Программа спецкурса «"Эннеады" Плотина»

© к.ф.н., доц. А. В. Михайловский (Высшая школа экономики, Москва).

 

I. Пояснительная записка

Цель курса познакомить студентов с философским учением основателя неоплатонизма Плотина (III в.), представленным в «Эннеадах».

Задачи дисциплины – формирование навыков историко-философского анализа античных философских текстов, умения анализировать специфику исторического контекста, способности раскрывать смысл философского учения и рассматривать его в герменевтической перспективе.

 

Методические рекомендации

Основные формы занятий: 1) лекционные занятия; 2) чтение и комментирование наиболее важных трактатов «Эннеад» на семинарах; сравнение разных переводов текста «Эннеад» на русский язык и работа с оригиналом; разбор современной литературы по неоплатонизму; выступления с докладами. Для более глубокого проникновения в предмет используются базовые знания студентов, приобретенные в ходе изучения греческого (и латинского) языка на 1 курсе бакалавриата. 

 

Формы отчетности

В результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

об основных понятиях философии Плотина, о предшественниках и наследниках философии Плотина, об историко-культурном контексте философии эпохи Римской Империи

знать:

содержание трактатов Плотина, его философскую терминологию, основные идеи философии неоплатонизма, ее представителей

понимать:

историческое своеобразие и уникальность философского учения Плотина, специфику греческих философских понятий, взаимосвязь между философскими учениями античности

уметь:

читать и комментировать оригинальные философские тексты, формулировать их смысл в современных терминах, реконструировать философские дискуссии прошлого и соотносить с ними проблематику современной философии

 

Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на семинарах (обсуждение и комментирование текстов, доклады, ответы на вопросы и т.п.), 1 реферат (на основе перевода исследовательской статьи о Плотине с английского, немецкого или французского языка), 1 эссе, экзамен. Итоговый экзамен проводится в устной форме в виде ответов на вопросы.

 

II. Тематический расчет часов

 

 

п/п

 

 

Название тем

 

 

Всего часов

в том числе

Аудиторные занятия, в т.ч. консультация перед экз. (час.)

Эссе, реферат, экзамен (час.)

лек

сем

 

  1.  

Введение. Историко-философский и культурный контекст. Традиция платонизма 

 

8

 

  1.  

Биография Плотина. Структура «Эннеад». Издания, комментарии, переводы. Стилистические особенности, метафоры, философская терминология

 

12

4

  1.  

Учение о трех ипостасях

 

10

6

  1.  

Учение о душе и космосе. Полемика с гностиками

 

8

4

  1.  

Учение о красоте и прекрасном

 

6

4

  1.  

Учение о свободе и счастье человека

 

6

4

  1.  

Мистицизм. Слияние с Единым

 

6

4

  1.  

Традиция неоплатонизма, ее место в истории философии

 

6

4

ИТОГО:

107,5

62

30

15,5

 

III. Содержание программы

Тема 1. Введение. Историко-философский и культурный контекст (магия, теургия, мистицизм, гнозис). «Средние платоники» как предшественники Плотина. Священные тексты платонизма и правила их толкования.

Тема 2. «Vita Plotini» Порфирия. Порфириево издание «Эннеад» и хронологический порядок трактатов. Новейшие издания Плотина (Анри-Швицер, Армстронг, Хардер, Адо). Проблема перевода на европейские языки (Кифер, МакКенна, Хардер, Армстронг). Русский Плотин.

Тема 3. Неоплатоническая триада: Единое, Ум, Душа. Платоновское Благо как epekeina tes ousias («Государство»). Учение о пяти высших «родах бытия». Диалектика единого и многого («Парменид»). Онтологизация «гипотез» Парменида. Аристотелевское учение о «dynamis» и «energeia». Плотиновский синтез платонизма и аристотелизма. Единое как «dynamis panton». Эманация как следствие избытка (hyperples) Единого. Раздаривание себя Единым. Внепроцессуальный и «внеплановый» характер эманации: эманация как вспышка (exaiphnes). Ум как первая энергия Единого. Познание Единого. Разбор трактатов V.1. («О трех изначальных ипостасях»), V.2. («О происхождении и порядке существ, которые после Первого»), V.3. (трактат «О познающих ипостасях»), V.4. («Как происходит от первого начала то, что после»), VI.8. («О воле и свободе Первоединого»).

Тема 4. Мировая душа и Логос. Стоическая терминология у Плотина. Вопросы о падении души. Проблема субстанциальности зла. «Тимей» как источник Плотина. Плотин vs. гностики. Разбор трактата II.9. («Против гностиков»). Чувственно воспринимаемый объект. Учение о категориях. Вопрос о материи (II, 4), о сущности и качествах, о времени и вечности (III, 7). Душа всего как полнота (VI, 7).

Тема 5. Учение о красоте и прекрасном. «Пир» как источник Плотина. Разбор трактатов I.6. («О прекрасном»), V.8. («Об умопостигаемой красоте»), VI.7. («О том, как множество идей обрело существование и о Благе»). Благо, Красота, прекрасное.

Тема 6. Учение о свободе и счастье человека. Свобода и Промысел (III.1., III.2.). Критика стоического фатализма. Аристотелевская «эвдаймония» и ее трансформация у Плотина (I.4.). Добродетели мудреца.

Тема 7. Плотин как мистик. Человеческое «Я» и его восхождение через Ум к Единому. Метафора и миф. Любовь, экстаз и мистическое единение (VI.9.).

Тема 8. Плотин и традиция неоплатонизма. Римская, сирийская, пергамская, александрийская, афинская школы. Вклад Порфирия. Философский символизм Ямвлиха и теургия. Философия Прокла как система неоплатонизма. Неоплатонические ипостаси и христианская Троица. Неоплатоническая проблематика в истории западной философии. Плотин и современность.

 

IV. Литература

1. Издания «Эннеад»

Plotinini Opera. Ed. P. Henry et H.-R. Schwyzer. Oxford, University Press, 1964, 1977, 1982.

Plotins Schriften. Hrsg. von R. Harder, R. Beutler, W. Theiler. Hamburg, Meiner, 1956–1971.

Plotinus. Ed. by A.-H. Armstrong. Loeb Classical Library, n0 440, 441, 442, 443, 444, 465, 468. London, 1966–1988 (доступно в библиотеке ГУ-ВШЭ: http://library.hse.ru/).

Plotin. Enneades, texte etabli et tradui par E. Brehier, t. I–VI, Paris, Les Belles Lettres, 1924–1938.

Plotin. Traite 38, VI, 7. Introduction, traduction, commentaire et notes par P. Hadot. Paris, Ed. du Cerf, 1988.

Plotin. Traite 50 (III, 3), ibid., 1990.

 

2. Переводы «Эннеад» и отдельных трактатов на русский язык.

Плотин. Трактаты 1–11. Пер., пред., комм. Ю.А. Шичалина. М.: ГЛК, 2007.

Плотин. Эннеады / Пер. Т.Г. Сидаша и Р.В. Светлова. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2004 и сл. (Серия «Плотиниана»)

Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах. СПб.: Алетейя, 1995. (Серия «Античная библиотека»)

Плотин. Эннеады (II). Киев: Уцимм-пресс, 1996.

Плотин. Эннеады. Киев: Уцимм-пресс, 1995.

Плотин. Избранные трактаты. Т. 1–2 / Пер. Г.В. Малеванского. М.: Изд-во «РМ», 1994.

Плотин. О благе или едином / Пер. М.А. Гарнцева. Логос, 1992. №3. С. 213–228.

Плотин. О добродетелях I 2 / Пер. Д.В. Бугая // ВФ, 2002, № 8.

Плотин. О диалектике  / Пер. Д.В. Бугая //  ВФ, 2002, № 8.

Плотин. О счастье I 4  / Пер. Д.В. Бугая // ВФ, 2003, № 1.

Плотин. О том, увеличивается ли счастье со временем  / Пер. Д.В. Бугая // ВФ, 2003, № 9.

Плотин. О первом благе и других благах / Пер. Д.В. Бугая // ВФ, 2003, № 9.

Плотин. Об изведении / Пер. Д.В. Бугая // ВФ, 2003, № 9.

Плотин. Об ощущении и памяти IV 6 / Пер. Д.В. Бугая // ВФ, 2004, № 7.

 

3. Неоплатонические тексты

Порфирий. Жизнь Плотина / Пер. М.Л. Гаспарова // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.

Порфирий. О пещере нимф // Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 7. Приложение. С. 84–91.

Порфирий. О философии из оракулов; Против христиан // Ранович А.Б. Античные критики христианства. М., 1935. С.128–189.

Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995.

Ямвлих. Теологумены арифметики // Лосев А.Ф. История античной эстетики Т.7. Приложение. С. 395–419.

Прокл. Первоосновы теологии. М., 1993. (Библиотека журнала «Путь»).

Прокл. Комментарий к первой книге «Начал» Евклида. Введение. М.: ГЛК, 1994.

Прокл. Комментарий к «Пармениду» Платона / Изд. подг. Л.Ю. Лукомский. СПб., 2006.

Дамаский Диадох. О первых началах / Пер. Л.Ю. Лукомский. СПб., 2000.

Дамаский. Комментарий к «Пармениду» Платона. Пер. Л. Ю. Лукомского. СПб., 2008.

 

4. Справочники, учебники

Sleeman J.H. et Pollet G. Lexicon Plotinianum. Leiden-Louvain, Brill et Presses Universitares des Louvain, 1980.

Schwyzer H.-R. Art. «Plotinos». Paulys Realenzyklopädie. T. 21, 1951, col. 471–592; Supplementband 15, 1974b, col. 311–327.

The Cambridge history of later Greek and early medieval philosophy. Ed. by A.H. Armstrong. Cambridge, 2004. Chapter 12–16: Plotinus.

История философии Запад-Россия-Восток. Книга первая. М.: ГЛК, 1995.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Кн.1. Античность. СПб., 1994.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М.: Канон, 1996. С.265–309.

 

5. Исследования

Берестов И.В. Свобода в философии Плотина. СПб., 2007.

Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918.

Владиславлев М. Философия Плотина, основателя новоплатонической школы. СПб., 1868.

Диллон Дж. Средние платоники. 80 г. до н.э. — 220 г. н.э. СПб.: Алетейя, 2002.

Лега В. П. Философия Плотина и Патристика: взгляд с точки зрения современной православной апологетики. М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского Богословского

ин-та, 2002.

Лукомский Л.Ю. Апофатика и «учение об эманации» у Плотина // AKADHMEIA. Материалы и исследования по истории платонизма. Межвуз. сб. СПб., 2000. Вып. 2. С. 160–179.

Лукомский Л.Ю. Плотин о сущности сущего // Вестник Русского христиан. гуманит. ин-та. СПб., 1997. №1. С. 67–84.

Шичалин Ю.А. Эпистрофе или феномен возвращения в первой европейской культуре. М., 1994.

Шичалин Ю.А. История античного платонизма. М.: Греко-латинский кабинет, 2002.

Адо П. Плотин или простота взгляда. М.: ГЛК, 1991.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980.

Доддс Э.Р. Язычник и христианин в смутное время. СПб.: Издательский центр «Гуманитарная академия», 2003. (Со статьями «Теургия», «"Неведомый Бог" в неоплатонизме», «Астральное тело в неоплатонизме».)

Рист Джон М. Плотин: путь к реальности. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2005. 

Ситников А. В. Философия Плотина и традиция христианской патристики. СПб.: Алетейя, 2001.

 

VI. Контрольные вопросы

1. Какова структура «Эннеад»? В чем особенности издательского подхода Порфирия к трактатам Плотина?

2. Каковы стилистические приемы, метафоры и мифы, встречающиеся в «Эннеадах»?

3. Какой характер имеют отсылки к Платону в «Эннеадах»?

4. Каковы источники философии Плотина? В чем отличие трактовки Блага у Платона и Плотина?

5. В чем терминологическое своеобразие «Эннеад»?

6. Что такое эманация? В чем ее отличие от creatio ex nihilo?

7. Почему Плотин в иерархии сущего располагает ум ниже единого, но выше души?

8. Каково происхождение материи? В чем отличие понимания материи у Плотина от аристотелевской трактовки материи как «лишенности»?

9. Каковы аргументы Плотина против гносиков? Почему Плотин принципиально не принимает гностицизм?

10. Совместима ли свобода и необходимость в учении Плотина?

11. Как в учении Плотина соотносятся время и вечность?

12. Какова роль Провидения в учении Плотина? В чем его отличие от стоической трактовки?

11. Какой, согласно Плотину, должна быть жизнь философа?

12. Какие моменты учения Плотина исчезают в позднейшем неоплатонизме, а какие сохраняются?

13. Каково влияние неоплатонизма на христианскую догматику?

14. Как можно читать «Эннеады» в контексте современных философских вопросов?

VII. Темы рефератов, курсовых работ

1. «Эннеады» как историко-философская проблема.

2. Стилистические особенности «Эннеад».

3. Платоническая, перипатетическая, стоическая терминология в «Эннеадах».

4. От «идеи Блага» Платона к Единому Плотина.

5. Диалектики единого и многого. Онтологизация гипотез «Парменида» в философии неоплатонизма.

6. Плотин о природе зла. Проблема субстанциальности зла.

7. Свобода воли и Промысел.

8. Неоплатоническое учение о добродетелях.

9. Мировая Душа и индивидуальные души.

10. Учение Плотина о времени и вечности.

11. Учение Плотина о прекрасном в контексте средневековой эстетики.

12. Символизм неоплатонической философии.

13. Неоплатонизм и христианство.

14. Плотин и вопросы современной философии.

 

 

Приложение. Краткая аннотация на английском языке

 

Alexander Mikhailovsky, assistant professor

The Enneads of Plotinus 

Bachelor’s level seminar

 

Plotinus (205-270 CE) is the founder of the last philosophical school of the Ancient world (Neoplatonic school) and one of the brightest stars in the sky of mystical philosophy. After his death, Plotinus’s writings were edited by his student Porphyry, who arranged them into six groups, each consisting of nine treatises, making a total of fifty-four treatises (the title Enneads refers to these "groups of nine", and is derived from the Greek word for nine, ennea). The Enneads are an extended investigation of the nature of the Soul, and of the relation of the Soul (psyche) to divine Intellect (nous) and to divine Unity (hen).

The basic aim of the seminar is to carefully read and understand the texts of Plotinus as an instance of the conception of philosophy as self-sufficient spiritual exercise (like P. Hadot) in comparison with modern submission of philosophical knowledge and the certain claim of its utilitarian application.

The seminar also provides the necessary knowledge and skills to work with philosophical texts by means of hermeneutics. Students will have read and discussed the most representative texts from The Enneads (bilingual Greek/Russian and Greek/English editions) as well as the associated secondary literature (not only in Russian but also in English, German and French) in the light of critical questions about the nature of the relationship between philosophy and life. They will also have analysed central problems in metaphysics, ethics and aesthetics, including: the relationship between soul and body; the nature of reality; the concept of beauty and the role or the artist; personal identity; the cognitive value of metaphor; philosophy as a way of life. Their essays will display a rigorous understanding of these texts and ideas. Those who receive a mark of "7" or higher will be recommended to proceed into the Master program in the history of Ancient philosophy.

It is a four-hour Bachelor's level seminar each week in which texts and themes are discussed.

Комментарии

 
 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно