детство, молодость и старость в социально-психологической и философской рефлексии ХХ-го века. Возрастной подход к истории (Данилевский, Леонтьев, Шпенглер, Тойнби). Геронтофобия как существенная характеристика миросозерцания позднего модерна. Выдвижение молодости лучшего из возрастов (молодость как мерило «человеческого» в человека). Причины геронтофобии и ее последствия. Социальные и культурные трансформации в основаниях Западной цивилизации и «вытеснение» старости. Философия детства и геронтология.
|
6 |
Детство как особый способ присутствия и специфика детского этоса
Специфика детства как формы и способа человеческого бытия в мире. Детство как особый период в жизни животного и в жизни человека. Историческая тенденция к увеличению периода взросления: основания и внутренний смысл раздвигания возрастных рамок детства. Метафизика детства. Экзистенциальный смысл детства. Детство и его этос. Кризис трех лет. Ребенок и подросток. Типология детского этоса. Детство и настоящее. Детский эгоизм в поведении и познании. Зависимость, эгоизм и свобода ребенка. Игра как одно из центральных понятий детства. Детство и человеческая жизнь как целое.
|
7 |
Юность как особый модус присутствия и специфика юношеского этоса
Подросток и юноша. Продростковый бунт (утверждение через отрицание). Специфика юности как особого возраста. Этос и эстезис юности. Метафизическое измерение юности. Опыт юности как опыт возможности (возможность определенной, условной и возможности чистой, безусловной). Будущее время и его переживание в детстве и в юности. Юность и самоопределение (поиск себя). Молодость и рефлексия. Романтический этос и эстезис и апология юности. Юность и мечта. Различие юности и молодости. Этоса юного и этоса молодого. Юность и молодость как ценностный ориентир современного сообщества.
|
8 |
Зрелость как особый способ присутствия и специфика зрелости как этоса
Античная мысль и акмэ. Зрелость и ее этос. Своеобразие зрелости как особого модуса бытия. Биологические, социальные и экзистенциальные критерии взрослости. Репродуктивная способность как естественный (биологический) критерий достижения зрелости. Бытие в ответственности и самостоятельность (автономия). Забота о среде (Е. Косилова). Иное и настоящее (время). Настоящее как временная категория, определяющая способ существования зрелого человека. Взрослость и «забота». Прошлое и будущее в модусе зрелости. Зрелость, взрослость и совершеннолетие. Просвещение и идея взросления. «Совершеннолетнее состояние», свобода и ответственность. Метафизика зрелости. Проблема инфантильного взрослого. Современная цивилизация и «откладывание» зрелости. Этос зрелого человека: основные модусы. Проблема кризиса среднего возраста как экзистенциального кризиса.
|
9 |
Старость как особый способ присутствия и специфика старости как особого возрастного этоса
Геронтофобия и ювенальный этос в контексте идеологии неограниченного потребления. Активная старость и программы социальной адаптации стариков. Бегство от старости. Секуляризация европейской культуры и деградация культуры старости. Скорость и старость. Смерть и опыт пожилого человека. Старость как жизнь после жизни (жизнь по ту сторону репродуктивных импульсов природы). Старость в концептуальных пространствах этоса и эстетизиса. Старость в горизонте старого и ветхого. Типология старости. Старость и отрешенность. Старость и свобода. Метафизика старости. Созерцание и старость. Свобода от «полезности». Разный смысл понятия свобода применительно к возрасту: свобода ребенка, свобода юноши, свобода зрелого человека, свобода старика. Старческий этос и его модификации в других возрастах.
|
№ |
Тема семинарского занятия
|
1 |
Детство. Между настоящим и будущим
|
2 |
Юность: настоящее из будущего (юность в зеркале философской рефлексии)
|
3 |
Философское осмысление старости Цицероном
|
4 |
Старость: типология и экзистенциальное содержание
|
1. Что значит: быть ребенком (детский способ присутствовать в мире)?
2. Детство и концепт «рождения» в современной философии.
3. Временная модальность детства.
4. Этос и эстезис ребенка.
Обязательная литература
Косилова Е. В.Философия возраста. http://viperson.ru/wind.php?ID=256939&soch=1
Щитцова Т. В. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт (Штудии по экзистенциальной антропологии). Вильнюс: ЕГУ – Москва: ООО «Вариант», 2006. С. 87-187, 261-330.
Красиков В. И. Синдром существования. Томск., 2002. С. 9-35.
Дополнительная литература
Грякалов А.А. Философия и транспедагогика детства // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 53-62.
Романенко Ю. М. Стадия мифа в развитии самосознания ребенка // Философия детства. Ребенок в современном мире. СПб, 1996. C. 91-92. Толстых А. Возрасты жизни. М.: 1978
Руссо Ж.-Ж.. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Сочинения. М., Изд-во Янтарный сказ, 2001.
Зеньковский В. В. "Психология детства" (1922 г.). Лейпциг, Изд-во «Сотрудник», 1924.
Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
Кон И. С. Ребенок и общество: (Историко-этнографическая перспектива). М., 1988.
Гречаный В.В., Мозелов А.П. Философия детства – будущее России // Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М.С. Уваров. – СПб.: Издательство БГТУ, 1996.
1. Юность в философской оптике романтизма.
2. Апология юности и молодости в философии ХХ века. Ж.-П. Сартр о молодости.
3. Молодость и зрелость в «психологической топологии» М. К. Мамардашвили.
4. Восприятие юности и молодости в горизонте феноменологии эстетических расположений.
Основная литература
Сартр Ж.-П. «Бытие и ничто». М., Терра, 2002.
Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М. Пруст "В поисках утраченного времени". СПб., 1997.
Лишаев С. А Эстетика Другого. СПб., 2008. С. 146-153.
Толстых А. Возрасты жизни. М., 1978.
Дополнительная литература
Эпштейн М. К философии возраста (Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов) //Звезда», № 4, 2006.
1. Феномен старости и его осмысление в древнегреческой философии.
2. Старость и мудрость в философских работах Цицерона.
Обязательная литература
Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 15-35, 67-83.
Рыбакова Н. А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. – СПб.: Алетейа, 2006. С. 105-113.
Н.А. Рыбакова. Феномен старости. – Москва-Псков. 2000.
Дополнительная литература
Н.А. Рыбакова. Феномен старости. – Москва-Псков. 2000.
Цицерон Марк Туллий. Беседа о старости. Пер. А. Зиновьева. М., 1866.
Толстых А.В. Возрасты жизни. - М., 1988.
Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М., 1978.
1. Старость в средневековье, в новое время и в эпоху «постсовременности».
2. Геронтофобия: ее причины, социо-культурные и экзистенциальные последствия.
3. Типология старости. Неприятие старости («мужественная» и «ворчливая» старость).
4. Старость в горизонте старости и старость в горизонте ветхости.
5. Экзистенциально-онтологический смысл старости.
Основная литература
Лишаев С. А. Молот старости // Мир философии – мир человека. М.: Изд-во «Гуманитарий». Приложение 2007 г. к журналу «Философские науки». С. 572-581
Лишаев С. А. Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007. http://www.phil63.ru/starost-i-sovremennost
Лишаев С. А. Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007. http://www.phil63.ru/gorizonty-starosti-tipologiya-i-ekzistentsialnoe-soderzhanie
Пигров К.С. Философия и старость: к конституированию геронтософии // Философия ХХ века: школы и концепции. СПб., 2003.
Пигров К.С. Старость – лучшее время человеческой жизни // Мост, 2001, № 42, с. 51-52.
Рыбакова Н. А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. – СПб: Алетейа, 2006.
Дополнительная литература
Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2006. С.229-224.
Эпштейн М. К философии возраста (Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов) // Звезда», № 4, 2006. http://magazines.russ.ru/zvezda/2006/4/ep12.html
Рыбакова Н.А.. Феномен старости. – Москва-Псков. 2000.
Лишаев С. А. Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). - Самара, Сам. гум-я академия, 1999. http://www.phil63.ru/category/VLECHENIE-K-VETKHOMU/
Лишаев С. А. Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004. http://www.phil63.ru/staroe-starinnoe-novoe
Пигров К.С. Старик в диалоге: опыт социально-этического исследования // Диалог: проблемы междисциплинарных исследований. Межвузовский сборник под ред. Г.М. Бирюковой. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2000, с. 22-25.
Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний //Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3 М.: 1994.
Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995.
Гурин С. П. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов, 1998.
Бочаров В. Молодость против старости? // Нева. 2008, № 1.
Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.
Возраст, время, акме, акмеология, прошлое, настоящее, будущее, детство, юность, зрелость, старость, геронтософия, возрастной этос, экзистенциальная типология старческого этоса, старость в горизонте старого, старость в горизонте ветхого, эстетика юности, эстетика зрелости, эстетика старости.
Альперович В.Д. Старость. Социально-философский анализ. Ростов-на-Дону: издательство СКНЦ ВШ, 1998.
Александрова М. Д. Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л. 1974.
Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, КДУ, 2006.
Бочаров В. Молодость против старости? // Нева. 2008, № 1.
Грякалов А.А. Философия и транспедагогика детства // Инновации и образование. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 29. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 53-62.
Гречаный В.В., Мозелов А.П. Философия детства – будущее России // Россия: прошлое, настоящее будущее: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. / Отв. ред. М.С. Уваров. – СПб.: Издательство БГТУ, 1996
Гурин С. П. Проблемы маргинальной антропологии. Саратов, 1998.
Зеньковский В. В. Психология детства. Лейпциг, Изд-во «Сотрудник», 1924.
Дупленко Ю.К. Старение: очерки развития проблемы. Л., 1985
Ильин И. А. Поющее сердце. Книга тихих созерцаний //Ильин И. А. Собрание сочинений в десяти томах. Т. 3 М.: 1994.
Косилова Е. В.Философия возраста. http://viperson.ru/wind.php?ID=256939&soch=1
Красиков В. И. Синдром существования. Томск., 2002.
Липовая Л.П. Социально-историческая определенность старости. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д. 1985.
Лишаев С. А. Молот старости // Мир философии – мир человека. М.: Изд-во «Гуманитарий». Приложение 2007 г. к журналу «Философские науки». С. 572-581
Лишаев С. А. Старость и современность // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Философия. Филология. №. 1. 2007.
Лишаев С. А. Горизонты старости: типология и экзистенциальное содержание // Mixtura verborum’ 2006: топология современности. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2007.
Лишаев С. А Эстетика Другого. СПб., 2008.
Лишаев С. А. Влечение к ветхому (Опыт философского истолкования). - Самара, Сам. гум-я академия, 1999.
Лишаев С. А. Старое, старинное, ветхое Mixtura verborum’ 2004: Пространство симпозиона. Сб. ст. – Самар. гуманит. акад. – Самара, 2004.
Лишаев С. А. Эстетика Другого. СПб., Изд-во СПбГУ, 2008.
Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М. Пруст "В поисках утраченного времени". СПб., 1997
Мечников И. И. Этюды о природе человека. М.: 1961.
Мечников И. И. Этюды оптимизма. М.: 1964.
Монтень М. Опыты. Эксмо, 2007.
Никитина Н. Н. Ближе к Богу: «перспективное» понимание старости // Мировоззрение как социокультурный феномен: Материалы Всероссийской науч. конф. «Мировоззрение и наука». (Екатеринбург, 17-18 дек. 2002 г.) Екатеринбург. 2002. С. 146.
Карсаевская Т.В., Шаталов А.Т. Философские аспекты геронтологии. М., 1978.
Кислов А. Г. Оправдание детства как феномен культуры: философский анализ : Автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09.00.13 / А. Г. Кислов ; Урал. гос. ун-т им. А. М. Горького. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. - 46 с. - Библиогр.: с. 42-46.
Коротчик Н.А. Старость как культурно-исторический феномен: опыт философского исследования: автореф. Дис. канд. филос. наук: 09.00.05 - СПб 1995.
Мамардашвили М. Психологическая топология пути. М. Пруст «В поисках утраченного времени». СПб., 1997
Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1964.
Петрарка Ф. Канцоньере. Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру. Книга писем о делах повседневных. Старческие письма. М., 1999.
Психология старости и старения : Хрестоматия: Учебное пособие для студентов психологических факультетов высших учебных заведений / Сост. О.В. Краснова, А.Г. Лидерс.- М.: Академия, 2003.- 416
Пигров К.С. Философия и старость: к конституированию геронтософии // Философия ХХ века: школы и концепции. СПб., 2003.
Пигров К.С. Старик в диалоге: опыт социально-этического исследования // Диалог: проблемы междисциплинарных исследований. Межвузовский сборник под ред. Г.М. Бирюковой. Издательство Санкт-Петербургского университета. 2000, с. 22-25.
Пигров К.С. Старость – лучшее время человеческой жизни // Мост, 2001, № 42, с. 51-52.
Подольская И.А. Феномен старости: социально-философский анализ. Автореф. дис. канд. филос. М., 2002.
Романенко Ю. М. Стадия мифа в развитии самосознания ребенка // Философия детства. Ребенок в современном мире. СПб, 1996. C. 91-92.
Руссо Ж.-Ж.. Эмиль, или О воспитании // Руссо Ж.-Ж. Сочинения. М., Изд-во Янтарный сказ, 2001.
Рыбакова Н. А. Проблема старости в европейской философии: от античности до современности. – СПб: Алетейа, 2006.
Н.А. Рыбакова. Феномен старости. – Москва-Псков. 2000.
Сартр Ж.-П. «Бытие и ничто». М., Терра, 2002
Смит Эллиот Д. Стареть можно красиво. М., 1995.
Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб.: Алетейя, 2000.
Толстых А. Возрасты жизни. М., 1978.
Телегин Александр Александрович. Геронтософские поиски в русской мысли на рубеже XIX-XX веков. Автореф. дис. ... канд. филос. наук. Курск, 2003.
Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых. М.-Л., 1931.
Тульчинский Г. Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб.: Алетейя, 2002.
Философия старости: геронтософия. Сборник материалов конференции. Серия "Symposium", выпуск 24. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Цицерон Марк Туллий. Беседа о старости. Пер. А. Зиновьева. М.,1866.
Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1993. С. 15.
Человек и мир в японской культуре. М.: Наука, 1985.
Щитцова Т. В. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт (Штудии по экзистенциальной антропологии). Вильнюс: ЕГУ – Москва: ООО «Вариант», 2006.
Эпштейн М. К философии возраста (Фрактальность жизни и периодическая таблица возрастов) //Звезда», № 4, 2006.
Этинген Л. Е. Третий возраст // Человек. № 1. 2002.
К экзамену допускаются студенты, посетившие большую часть лекций и принимавшие участие в работе семинарских занятий. Пропуск лекций, по усмотрению преподавателя, может быть отработан путем написания реферата. Те студенты, которые не смогли присутствовать на семинарских занятиях, должны предоставить конспекты текстов по соответствующим темам и быть готовы к собеседованию по ним на зачете. Положительно аттестованными считаются студенты, удовлетворительно ответившие на вопросы зачета.
1. Возраст как предмет философской рефлексии. Отличие философского анализа возраста от его социологического, психологического и медицинского анализа.
2. Возраст в дисциплинарных оптиках эстетики, этики, философии культуры и философской антропологии.
3. Философская рефлексия возраста в античной философии. Концепт «акмэ» в античной культуре и философии.
4. Феномен старости в философии Цицерона (описание, анализ, истолкование).
5. Средневековая философская мысль и осмысление возраста. Детство, старость и зрелость в средневековом богословском сознании.
6. Философская рефлексия возраста в Новое время. Открытие возрастов как особых форм человеческого бытия.
7. Аналитика зрелости в философии Просвещения. И. Кант о «совершеннолетнем состоянии» человека.
8. Рефлексия возраста и возрастных этосов в культуре ХХ века.
9. Детство как особый модус человеческого присутствия. Метафизика детства в христианской мысли. Открытие «мира детства» в европейской философии.
10. Детство в философии ХХ века.
11. Смерть (и старость) и рождение (и детство) как предельные понятия в классической и неклассической философии (от memento mori к memento nasci).
12. Этос и эстезис зрелости. Взрослость в социологическом и онтологическом измерениях.
13. Этос и эстезис старости. Физика и метафизика старости.
14. Социальные и культурные основания геронтофобии. Культ молодости и потребительская цивилизация.
15. Метафизика старости. Основные экзистенциальные модусы старости.
16. Типология старости. Старость в горизонте старого и старость в горизонте ветхого.
О тексте
Дополнительно