Спецсеминар «Мишель Фуко и его исследования по истории науки»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине спецсеминар (3 курс) «Мишель Фуко и его исследования по истории науки» для специальности 020700 «История», реализуемой на историческом факультете Саратовского государственного университета им. Н.Г.Чернышевского.

Д. В. Михель

Федеральное агентство по образованию
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
Кафедра теории и истории государства и права 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по дисциплине спецсеминар (3 курс) «Мишель Фуко и его исследования по истории науки» для специальности  020700 «История», реализуемой на историческом факультете.
Саратов, 2005 год 

Раздел 1. Организационно-методическое сопровождение 

Спецсеминар на историческом факультете является важнейшей, специфически университетской формой обучения студентов, «творческой лабораторией», в которой осуществляется производство молодых историков-исследователей. Спецсеминар для студентов 3 курса является продолжением спецсеминара, начатого в четвертом семестре 2 курса. Спецсеминар для студентов третьего года обучения, специализирующихся в области истории науки, посвящен изучению творчества крупнейшего французского интеллектуала второй половины ХХ века, видного историка науки Мишеля Фуко.

Предлагаемая программа включает в себя тематический план, планы спецсеминарских занятий, общие списки источников и литературы.

В рамках работы в спецсеминаре 3 курса студенты на примере творчества Фуко осваивают основной круг проблем, поставленных в области истории науки и интеллектуальной истории, знакомятся с методами анализа историко-научных источников, уясняют специфику научной работы, позволяющую им выйти на методологические проблемы, не решенные в исторической науке вопросы, глубже понять особенности современного историко-научного знания.

В результате работы в спецсеминаре на 3 курсе студенты в соответствии с требованиями ГОС должны продолжить углубленное осмысление историко-научной проблематики, усвоить и проблемно знать материал в рамках проблематики спецсеминара, основную литературу на русском языке, основанные исторические источники по избранным темам, ? основные научные споры вокруг проблематики спецсеминара, современные методологии.

Студенты должны уметь использовать выработанные компетенции, изученные подходы, полученные знания для:

- дальнейшего осмысления и усвоения программного материала как в его теоретической, так и конкретно-исторической части;

- подготовки к осуществлению профессиональной деятельности историка, учителя истории;

- понимания феноменов истории науки и интеллектуальной истории, их роль в истории цивилизации;

- выражения и обоснования своей позиции по теоретическим, конкретно историческим и методологическим вопросам истории науки;

- самостоятельного углубления и расширения круга знаний и постижения методологий, теорий, проблем в области современной историографии.

Раздел 2. Тематический план учебной дисциплины «Спецсеминар» (3 курс)

Специальность  «История» 

  Наименование раздела, подраздела, темы лекции Бюджет учебного времени Форма текущего и итогового контроля
Всего в том числе
лекции лабораторные и практические занятия семинарские занятия самостоятельная работа студентов
1 2 3 4 5 6 7 8
Очная полная программа
1 Раздел 1. Жизнь и творчество Мишеля Фуко 2     2    
2 Раздел 2. Основные элементы теории и методологии историко-научного анализа Фуко 2     2    
2.1. Тезаурус теоретико-методологических инструментов историко-научного анализа в работе Фуко «Археология знания» (1969) 2     2    
3. Раздел 3. Исследования Фуко по истории медицины 8     8    
3.1. Интеллектуальная и социальная история клинической медицины 2     2    
3.2. Анализ работы «Рождение клиники» (1963) 4     4    
3.3. Анализ работы «Рождение социальной медицины» (1977) 2     2    
4. Раздел 4. Исследования Фуко по истории наук о человеке 10     10    
4.1. Место истории наук о человеке в рамках современной историографии 2     2    
4.2. Анализ работы «Слова и вещи» (1966) 8     8    
5 Раздел 5. Исследования Фуко по истории психиатрии и психологии 10     10    
5.1. Интеллектуальная и социальная история психиатрии и психологии: основные проблемы 2     2    
5.2. Анализ работы «История безумия в классическую эпоху» (1972) 8     8    
6 Раздел 6. Исследования Фуко по истории судебной психиатрии 8     8    
6.1. История возникновения судебной психиатрии в курсе лекций «Ненормальные» (1975) 4     4    
6.2. Анализ работы «Я, Пьер Ривьер..» (1973) 2     2    
6.3. История понятия «опасный индивид» в судебной психиатрии XIX века 2     2    
7 Раздел 7. Исследования Фуко по истории криминологии 8     8    
7.1. Интеллектуальная и социальная история криминологического знания XVIII-XIX веков 2     2    
7.2. Анализ работы «Надзирать и наказывать» (1975) 6     6    
8 Раздел 8. Исследования Фуко по истории психоанализа 10     10    
8.1. Интеллектуальная и социальная история психоанализа: основные проблемы 2     2    
8.2. Анализ работы «Воля к знанию» (1976) 6     6    
8.3. Фуко и книга Делеза и Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972) 2     2    
9 Раздел 9. Исследования Фуко по истории политического анализа 8     8    
9.1. Анализ курса лекций «Нужно защищать общество» (1976) 6     6    
9.2. Анализ работы «Искусство государственного управления» (1978) 2     2    
10 Раздел 10. Исследования Фуко по истории этики 6     6    
10.1 Анализ работы «Что такое Просвещение?» (1984) 2     2    
10.2 Анализ работы «Использование удовольствий» (1984) 2     2    
10.3 Анализ работы «Забота о себе» (1984) 2     2    
  Итого: 70     70   зачет

Раздел 3. Содержание учебной дисциплины 

Тема 1. Жизнь и творчество Мишеля Фуко

Мишель Фуко – французский интеллектуал, историк науки, историк «систем мысли», родоначальник интеллектуальной истории. Творческая биография Фуко. Основные этапы творчества.

1950-1960-е гг. – «археологический период». Круг основных проблем. Основные работы. Фуко и политика. 1968-й год.

1970-е гг. – период «генеалогий». Фуко в «Коллеж де Франс». Основные работы и курсы лекций. Интервью и статьи.

1980-е гг. – период «эстетик существования». Последние работы Фуко. Новые ходы мысли и темы. Интервью и статьи. 

Тема 2. Тезаурус теоретико-методологических инструментов историко-научного анализа в работе Фуко «Археология знания» (1969)

Фуко как историк науки. Неприятие традиционной «истории идей». Разработка и реализация новой методологии историко-научного анализа.

Анализ истории знания через анализ истории дискурсов. Основные понятия: «наука», «произведение», «теория», «понятие», «текст». Изучение «дискурсивных закономерностей».

Изучение «высказываний». Определение и функции высказывания. Описание высказываний. Историческое априори и архив.

Изучение «археологических описаний». «Археология знания» Фуко как форма интеллектуальной истории. История научного знания как часть интеллектуальной истории. Наука и не-наука. Наука и знание. 

Тема 3. Интеллектуальная и социальная история клинической медицины

Неприятие Фуко истории медицины как истории идей. Интеллектуальная история медицины как история трансформаций медицинского дискурса. Медицинский дискурс XVIII века. Медицинский дискурс первой половины XIX века. Медицинский дискурс рубежа XIX-XX веков.

Социальная история медицины. Медицинский дискурс и медицинские учреждения. Клинический госпиталь как основная форма организации современного медицинского опыта и как социальный институт. Клиника и лаборатория.

Лечебная медицина и медицина «открытых пространств» (социальная медицина). Медицина и государственная политика. Политика здоровья в XVIII веке. 

Тема 4. Анализ работы «Рождение клиники» (1963)

Медицина эпохи Просвещения. Роль университетского образования в подготовке врачей. Медицинское знание и его связь с естественной историей. Медицинская практика. Борьба с болезнью. Медико-философские представления о природе болезни. Отношение к индивиду. «Прото-клиника».

Политические условия рождение клинической медицины. Французская революция и реформа медицинского образования. Национализация больничных фондов. Роспуск корпораций. Война и потребности в военных врачах и хирургах. Дискуссии о новых моделях медицинской подготовки. Клиническое образование.

Научно-теоретические условия рождения клинической медицины. Медицинская семиотика эпохи Просвещения. Философия сенсуализма и медицина. Парижская школа хирургов. Развитие патологической анатомии. Биша и его коллеги. Витализм и мортализм в медицине. От диагностики болезни к анализу нормы и патологии. Анатомо-хирургическая модель клинико-медицинского знания первой половины XIX века. Физиология развития клинической медицины во второй половине XIX века. Микробиология и развитие медицины на рубеже XIX и XX веков.

Медицина и науки о человеке. Теоретические и эмпирические знания о конечности человеческого существования. Патолого-анатомическая картина смерти и «лирический образ человека». 

Тема 5. Анализ работы «Рождение социальной медицины» (1977)

Социальная медицина и клиническая медицина: их отношения. Здоровье населения как политическая проблема. Церковь как пастырь душ, государство как инструмент управления населением. Социальная медицина на службе современного государства.

Проблема медикализации населения. Медикализация в форме распространения медицинского контроля. Выбор объектов медикализации: дети, женщины, военные, преступники, рабочие.

Государственная медицина Нового времени. Медицинская полиция в Австрии и Германских землях. Медицинская полиция в Российской империи.

Городская медицина XVIII-XIX веков. Французская городская медицина. Контроль над качеством воды и городскими отходами. Проблемы водопровода и канализации. Борьба с холерой. Публичная (социальная) гигиена.

Медицина рабочей силы. Английская социальная медицина. Фабричные инспекции. Санитарная статистика, санитарное законодательство, санитарно-медицинские службы.

Социальная медицина как элемент социальной политики. Создание современных национальных систем здравоохранения. 

Тема 6. Место истории наук о человеке в рамках современной историографии

Понятие «наук о человеке». Французская и британская истории наук о человеке. Науки о человеке и социальные науки. Науки о человеке и гуманитарные науки. Фуко как историк наук о человеке.

«История наук о человеке» Роджера Смита (1997). Журналы по истории наук о человеке. Европейское общество истории наук о человеке и его деятельность. Круг проблем и круг исследований современного сообщества историков наук о человеке.

История наук о человеке и история науки (история естествознания). История наук о человеке как форма интеллектуальной и социальной истории знания о людях, биологическом и культурном, телесном и разумном в человеке.

История наук о человеке и историография. Что значит писать историю сегодня? Историки и исследователи истории наук о человеке. 

Тема 7. Анализ работы «Слова и вещи» (1966)

Значение книги «Слова и вещи» для истории науки и интеллектуальной истории. Структура книги и способ организации материала. Круг обсуждаемых вопросов. Вопросы, оставленные за пределами изложения. Язык книги.

История знания как история дискурса. Знания и дискурсы. Пространства знания вместо непрерывной истории идей. Археологическое описание трех пространств знания (эпистем). Организация высказываний.

Интеллектуальная история биологического знания. Естественная история эпохи Возрождения. Естественная история эпохи классического рационализма. Рождение наук о живом. «Позитивность» жизни.

Интеллектуальная история экономического знания. Анализ богатств в эпоху Возрождения и в эпоху классического рационализма. Рождение политической экономии. «Позитивность» труда.

Интеллектуальная история филолого-лингвистического знания. Грамматика эпохи Возрождения. «Всеобщая грамматика» эпохи классического рационализма. Рождение современных наук о языке. «Позитивность» языка.

Интеллектуальная история наук о человеке. Эпистемологические условия возможности человека. Характеристики человеческого существования через категории «жизнь», «труд» и «язык». Круг или «треугольник» наук о человеке – психология, социология, анализ культуры. История, этнография и психоанализ, их связь с науками о человеке.

Роль наук о человеке в современном мире. Тезис о возможной «смерти человека» и его восприятие интеллектуалами конца ХХ века. 

Тема 8. Интеллектуальная и социальная история психиатрии и психологии: основные проблемы

Фуко как профессиональный философ и психолог, его интерес к проблемам психологии. Традиция феноменологической и экзистенциальной философии во Франции. Фуко и Жан-Поль Сартр: различие интеллектуального опыта. Постоянный интерес Фуко к творчеству Маркса, Фрейда и Ницше. Личный опыт. Госпиталь Святой Анны в Париже. Ранние работы по истории психологии и психиатрии.

Проблематизация как метод работы Фуко. Проблематизация понятия «психическая болезнь». Значение социологических и социально-антропологических исследований в области изучения психиатрии для Фуко. Вывод об условности понятия «психическая болезнь».

Изучение истории медикализации психической болезни. Необходимость перехода как ее предыстории. Психическая болезнь и безумие. Безумие и неразумие (ненормальность). Различные значения безумия: сакральное, философское, литературное, медицинское. Безумие и общество. История безумия как дополнение истории западного рационализма. Психиатрия как продукт западной цивилизации. Власть психиатрии. 

Тема 9. Анализ работы «История безумия в классическую эпоху» (1972)

Отношение к ненормальным на Западе в средние века и эпоху Возрождения. «Корабли дураков» как элементы пейзажа. «Дурачок» в истории Запада. Значение праздников дураков в городской культуре средневековья и Возрождения. Глупость против бесполезной учености церковников.

Литературно-художественные опыты восприятия безумия в XVI веке. Эразм Роттердамский, Иероним Босх, Сервантес и другие свидетели безумия. Позиция Декарта. Новые трактовки безумия в литературе и драматургии Нового времени.

Безумие как элемент неразумия. Утверждение новых представлений о социальной норме в Новое время. Неразумие как социально неприемлемое поведение. Неразумие и бедность. Неразумие и бродяжничество. Неразумие как семейная и социальная проблема. Неприятие ненормального через его исключение. Госпитализация и помещение в работный дом. Мир исправительных работ в Новое время.

Безумие как предмет философских и естественно-исторических интерпретаций. Безумец как естественный вид. Вопрос о бреде. Безумие и медицинский опыт Нового времени. Церковно-магические формы обращения с безумием в медицине Нового времени.

Развитие западного общества в XVIII веке. Изменения в экономике, новые тенденции в социальной и политической жизни. Кризис системы исправительных учреждений. Вопрос о рабочей силе. Вопрос об ответственности семьи. Великие страхи XVIII века. Отношение городской элиты к учреждениям для содержания социально-опасных лиц. Начало реформ.

Великие мифы традиционной истории психиатрии. Эпизод о Филиппе Пинеле как реформаторе. Критическая интерпретация истории возникновения убежища для душевнобольных. Моральное лечение. Борьба за медикализацию. 

Тема 10. История возникновения судебной психиатрии в курсе лекций «Ненормальные» (1975)

Психиатрия как элемент социальной гигиены, ее историческая обособленность от медицины. История сближения психиатрии с медициной. Феномен судебной психиатрии.

Психиатрическая экспертиза в уголовной практике. Морально-психологический дубликат преступления. Конец конфликтных отношений между медицинской и судебной властями.

Традиционные фигуры в истории ненормальных на Западе: человеческий монстр и ребенок-мастурбатор. Их значение для истории психиатрии. Традиционные объекты судебно-психиатрического дискурса – ужасное преступление и отклонения в сфере сексуальности.

Монстры в естественной истории. Монстры в политической истории эпохи Революции. Монстры в ранней истории психиатрии. Сосредоточенность судебной психиатрии первой половины XIX века на случаях каннибализма и немотивированного убийства. Открытие инстинктов. Уголовное законодательство на Западе в первой половине XIX века и его значение для судебной психиатрии.

Проблема ненормальной сексуальности. Пастырская власть на Западе. Техники исповеди. Случаи одержимости в XVII веке. Феномен конвульсий. Конвульсия как неврологическая модель душевной болезни. Привлечение детства в сферу патологической ответственности. Дебаты о детской мастурбации в XVIII и XIX веках. Психиатрия и феномен детской сексуальности. Теория инцеста. Развитие психиатрии во второй половине XIX века. 

Тема 11. Анализ работы «Я, Пьер Ривьер..» (1973)

Значение книги «Я, Пьер Ривьер, убивший мать, брата и сестру» для истории науки и интеллектуальной истории. Структура книги и способ организации материала. Круг обсуждаемых вопросов. Вопросы, оставленные за пределами изложения. Язык книги. Реакция западных интеллектуалов на книгу Фуко.

Исследование о взаимоотношениях дискурсов уголовного права и медицины, лечебной медицины и психиатрии. Реформы уголовного законодательства на Западе. Значение медицинской экспертизы в уголовном судопроизводстве. Вопрос о пределах уголовной ответственности. Алиенизм первой половины XIX века. Опыт первых алиенистов в убежище. Ужасные преступления. Парентицид.

Случай Пьера Ривьера 1835 г. Дискуссии о причинах преступления. Временное помрачение ума. Концепция мономании убийства. Другие термины для обозначения промежуточных состояний между психической нормой и явной патологией.

Превращение психиатрии в инструмент нормализации и социальной защиты. Уголовный суд как пространство присутствия эксперта-психиатра. 

Тема 12. История понятия «опасный индивид» в судебной психиатрии XIX века

Развитие судебной психиатрии в XIX веке – от первых приглашений в суд в качестве экспертов по мотивам преступления до регулярных практика судебно-психиатрического освидетельствования. Эволюция языка психиатрии, внимание к диагностическим категориям «бред», «инстинкт», «мономания», «помрачение сознания». Переход к новым диагностическим категориям во второй половине XIX века – «дегенерация», «наследственность».

Развитие криминальной антропологии в Италии и Франции. Попытки естественнонаучного определения «опасных индивидов». Реформы в области гражданского права и развитие страхового законодательства. Формулировка понятия «опасного состояния» и перенос его в сферу уголовного законодательства. Теория «социальной защиты». Попытки медикализации преступления и правосудия. Связь психиатрии конца XIX века с евгеникой. Критические выводы Фуко о роли криминально-медицинских трактовок «опасного субъекта». 

Тема 13. Интеллектуальная и социальная история криминологического знания XVIII-XIX веков

Криминология как пример современной науки о человеке. Истоки криминологии в области философии Просвещения. Принципиальное значение идей Чезаре Беккариа для формирования стратегии профилактики преступлений. Перенос внимания с проблемы наказания за преступление на проблему предотвращения преступления в сочинениях юристов и философов рубежа XVIII и XIX веков. Возникновение вопроса о личности преступника в уголовном правосудии начала XIX века. Рождение криминологии как науки о преступнике.

Социальная история криминологии содержит историю возникновения трех структур – криминальной полиции, современной тюрьмы и сообщества криминологов. Возникновение криминальной полиции как следствие дифференциации более общей системы полиции, которая функционировала на Западе в XVI-XVIII веках. Полиция как неотъемлемый элемент особого рода политики управления населением, называемой «биополитика». Рождение современной тюрьмы обсуждается Фуко в книге «Надзирать и наказывать» (1975), вопрос о сообществе криминологов рассматривается очень кратко в той же работе и в серии статей второй половины 1970-х гг.

Философские, психопатологические и социологические теории в криминологии. Интеллектуальная история криминологии как история развития представлений о «преступной душе» и «криминальной культуре». Тюрьма как пространство криминальной культуры. 

Тема 14. Анализ работы «Надзирать и наказывать» (1975)

Значение книги «Надзирать и наказывать» для истории криминологии. Структура книги и способ организации материала. Круг обсуждаемых вопросов. Вопросы, оставленные за пределами изложения. Язык книги.

Интеллектуальная и социальная история наказаний на Западе в XVIII веке и первой половине XIX века: переход от публичных казней к тюремному заключению. Дискурсы наказания, их носители. Тело осужденного. Блеск казни. Трансформация карательной политики во Франции и Англии на рубеже XVIII и XIX веков. Переход к мягким наказаниям. Критическая оценка Фуко политики мягких наказаний: не рост гуманизма, а рост эффективности наказаний.

Усиление борьбы с народными беззакониями на рубеже XVIII и XIX веков. Изменение стратегий власти. Насаждение дисциплины. Система дисциплинарных институтов: монастырь, казарма, мануфактура, больница, исправительный дом, тюрьма. Тюрьма как воплощение дисциплины и открытого принуждения. Тюрьма-паноптикум. Модели тюрьмы на Западе.

Проблема воспроизводства преступности. Дискуссии о несовершенстве тюрьмы как исправительного учреждения. Тезис Фуко о «криминологической болтовне». Вывод об эффективности тюрьмы. Тюрьма как обсерватория. Производство делинквентности. Карцер. Общество и тюрьма. Вопрос о будущем тюрьмы. Связь тюрьмы, уголовного правосудия, полиции и преступности.

Пояснения Фуко к своей книге. Интервью и статьи. 

Тема 15. Интеллектуальная и социальная история психоанализа: основные проблемы

Интерес Фуко к творчеству Фрейда. Фрейд как зачинатель одной из современных техник интерпретации. Трактовка психоанализа в работе «Слова и вещи» (1966). Изменение представлений о социальной значимости психоанализа в начале 1970-х гг. Роль работы Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип» (1972). Критическая трактовка психоанализа.

Главная проблема психоанализа Фрейда – сексуальность. Оригинальная теория Фуко о неоригинальности психоанализа. Полемика с фрейдо-марксистами 1950-х и 1960-х гг. и дегероизация Фрейда. Попытка написания «археологии психоанализа». Необходимость воссоздания истории сексуальности. Психоанализ как теория и техника работы с сексуальностью буржуазии. Причины значения проблемы сексуальности в истории Западной цивилизации. Запад и истина пола.

Психоанализ как техника производства нормальной сексуальности. Психоанализ как средство контроля семейной жизни. Приемлемость теории инцеста для буржуазной семьи. Неприменимость психоанализа в качестве техники производства пролетарской сексуальности. Дополнение психоанализа психиатрией и евгеникой. 

Тема 16. Анализ работы «Воля к знанию» (1976)

Замысел книги. Ее структура. Общий план написания многотомной истории сексуальности. Отказ от его реализации. Язык книги. Основные вопросы.

Критика репрессивной теории сексуальности. Фрейд не освобождал сексуальные влечения. История Запада как история усиливающейся болтовни о сексуальности. Побуждение к дискурсам. Имплантация перверсий. Значение исповедальных практик средневековья и Нового времени для конструирования знаний о сексе и сексуальности. Scientia sexualis вместо ars erotica. Воля к знанию.

Сексуальность как биологическое и социальное. Диспозитив сексуальности. Формирование фигур нормальной и патологической сексуальности. Мать-истеричка. Ребенок-мастурбатор. Извращенец. Мальтузианская супружеская пара. Значение фигур патологического для развития знаний о сексе – сексологии, сексопатологии, а также педагогики, психологии, психопатологии, психоанализа. Сексуальность органически буржуазна. Озабоченность буржуазии своим воспроизводством. Тема семейных ценностей. Отклонение от нормы как повод для вмешательства и контроля со стороны специалистов по сексуальности. Постановка вопроса о власти. Власть как сеть отношений силы. Сопротивление и господство. Очаги власти формируются вокруг тел и их удовольствий.

Оригинальная трактовка власти. Отказ от юридически-дискурсивной институциональной концепции власти. Развитие представлений о техниках власти. Микрофизика власти. Новое время как эпоха перехода от карающей власти к опекающей власти. Право на смерть и власть над жизнью. Рождение био-власти. Два модуса био-власти: анатомо-политика тела и био-политика населения. Сексуальность как область соединения этих модусов.

Психоанализ как элемент био-власти. Эксцессы расизма и фашизма. Психоаналитический интерес к сексу и фашистские мифы о крови. Символизм фашистского мышления. Значение психоанализа Фрейда. Вера в «освобождение». 

Тема 17. Фуко и книга Делеза и Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972)

Фуко и Жиль Делез. Дружба, общий интерес к психоанализу и проблемам власти. Их работы друг о друге. Жиль Делез. «Фуко» (1988). Мишель Фуко «Философский театр», «Истина и правовые установления» (1973) и др.

Творческий тандем философа Делеза и психоаналитика Феликса Гваттари. Общие работы. Критическое переосмысление психоанализа Фрейда. Внимание к психоанализу Жака Лакана. Неудовлетворенность лаканизмом. Поиск альтернативы. Шизофрения как неудобный вопрос для психоанализа, сосредоточенного на неврозах. Изобретение шизоанализа.

Развитие Делезом проблемы тела без органов. Психоанализ как средство формирования языка и тела индивида. Сборка тела. Тело без органов как поток желания. Интерес к творчеству Мелании Кляйн. Значение философии Ницше для Делеза и Фуко.

Выбор метафоры для новой теории. Отказ от театральных метафор Фрейда в пользу индустриальных метафор. Тело как машина. Организм. Бессознательное как завод. Машины желания. Оппозиция организма и тела без органов.

Место психоанализа в истории общества. Проблема Эдипова комплекса. Оригинальные трактовки периодов дикости, варварства и цивилизации. Разработка социально-антропологической проблемы родства. Расширенные горизонтальные системы родства в обществе «дикарей». Прямые вертикальные системы родства в обществе «варваров». Редукция родства к семейным связям в «цивилизованном» обществе. Психоанализ как техника конструирования семьи и Эдипов-невротиков. Психоаналитическое производство неврозов. Шизоаналитическое производство желаний. Шизоанализ и революция. Значение книги Делеза и Гваттари в контексте событий 1968 г. Значение работ Фуко и Делеза-Гваттари для феминизма. 

Тема 18. Анализ курса лекций «Нужно защищать общество» (1975-1976)

Интерес Фуко к проблемам политики. Интеллектуалы и политика. Интервью, статьи, книги. Лекционные курсы в Коллеж де Франс. Переход от проблем изучения психиатрии и сексуальности к проблемам власти и управления во второй половине 1970-х гг.

Разработка проблемы власти. Отказ от юридической и экономической точки зрения на власть в пользу историко-политической, генеалогической концепции власти. Переформулирование афоризма генерала Клаузевица. Развитие метафоры Гоббса о «войне всех против всех» как предпосылке возникновения государства. Реальность войны в истории возникновения государства. Политика – война, продолженная другими средствами.

Теория суверенитета. Дисциплинарная власть. Правило и норма. Бинарная структура общества. Историко-политический дискурс, дискурс вечной войны. Дискурс борьбы рас и его превращения. Проблема расизма. Развитие историко-политических теорий в Англии и Франции. Интеллектуальная история политического знания Нового времени.

История французского политического анализа. Проблемы нашествия, государства, нации, конституции. Критика концепции Буленвилье. Проблематика Просвещения. Исторический дискурс во времена Революции. Подходы к пониманию истории.

Более полная постановка проблемы био-власти. От суверенной власти к власти над жизнью. От человека-тела к человеку-роду. Области применения био-власти. Население. Дисциплина и регуляция. Рабочий, город, сексуальность, норма. Функции расизма. Нацизм. Социализм. 

Тема 19. Анализ работы «Искусство государственного управления» (1978)

Курс лекций в Коллеж де Франс 1977-1978 гг. «Безопасность, территория и население». Первая лекция. Ее значение для исследований по истории политического анализа. Важность проблематики управления. Историческая типология  форм управления.

Средние века и эпоха Возрождения. Модель суверенной власти. Государство правосудия. Управление государством в форме обладания страной. Территория как объект управления. Политическая литература XVI века. «Советы государю» как господствующий жанр. Творчество Макиавелли.

XVII и XVIII века. Критика Мишелем Фуко положения о главенстве теории общественного договора в эпоху Нового времени. Неудачный компромисс теории суверенной власти и искусства управления. Управление государством в форме рационального искусства. Литература эпохи Нового времени по искусству управления. творчество Ля Перье. Единство комплекса управленческих знаний – этика, экономика, политика. Экономика в практике управления. Государь как хозяин дома и отец семейства. Население как объект государственного управления. Административное государство. Причины неудачи меркантилизма. Преобладание семейной модели в понимании объекта управления.

Конец XVIII века. Отказ от семейной модели в понимании объекта государственного управления. Комплекс знаний о населении. Формирование политической экономии. Новый смысл статистики. Творчество Руссо. Управленческое государство. Перенос внимания с государства на искусство управления. 

Тема 20. Анализ работы «Что такое Просвещение?» (1984)

Эволюция творчества Фуко на рубеже 1970-х и 1980-х гг. Возвращение темы морали. Ницшеанство Фуко. Необходимость генеалогии современной морали. Роль этики (философии морали) в становлении современной морали. Возможность решения вопроса о морали на нескольких путях. Роль этической философии греков. Роль Канта. Постановка проблемы Просвещения.

Место Канта в творчестве Фуко. Перевод и комментарии к работам Канта по антропологии. Статья Канта «Что такое Просвещение?» Ее анализ. Просвещение как историческая эпоха и как состояние совершеннолетия. Совершеннолетие через самокритику. Три формы критики разума у Канта.

Необходимость дополнения кантовских критик критикой исторического разума. Вопрос о возможности создания «онтологии нас самих» или истории настоящего. Обращение к Бодлеру с его «героизацией современности». Три основных компонента онтологии нас самих: знание, власть и этика. Необходимость изучения этики с позиций социальной и интеллектуальной истории. 

Тема 21. Анализ работы «Использование удовольствий» (1984)

Курс лекций в Коллеж де Франс 1981-1982 гг. Развитие проблемы «герменевтики субъекта». Возможность активного субъекта. Герменевтика как внутреннее само-истолкование. Социокультурные механизмы античного мира, обуславливающие возможность познания себя и возможность заботы о себе. Значение этической философии. Сократ. Стоики. Два периода в античной истории заботы о себе. Классическая эпоха. Эллинистическая эпоха. Период ранней христианской истории. Написание второго и третьего томов «Истории сексуальности». Цели и задачи второго тома. Его структура.

Античные трактовки этической субстанции. Свобода и сдержанность в трактовке сексуального поведения у греков. Философская строгость в отношении к своему телу и удовольствиям. Использование удовольствий как критическая работа. Четыре вида строгости или самореализации греческого свободного мужчины.

Диететика: обращение с собственным телом. Диета удовольствий. Риски и опасности. Акт, трата и смерть. Экономика: забота о собственном доме и его обитателях. Мудрость брака. Организация дома Исхомаха у Ксенофонта. Три вида политики воздержанности. Греческая эротика V века до н.э.: обращение с возлюбленным. Проблематичная связь. Честь юноши. Объект удовольствия. Четвертый вид строгости: обращение с истиной. 

Тема 22. Анализ работы «Забота о себе» (1984)

Развитие проблематики «использования удовольствий» в работе «Забота о себе». Ее структура. Новое введение в тему «использования удовольствий». Анализ «Сонника» Артемидора. Вопрос об активной позиции субъекта.

Античная культура себя. Ее элементы. Диететика, экономика, эротика. Трансформации культуры себя в эпоху эллинизма. Освобождение от политических требований. Самоценность заботы о себе в ранний императорский период.

Диететика. Толкование позиции Галена. Режим удовольствий. Работа души. Экономика. Значение супружеских уз. Проблема монополии. Эротика. Толкование позиции Плутарха. Псевдо-Лукиан. Возникновение новой эротики. Эротизация отношений между полами.

Общие выводы о формировании морали из этической философии. Перспективы изучения раннехристианской этики и ее развития в позднейших системах этической мысли. 

Раздел 4. Перечень основной и дополнительной литературы 

Тема 1. Жизнь и творчество Мишеля Фуко

  1. Фуко М. Истина, власть и самость // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч.3. С.287-296.
  2. Фуко М. Эстетика существования // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч.3. С.297-304.
***
  1. Табачникова С.В. Мишель Фуко: историк настоящего // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. С.396-443.
  2. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.
  3. Автономова Н.С. Проблема человека у позднего Фуко (Обзор) // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1. М., 1988. С.35-72.
  4. Автономова Н.С. Мишель Фуко // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С.361-363.
  5. Сокулер З. Структура субъективности, рисунки на песке и волны времени // Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997. С.5-20.
  6. Miller J. The Passions of Michel Foucault. Pittsburgh, 1994.
  7. Hakosalo H. Bio-Power and Pathology: Science and Power in the Foucauldian Histories of Medicine, Psychiatry and Sexuality. Oulu, 1991.
  8. Foucault M. The Minimalist Self // Foucault M. Politics, Philosophy, Culture: Interviews and Other Writings, 1977-1984. Ed. Lawrence D. Kritzman. New York; London, 1988. P.3-16. 

Тема 2. Тезаурус теоретико-методологических инструментов историко-научного анализа в работе Фуко «Археология знания» (1969)

  1. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
  2. Фуко М. Археология знания (фрагмент) // Современная структуралистская идеология (генезис политологических концепций). М., 1984. С.37-53.
  3. Автономова Н.С. Археология знания // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С.27-28. 

Тема 3. Интеллектуальная и социальная история клинической медицины

  1. Фуко М. Археология знания. Киев, 1996.
  2. Фуко М. Рождение клиники. М., 1996.
  3. Foucault M. The Politics of Health in the Eighteenth Century // Power/Knowledge. Selected Interviews and Other Writings 1972—1977. Ed. C.Gordon. New York, 1980. P.166-182. (русс. пер. Д.В. Михеля).
***
  1. Hakosalo H. Bio-Power and Pathology: Science and Power in the Foucauldian Histories of Medicine, Psychiatry and Sexuality. Oulu, 1991. P.19-54.
  2. Osborne T. Medicine and Epistemology: Michel Foucault and the Liberality of Clinical Reason // History of the Human Sciences. 1992. Vol.5 (2). P.63-93 (русс. пер. Д.В. Михеля).
  3. Rupp J.C.C. Michel Foucault, Body Politics and the Rise and Expansion of Modern Anatomy // Journal of Historical Sociology. 1992. Vol.5 (1). P.31-60 (русс. пер. Д.В. Михеля). 

Тема 4. Анализ работы «Рождение клиники» (1963)

  1. Фуко М. Рождение клиники. М., 1996.
  2. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.
  3. Михель Д.В. Воплощенный человек: Западная культура, медицинский контроль и тело. Саратов, 2000.
  4. Osborne T. Medicine and Epistemology: Michel Foucault and the Liberality of Clinical Reason // History of the Human Sciences. 1992. Vol.5 (2). P.63-93 (русс. пер. Д.В. Михеля). 

Тема 5. Анализ работы «Рождение социальной медицины» (1977)

  1. Фуко М. Рождение социальной медицины // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч.3. С.79-108.
  2. Foucault M. The Crisis of Medicine or the Crisis of Antimedicine // Foucault Studies. 2004. No.1. P.5-19.
  3. Enoch S. The Contagion of Difference: Identity, Bio-politics and National Socialism // Foucault Studies. 2004. No.1. P.53-70. 

Тема 6. Место истории наук о человеке в рамках современной историографии

  1. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  2. Автономова Н.С. Мишель Фуко и его книга «Слова и вещи» // Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994. С.7-37.
  3. Автономова Н.С. Эпистема // Современная западная философия: Словарь. М., 1991. С.395.
  4. Визгин В.П. Мишель Фуко – теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995. №4. С.116-126.
  5. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.
  6. Smith R. The Fontana History of the Human Sciences. New York, 1997. 

Тема 7. Анализ работы «Слова и вещи» (1966)

  1. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  2. Автономова Н.С. Концепция «археологического знания» М. Фуко // Вопросы философии. 1972. №10. С.142-150.
  3. Автономова Н.С. Эпистемологическая концепция М.Фуко и ее эволюция // Французская философия сегодня. М., 1989.
  4. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999. 

Тема 8. Интеллектуальная и социальная история психиатрии и психологии: основные проблемы

  1. Фуко М. Безумие и общество // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч.1. С.7-18.
  2. Foucault M. The Minimalist Self // Foucault M. Politics, Philosophy, Culture: Interviews and Other Writings, 1977-1984. Ed. Lawrence D. Kritzman. New York; London, 1988. P.3-16.
***
  1. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.
  2. Ильин И.П. Мишель Фуко – историк безумия, сексуальности и власти // Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. С.51-94.
  3. Кастель Р. «Проблематизация» как способ прочтения истории // Мишель Фуко и Россия: Сборник статей / Под ред. О. Хархордина. СПб.; М., 2001. С.10-32.
  4. Hakosalo H. Bio-Power and Pathology: Science and Power in the Foucauldian Histories of Medicine, Psychiatry and Sexuality. Oulu, 1991. P.77-101, 148-173. 

Тема 9. Анализ работы «История безумия в классическую эпоху» (1972)

  1. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.
  2. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.
  3. Янгулова Л.В. Юродивые и Умалишенные: генеалогия инкарцерации в России // Мишель Фуко и Россия: Сборник статей / Под ред. О. Хархордина. СПб.; М., 2001. С.192-212. 

Тема 10. История возникновения судебной психиатрии в курсе лекций «Ненормальные» (1975)

  1. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. СПб., 2004.
  2. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.
  3. Smith R. Trial by Medicine: Insanity and Responsibility in Victorian Trials. Edinburgh, 1981 (русс. пер. Д.В. Михеля). 

Тема 11. Анализ работы «Я, Пьер Ривьер..» (1973)

  1. Foucault M. I, Pierre Riviere, Having Slaughtered My Mother, My Sister and My Brother – A Case of Parricide in the 19th. New York, 1975 (русс. пер. Д.В. Михеля).
  2. Hakosalo H. Bio-Power and Pathology: Science and Power in the Foucauldian Histories of Medicine, Psychiatry and Sexuality. Oulu, 1991. P.102-127.
  3. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999. 

Тема 12. История понятия «опасный индивид» в судебной психиатрии XIX века

  1. Фуко М. Эволюция понятия «опасный индивид» в судебной психиатрии XIX века // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч.3. С.113-142.
  2. Фуко М. О концепции «социально опасного субъекта» в судебной психиатрии XIX века // Философская и социологическая мысль. 1991. №7. С.84-110. 

Тема 13. Интеллектуальная и социальная история криминологического знания XVIII-XIX веков

  1. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  2. Фуко М. Око власти // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч.1. С.220-248.
  3. Фуко М. Власть и стратегии // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч.1. С.303-318.
***
  1. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.
  2. Михель Д.В. Криминология в контексте истории // Актуальные проблемы современной юридической науки и практики. Сборник научных трудов. Саратов, 2006. С.232-248.
  3. O’Brien P. Crime and Punishment as Historical Problem // Journal of Social History. 1978. Vol.11. P.508-520 (русс. пер. Д.В. Михеля). 

Тема 14. Анализ работы «Надзирать и наказывать» (1975)

  1. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы. М., 1999.
  2. Фуко М. Власть и тело // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч.1. С.161-171. 

Тема 15. Интеллектуальная и социальная история психоанализа: основные проблемы

  1. Фуко М. Запад и истина пола // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч.1. С.193-200.
  2. Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
  3. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.
  4. Рыклин М. Сексуальность и власть: антирепрессивная гипотеза Мишеля Фуко // Логос. Философско-литературный журнал. 1994. №5. С.196-206. 

Тема 16. Анализ работы «Воля к знанию» (1976)

  1. Фуко М. Воля к знанию // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996.
  2. Фуко М. Воля к знанию (обзор) // Человек и общество: проблемы человека на XVIII Всемирном философском конгрессе. М., 1992. Вып.4. С.51-84.
  3. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.  

Тема 17. Фуко и книга Делеза и Гваттари «Капитализм и шизофрения» (1972)

  1. Делез Ж., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Т.1. Анти-Эдип. М., 1989.
  2. Гваттари Ф. Танец освобождения // Архетип. Философский психоаналитический журнал. 1995. №1.С.57-65. 

Тема 18. Анализ курса лекций «Нужно защищать общество» (1975-1976)

  1. Фуко М. Нужно защищать общество: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учебном году. СПб., 2005.
  2. Stone B.E. Defending Society from the Abnormal: Archaeology of Bio-Power // Foucault Studies. 2004. No.1. P.77-91. 

Тема 19. Анализ работы «Искусство государственного управления» (1978)

  1. Фуко М. Искусство государственного управления // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2005. Ч.2. С.183-211.
  2. Фуко М. Безопасность, территория, население // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч.3. С.143-150. 

Тема 20. Анализ работы «Что такое Просвещение?» (1984)

  1. Фуко М. Что такое Просвещение? // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002. Ч.1. С.335-359.
  2. Фуко М. Что такое Просвещение? // Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999. 

Тема 21. Анализ работы «Использование удовольствий» (1984)

  1. Фуко М. Использование удовольствий. СПб., 2004.
  2. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс 1982. Выдержки // Социо-Логос. М., 1991. Вып.1.С.284-311.
  3. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999.

Тема 22. Анализ работы «Забота о себе» (1984)

  1. Фуко М. Забота о себе. Киев; М., 1998.
  2. Фуко М. Этика заботы о себе как практика свободы // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч.3. С.241-270.
  3. Фуко М. Эстетика существования // Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2006. Ч.3. С.297-304.

***

  1. Автономова Н.С. Проблема человека у позднего Фуко (Обзор) // Современный человек: цели, ценности, идеалы. Вып.1. М., 1988. С.35-72.
  2. Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов, 1999. 

Раздел 5. Перечень средств обучения 

  1. Научная литература по теме спецсеминара: первоисточники, монографические исследования, научные статьи. Привлекаются тексты на английском языке. Список используемой литературы указан в разделе №4 рабочей программы.
  2. Электронные тексты по тематике спецсеминара, размещенные в Интернете. 

Раздел 6. Вопросы к курсу 

  1. Творческая биография Фуко. Основные этапы творчества.
  2. Фуко как историк науки. Неприятие традиционной «истории идей». Разработка и реализация новой методологии историко-научного анализа.
  3. Анализ истории знания через анализ истории дискурсов. Основные понятия: «наука», «произведение», «теория», «понятие», «текст». Изучение «дискурсивных закономерностей».
  4. «Археология знания» Фуко как форма интеллектуальной истории. История научного знания как часть интеллектуальной истории. Наука и не-наука. Наука и знание.
  5. Интеллектуальная история медицины как история трансформаций медицинского дискурса. Медицинский дискурс XVIII века. Медицинский дискурс первой половины XIX века.
  6. Медицинский дискурс и медицинские учреждения. Клинический госпиталь как основная форма организации современного медицинского опыта и как социальный институт.
  7. Лечебная медицина и медицина «открытых пространств» (социальная медицина). Медицина и государственная политика. Политика здоровья в XVIII веке.
  8. Медицина эпохи Просвещения. Медицинское знание и его связь с естественной историей. Представления о природе болезни. Отношение к индивиду.
  9. Французская революция и реформа медицинского образования. Дискуссии о новых моделях медицинской подготовки. Клиническое образование.
  10. Научно-теоретические условия рождения клинической медицины. Анатомо-хирургическая модель клинико-медицинского знания первой половины XIX века.
  11. Медицина и науки о человеке. Теоретические и эмпирические знания о конечности человеческого существования.
  12. Социальная медицина и клиническая медицина: их отношения. Социальная медицина на службе современного государства.
  13. Государственная медицина Нового времени. Медицинская полиция в Австрии и Германских землях. Медицинская полиция в Российской империи.
  14. Городская медицина XVIII-XIX веков. Французская городская медицина. Публичная (социальная) гигиена.
  15. Медицина рабочей силы. Английская социальная медицина. Санитарная статистика, санитарное законодательство, санитарно-медицинские службы.
  16. Понятие «наук о человеке». Науки о человеке и социальные науки. Науки о человеке и гуманитарные науки. Фуко как историк наук о человеке.
  17. История наук о человеке и историография. Что значит писать историю сегодня? Историки и исследователи истории наук о человеке.
  18. Значение книги «Слова и вещи» для истории науки и интеллектуальной истории. Структура книги и способ организации материала. Круг обсуждаемых вопросов. Вопросы, оставленные за пределами изложения. Язык книги.
  19. История знания как история дискурса. Пространства знания вместо непрерывной истории идей. Археологическое описание трех пространств знания (эпистем).
  20. Интеллектуальная история биологического знания. Естественная история эпохи Возрождения и эпохи классического рационализма. Рождение наук о живом.
  21. Интеллектуальная история экономического знания. Анализ богатств. Рождение политической экономии.
  22. Интеллектуальная история филолого-лингвистического знания. «Всеобщая грамматика». Рождение современных наук о языке.
  23. Интеллектуальная история наук о человеке. Эпистемологические условия возможности человека. Круг или «треугольник» наук о человеке.
  24. Роль наук о человеке в современном мире. Тезис о возможной «смерти человека» и его восприятие интеллектуалами конца ХХ века.
  25. Проблематизация как метод работы Фуко. Проблематизация понятия «психическая болезнь».
  26. Изучение истории медикализации психической болезни. История безумия как дополнение истории западного рационализма.
  27. Отношение к ненормальным на Западе в средние века и эпоху Возрождения. «Корабли дураков» как элементы пейзажа.
  28. Литературно-художественные опыты восприятия безумия в XVI веке. Позиция Декарта. Новые трактовки безумия в литературе и драматургии Нового времени.
  29. Утверждение новых представлений о социальной норме в Новое время. Неразумие как социально неприемлемое поведение. Мир исправительных работ.
  30. Безумие как предмет философских и естественно-исторических интерпретаций. Безумие и медицинский опыт Нового времени.
  31. Развитие западного общества в XVIII веке. Кризис системы исправительных учреждений. Начало реформ.
  32. Критическая интерпретация истории возникновения убежища для душевнобольных. Моральное лечение. Борьба за медикализацию.
  33. Психиатрия как элемент социальной гигиены. История сближения психиатрии с медициной. Феномен судебной психиатрии.
  34. Психиатрическая экспертиза в уголовной практике. Конец конфликтных отношений между медицинской и судебной властями.
  35. Традиционные объекты судебно-психиатрического дискурса – ужасное преступление и отклонения в сфере сексуальности.
  36. Значение книги «Я, Пьер Ривьер» для истории науки и интеллектуальной истории. Круг обсуждаемых вопросов.
  37. Превращение психиатрии в инструмент нормализации и социальной защиты. Уголовный суд как пространство присутствия эксперта-психиатра.
  38. История понятия «опасный индивид» в судебной психиатрии XIX века. Критические выводы Фуко о роли криминально-медицинских трактовок «опасного субъекта».
  39. Возникновение вопроса о личности преступника в уголовном правосудии начала XIX века. Рождение криминологии как науки о преступнике.
  40. Интеллектуальная история криминологии как история развития представлений о «преступной душе» и «криминальной культуре».
  41. Значение книги «Надзирать и наказывать» для истории криминологии. Круг обсуждаемых вопросов.
  42. Трансформация карательной политики во Франции и Англии на рубеже XVIII и XIX веков. Критическая оценка Фуко политики мягких наказаний.
  43. Тюрьма как воплощение дисциплины и открытого принуждения. Тюрьма-паноптикум. Модели тюрьмы на Западе.
  44. Дискуссии о несовершенстве тюрьмы как исправительного учреждения. Производство делинквентности.
  45. Интеллектуальная и социальная история психоанализа. Причины значения проблемы сексуальности в истории Западной цивилизации.
  46. Психоанализ как средство контроля семейной жизни. Приемлемость теории инцеста для буржуазной семьи. Дополнение психоанализа евгеникой.
  47. Критика репрессивной теории сексуальности. Побуждение к дискурсам. Воля к знанию.
  48. Диспозитив сексуальности. Отклонение от нормы как повод для контроля со стороны специалистов по сексуальности. Власть как сеть отношений силы.
  49. Право на смерть и власть над жизнью. Рождение био-власти. Два модуса био-власти: анатомо-политика тела и био-политика населения.
  50. Роль работы Жиля Делеза и Феликса Гваттари «Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип» (1972) для Фуко. Критическая трактовка психоанализа.
  51. Интеллектуальная история историко-политического знания в курсе лекций «Нужно защищать общество» (1975-1976).
  52. Работа «Искусство государственного управления» (1978) и ее значение для исследований по истории политического анализа.
  53. Место Канта в творчестве Фуко. Анализ работы «Что такое Просвещение?» Вопрос о возможности создания «онтологии нас самих» или истории настоящего.
  54.  «Герменевтика субъекта». Социокультурные механизмы античного мира, обуславливающие возможность познания себя и возможность заботы о себе.
  55. Работа Фуко «Использование удовольствий» (1984). Ее место в творчестве Фуко и значение для интеллектуальной истории.
  56. Работа Фуко «Забота о себе» (1984). Ее место в творчестве Фуко и значение для интеллектуальной истории.

Методические указания по выполнению курсовых работ 

Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, под руководством преподавателя, руководителя спецсеминара. Тема курсовой работы выбирается самостоятельно из списка тем, предложенных преподавателем.

Работа выполняется в течение всего учебного года и предоставляется в законченном виде в последнюю учебную неделю мая. Предварительно работа защищается в форме доклада на одном из последних занятий в рамках спецсеминара.

Формальные требования к работе: объем работы 20-25 страниц, шрифт Times New Roman, 14 пт, 1 интервал, сноски постраничные, нумерация сплошная.

Курсовая работа - это комплексное исследование выбранной предметной области, с использованием всех полученных знаний, проведение анализа собранных материалов. При этом решаются научные и практические задачи.

Научная задача – это систематическая характеристика какого-либо сегмента социальной реальности, установление неизвестной ранее закономерности функционирования социального института, выявление причин или факторов, обусловивших возникновение явления, открытие неочевидных взаимосвязей в определенной культурной практике.

Практическая задача - это разработка нового способа решения проблемы, а также совершенствование разработанных ранее методов и технологий исследований.

Результаты проведенного исследования и анализа текстов должны стать основой последующих научных выводов и рекомендаций для курсов по истории науки, интеллектуальной истории, историографии.

В курсовой работе должен специально отмечаться личный вклад автора в решение поставленной задачи, научная и прикладная значимость данного исследования при решении актуальных проблем социальной жизни, возможность использования результатов исследования.

Структура курсовой работы должна отражать логику научного исследования. Рассматривая содержание работы как решение научной или практической задачи, можно весь ход научного исследования представить в виде определенной логической последовательности:

  • обоснование актуальности исследования;
  • выявление объекта исследования;
  • выбор и обоснование методики проведения исследования;
  • описание процесса исследования (эксперимента);
  • обобщение результатов исследования (разработка рекомендаций и предложений);
  • формулирование выводов.

Курсовые работы, выполняемые в системе высшей школы, относятся к разряду учебно-исследовательских работ, поэтому в большинстве случаев в их основе будет лежать моделирование уже известных решений.

В состав курсовой работы входят: титульный лист, содержание, введение, основная часть, заключение, список сокращений, список использованной  литературы, приложения.

Содержание курсовой работы (общие требования по ГОСТ 7.32-91) включает наименование всех разделов, подразделов, пунктов работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала - раздела, подраздела или пункта. Введение, заключение, использованная литература и приложения также включаются в содержанию, но не нумеруются. Под словом «Содержание», напечатанным прописными буквами, перечисляют заголовки разделов. Перед заголовком раздела проставляют номер раздела. Заголовок и номер раздела размещают с красной строки. Поскольку раздел разбит на подразделы, их заголовки помещают под заголовками раздела. Содержание должно располагаться вслед за титульным листом.

Введение должно включать обоснование актуальности проведенного исследования (обоснование темы), цель курсовой работы, перечень задач для реализации поставленной цели, описание методологической базы данной работы, краткий исторический экскурс по теме исследования, ожидаемый результат. Актуальность выбранной темы курсовой работы в целом следует оценивать с точки зрения важности исследуемой проблемы на современном этапе. Далее необходимо показать степень разработанности проблемы, то есть описание того, насколько данная тема исследована другими авторами, доказать новизну предложенного исследования, теоретический интерес и практическую значимость.

Оптимальный объем введения - 2-3 страницы машинописного текста.

Целью курсовой работы является теоретический анализ, эмпирическое исследование выбранной проблемы и разработка рекомендаций для практического внедрения результатов исследования.

Объектом исследования являются конкретные разделы истории научного знания. Предметом исследования выступают отдельные случаи, проблемы, комплекс идей, биографии ученых, изобретателей, мыслителей, научных коллективов. Иными словами, предмет исследования выбирается студентом с целью выяснения какой-либо закономерности объекта.

Основная часть работы содержит, в частности, анализ литературы по теме курсовой работы, который должен быть сделан по тематическому или предметному принципу, показывать отношение (возможно, критическую оценку) автора к прочитанному материалу. Тематический обзор литературы может быть дополнен хронологической классификацией, если этого требует тема исследования.  Независимо от выбранной темы исследования, основная часть курсовой работы должна содержать аналитическую составляющую, в которой обосновывается методы сбора и анализа историко-научных фактов, дается описание программы и процедуры исследования,  приводятся полученные результаты, выводы и практические рекомендации.

Основная часть курсовой работы может содержать обращение к  иллюстративному или цифровому материалу, который размещается в приложении. Однако, следует учитывать, что любой иллюстративный материал, помещаемый в курсовой работу, должен нести максимум новой полезной информации.

В приложении, как правило, помещают схемы, таблицы, графики, а также текстовые, справочные и иные документы.

В конце каждого раздела (главы) должны быть сформулированы краткие выводы.

В заключении подводятся итоги проведенного исследования, делаются общие выводы всем разделам и по рассматриваемым в работе вопросам,  намечаются перспективы дальнейшего исследования по теме, включая предложения по использованию результатов курсовой работы на практике. Рекомендуемый объем заключения составляет 3-5 страниц.

Список использованной литературы включает источники, использованные студентом в ходе подготовки и написания курсовой работы, и содержит не менее 10 наименований для специалистов в зависимости от темы исследования. Список литературы должен содержать библиографическое описание законодательных и нормативно-методических материалов, научных и учебных периодических изданий и все, что использовано студентом при написании работы и/или упоминается в тексте.

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Маргиналии: