Практики избегания взгляда в русской культуре

Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология. » – 2016. – № 1(19) стр.44 - 62

© А. Е. Сериков

В статье обсуждаются практики избегания взгляда в современной русской культуре и их связь с обычаями избегания в традиционных культурах, с древними верованиями и табу. В нашем современном обществе многие верят в сглаз. Автор предполагает, что почти все остальные практики избегания взгляда в современной культуре также основаны на бессознательной вере в существование некоторой силы взгляда. Образованные люди ведут себя так, как если бы они верили, что глаза испускают лучи, хотя это и противоречит современным научным представлениям.

Ключевые слова: культура, обычаи избегания, табу, ритуалы избегания, избегание взгляда, не-видение, контакт глаз, семантика взгляда, окулесика, неловкие ситуации, стыд, поведение человека.

 

Он чувствовал на себе липкую паутину взглядов исподтишка.
Мария Галина «Бард»

 

К этому исследованию меня подтолкнуло участие в международной конференции «Третьи Лемовские чтения», проходившей в Самарском государственном аэрокосмическом университете в марте 2016 г. Я делал доклад о том, что научно-фантастические произведения могут быть дополнительным источником нашего знания о повседневных практиках. В качестве примера я опирался на роман Чайна Мьевиля «Город и город», в котором описаны практики взаимного не-видения жителей двух пересекающихся в пространстве городов. Основной акцент в моем докладе был сделан на том, чтобы различить вероятные и невероятные, возможные и абсолютно невозможные в реальности практики взаимного избегания взглядов. Но остался ряд вопросов, которые не было возможности обсудить на той конференции и которые я хочу сформулировать сейчас.

Что можно понимать под избеганием взгляда? Какие взгляды табуированы в русской культуре? С какими другими обычаями избегания связаны эти табу? Как можно объяснить практики избегания взгляда? Несмотря на кажущуюся простоту этих вопросов, каких-либо однозначных ответов на них не существует. Также мне не удалось найти публикации, специально посвященные данной теме. Ниже я, по мере возможности, восполняю этот недостаток.

Обычаи и ритуалы избегания

Обычаи избегания, существующие в различных традиционных культурах, давно и подробно описаны этнографами, антропологами, фольклористами и другими специалистами по изучению культуры. Обычаи избегания в широком смысле этого слова связаны с культурными представлениями о том, какие ситуации нежелательны для человека определенного пола, возраста, социального положения. Например, в каждой культуре существуют представления о типично женских или типично мужских делах, которыми не стоит заниматься представителям противоположного пола. Везде существуют представления о ситуациях или занятиях, которые следует избегать беременным женщинам, старикам, представителям власти, высших сословий и т. п.

Обычаи избегания в узком смысле этого слова требуют избегать контактов с определенными людьми и всего того, что с ними связано, упоминать этих людей, называть их имена. Например, в индийской культуре существует представление о касте неприкасаемых. И оно оказывает влияние на человеческие отношения несмотря на то, что в современной Индии дискриминация на основе кастовой принадлежности — это уголовное преступление1. Широко известны обычаи избегания умерших и упоминания о них2, обычаи избегания женщин в период менструации, обычаи избегания между незнакомыми или малознакомыми мужчинами и женщинами, обычаи избегания определенных родственников или свойственников (тещи и тестя, свекрови и свекра, братьев, сестер, кузенов).

В настоящее время существует международная база данных — электронная Региональная картотека данных по межчеловеческим отношениям (electronic Human Relation Area Files), в которой собрана наиболее полная информация о различных культурах и обычаях. Большинство перечисленных выше типов избеганий входят в список категорий (List of OCM Subjects with Descriptions) Очерка культурных материалов (Outline of Cultural Materials) этой картотеки3. Поэтому те, кто имеет профессиональный доступ к материалам картотеки, могут подробно о соответствующих обычаях почитать. В свободном доступе материалов меньше, но достаточно для того, чтобы понять, насколько широко были распространены обычаи избегания в традиционных культурах.
В сети можно найти описания обычаев избегания родственников и свойственников у австралийских аборигенов4 и меланезийцев5, народов Сибири6, Казахстана и Средней Азии7, Кавказа8. В статье Я. С. Смирновой и А. И. Пер-шиц делается один из наиболее полных в советской этнографической литературе обзоров на эту тему и предлагается различать четыре субсистемы избегания: между супругами; между родителями и детьми; между мужем (женихом) и родственниками жены (невесты); между женой (невестой) и родственниками мужа (жениха). «Невестке определенное время после свадьбы, часто много лет, не полагается входить в соприкосновение со старшими свойственниками, особенно с отцом или дедом мужа. Нельзя находиться в их присутствии или смотреть на них, разговаривать с ними или в их присутствии — как в стенах дома, так и за его пределами. Даже после того как по прошествии какого-то времени свекр обращается к невестке с предложением прекратить избегание, а та (для приличия не сразу) соглашается, общение продолжает ограничиваться лишь самым необходимым, например, ответами на вопросы свекра. Заметно слабее выражено избегание между невесткой и старшими деверями, еще слабее — между невесткой и свекровью, связанными совместным ведением хозяйства. Но и в последнем случае снятие запретов происходит только после специального предложения со стороны свекрови. По отношению к младшим свойственникам избегание выражается лишь в запрете произносить настоящие имена, который распространяется на всю вообще мужнину родню, равным образом как и на саму невестку. Все называют друг друга условными собственными либо нарицательными именами. Зять, со своей стороны, определенное время избегает старших родственников жены, в особенности ее родителей; и в этом случае прекращение избегания разрешается лишь после особого на то предложения. У различных народов северокавказского историко-этнографического региона все эти запреты в принципе сходны. Варьируются преимущественно сроки избегания и такие его конкретные проявления, как, например, запрет в одних случаях вообще показываться на глаза, в других — смотреть в лицо, в иных — разговаривать и т. п.»9
В этой же статье предлагается обзор теоретических объяснений обычаев избегания между родственниками и свойственниками. «Первая, восходящая к Дж. Лёббоку, связывает избегание с некогда общераспространенным насильственным умыканием жен: семейно-родственные ограничения — реакция на немирную форму заключения брака. <...> Вторая теория, в свое время привлекшая к себе таких видных этнографов, как Дж. Фрэзер, Э. Кроули, Н. Н. Ха-рузин, М. М. Ковалевский, Л. Я. Штернберг, отчасти М. О. Косвен, рассматривает избегание как запретительный механизм, возникший при переходе от группового брака к индивидуальному для предотвращения ставших недозволенными половых связей. <...> В третьей теории, предложенной Э. Тайлором, избегание рассматривается как пережиток порядков эпохи перехода от матрилокальности к патрилокальности. <...> Четвертую теорию, выступающую в качестве дополнительной по отношению к одной из предыдущих, можно назвать психологической. Корни избегания, считали А. Н. Максимов и Н. А. Кис-ляков, не только в изменении локализации брака, но и в той застенчивости, стеснительности, которую испытывают породнившиеся через брак, но чужие друг другу люди. Вот это-то психологическое объяснение и поставил во главу угла Б. X. Бгажноков, соединив его со второй (и со смутным намеком на третью) из основных теорий генезиса избегания»10. Еще одно теоретическое объяснение восходит к идеям Альфреда Рэдклиффа-Брауна о том, что функция избегания — предотвращение возможных конфликтов. Я. С. Смирнова и А. И. Першиц рассматривают его как вариант объяснения третьего типа.

Возникает вопрос: в какой мере обычаи избегания родственников и свойственников присущи современной русской культуре? Этот вопрос применительно к европейской культуре обсуждал еще Зигмунд Фрейд. Он объяснял обычаи избегания бессознательной боязнью инцеста (второй тип теории в соответсвии с вышеупомянутой схемой) и считал, что их пережитки сохранились в отношениях между зятем и тещей. Эти отношения Фрейд описывал как амбивалентные, состоящие из «нежных и враждебных чувств»11. Очевидно, что и в современной русской культуре эти отношения имеют совершенно особое свойство: никаких явных обычаев избегания не существует, но есть анекдоты про тещу и что-то заставляет  многих людей вести себя так, чтобы эти анекдоты оправдать. Даже если в глубине души теща с зятем относятся друг к другу хорошо, любят друг друга, они стараются не сталкиваться слишком часто. «И теща для зятя, и зять для тещи, говоря несколько заостренно, — это неизбежное зло»12. Теща для зятя хороша как источник периодического угощения, в остальных ситуациях он предпочитает держаться от нее подальше. Существует точка зрения, что это наследие старых русских обычаев. «Традиция ходить к теще на блины была в русской традиционной культуре не простым соблюдением ритуалов. По народным представлениям только в этот день зятю и разрешалось есть угощение, приготовленное тещей. Во все остальное время еда от тещи считалась почти табуированной»13. Еще более неоднозначными являются в современной русской культуре отношения между невесткой и свекровью. Почти полное отсутствие анекдотов на эту тему лишь усугубляет психологическую напряженность этих отношений — здесь все так серьезно, что уже не до шуток.

С традиционными обычаями избегания эволюционно связаны современные практики вежливого взаимодействия, которые американский социолог Эрвин Гофман называл ритуалами избегания. Это такой тип почтительности по отношению к партнеру, который определяет, чего вежливым, тактичным людям не следует делать. Например, не следует употреблять личное имя собеседника, подходить к нему слишком близко, указывать ему на неопрятности в одежде или прическе и т. п. Гофман пишет, что ритуалы избегания — это формы почтительности, которые заставляют актора держаться на расстоянии от реципиента. Вежливость требует избегать фамильярности, особенно фамильярности со стороны людей с более низким статусом по отношению к людям с более высоким статусом. «Не всегда избегание является почтительным. Есть другой вид церемониального избегания — самозащитный, который может походить на почтительное отстранение, но при анализе оказывается совершенно отличным от него. Подобно тому как индивид может избегать объект, чтобы не осквернить и не запачкать его, он может избегать другой объект, чтобы не запачкаться и не быть оскверненным им. <...> В общем, оказывается, что можно избегать человека с высоким статусом из уважения к нему и избегать человека с более низким статусом по мотивам самозащиты»14.

Какие еще варианты избегания можно обнаружить в современной русской культуре, в нашем обществе? Достаточно очевидно, что многие из нас избегают общения с инфицированными, больными, психически неуравновешенными людьми, инвалидами. Некоторые избегают общаться с людьми другой расы, этноса, вероисповедания. Многие избегают нищих и попрошаек. Избегают незнакомых людей на темных улицах и в подворотнях. Совершенно очевидно имеет место избегание полиции (в прошлом — милиции) и других представителей государства, избегание начальства на работе. В целом это можно объяснить стереотипным восприятием людей данных категорий как потенциально опасных.

Также в нашей культуре принято избегать неприятных разговоров, «споров, затрагивания неприятных или конфликтных тем обсуждения»15. Соответственно, мы избегаем людей, разговор с которыми может стать неприятным. Одной из таких табуированных тем является тема смерти. «В большинстве случаев у больного нет возможности говорить с  близкими о своей болезни и о страхе умереть»16. Мы часто объясняем это желанием быть тактичными, но бессознательно, может быть, просто боимся прикоснуться к смерти?

Избегание взгляда

Почти все упомянутые обычаи избегания имеют и визуальный аспект: избегать кого-либо может обозначать избегать на него смотреть, не смотреть в глаза, не замечать его, смотреть поверх головы или как бы сквозь него. Поэтому избегание взгляда можно рассматривать как частный случай избегания вообще.
Откровенное рассматривание человека, прямой взгляд в глаза, так же как и избегание прямого взгляда, имеют в каждой культуре вполне определенные фиксированные значения. Нормы визуального (глазного) поведения в современной русской культуре достаточно подробно описывает специалист по семиотике взгляда (окулесике) Григорий Ефимович Крейдлин. Когда у нас «человек с кем-то говорит, то в диалоге очень редко — исключение составляют строго определенные речевые, или, точнее, семиотические, акты — смотрит непосредственно в глаза собеседнику (хотя и может при этом смотреть на собеседника). <...> Напротив, слушая, у нас принято смотреть говорящему прямо в глаза»17. «Правила русского глазного поведения говорят о том, что незнакомые мужчины и особенно женщины должны соблюдать известную осторожность во взглядах, например: взгляды не должны быть продол-жительными или частыми, навязчивыми, чтобы не допустить ненужной ей или ему близости. <...> В русском языке имеются типично женские глазные жесты, направленные обычно на мужчину, такие как хлопать глазами (ресницами), стрелять глазами или поводить (повести) глазами. <...> С другой стороны мужчинам свойственно при встрече с женщиной более «решительное» глазное поведение: бывает, что они глазеют на нее, могут впериться в нее глазами или вперить в нее глаза. <...> Любопытно, что наша общественная мораль не очень-то осуждает мужчин за такое поведение, равно как часто прощает девушке известную манерность, когда та хлопает глазами»18.

В других современных культурах такое визуальное поведение может осуждаться. Например, в США существует представление о сексуальном преследовании или домогательстве (sexual harassment), включающее целый ряд признаков, в том числе «нежелательные сексуальные взгляды» (unwanted sexual looks) и «пристальные взгляды» (staring at someone)19. Я знал в США одного русского ученого, работавшего в лаборатории по ночам из-за того, что американские сотрудницы угрожали подать на него в суд за сексуальные взгляды. А он искренне не мог понять, как можно не смотреть на людей, с которыми работаешь в одной комнате. Очевидно, что мужчины в США обладают определенными навыками избегания взгляда, которых у многих русских мужчин просто нет.
Прямой взгляд табуирован в самых разных культурах. «Не смотри ни на кого пристально долгое время, а то ослепнешь», — говорится у индейцев Навахо20. Похожим образом избегают прямого контакта глаз и многие аборигены Австралии: «Прямой контакт глаз с кем-либо, кроме наиболее близких друзей или родственников, воспринимается как знак грубости, неуважения или даже агрессии, и правильный способ быть вежливым и уважительным во время разговора — это опускать глаза или отводить их в сторону»21. Хорошо известно, что «в Японии общепринятой нормой является не контакт глаз, а удерживание взгляда на уровне подбородка или даже на уровне шеи собеседника»22. «Сегодня прямой открытый взгляд в Японии — признак агрессии, своеобразный вызов. К примеру, когда родители ругают своих детей-подростков, те не перечат им, а просто нагло смотрят в глаза. Если японец в разговоре постоянно отводит взгляд, не стоит думать, что он хитрит или что-то скрывает. Это нормально. К этому нужно привыкнуть»23.

Среди некоторых западных биологов и психологов распространена гипотеза, что избегание прямого взгляда как признака агрессивного поведения  является общим не только для всех людей, но и для ряда других животных24.  Но очевидно, что многим человеческим культурам свойственно совершенно противоположное отношение к прямому взгляду. Специалист по сравнительному анализу деловых культур Ричард Гестеланд пишет, что интенсивный контакт глаз является нормой для арабского мира, Средиземноморья, Южной Европы и Латинской Америки, там принято смотреть прямо в глаза собеседнику, а отводить глаза считается неприличным. Менее интенсивный, но направленный взгляд (firm eye contact)  типичен для Северной Европы и Северной Америки; умеренный (moderate) контакт глаз — для Кореи, Таиланда и Африки южнее Сахары; непрямой взгляд (indirect eye contact) — для большей части Азии25.
В современной русской культуре мы избегаем прямых взглядов на незнакомых людей. Например, не принято рассматривать человека в лифте или общественном транспорте, прохожего на улице. Прямой взгляд в такой ситуации будет интерпретироваться как то, что вы знакомы и хотите поздороваться, поговорить. Или не знакомы и хотите познакомиться. Если же человек не хочет разговаривать, он отводит взгляд или смотрит как бы сквозь вас.
Мы избегаем смотреть на людей, которые оказались в неприличных, постыдных ситуациях. В таких случаях мы отводим глаза, делаем вид, что не замечаем их, проходим мимо. Какие ситуации в нашей культуре могут считаться неприличными? Мы избегаем подглядывать за тем, как люди переодеваются, за актами дефекации, уринации, сексуальными актами. Например, несколько мужчин вполне могут находиться вместе в мужском туалете, но неприлично было бы пристально рассматривать то, что делают другие. «Открыть туалет и обнаружить там кого-то сидящего на “горшке”» — это совершенно очевидная неловкая ситуация. Еще одна неловкая ситуация — «неожиданно для себя обнаружить, что кто-то вошел в ванную, пока ты моешься»26.

Избегание подобных ситуаций и связанного с ними чувства неловкости иногда приобретает совершенно фантастические формы. Известный артист Борис Сичкин рассказывает в своих мемуарах историю о друге, который получил комнату в двухкомнатной квартире в Москве. «Во второй комнате поселилась супружеская пара. Жена, пани Ирена, полька по национальности, свободно говорила на трех языках, не считая польского и русского, очень интеллигентная женщина, не переносившая фривольности и нецензурных слов даже в анекдотах, страдала близорукостью.
— И вот, — рассказывает мой друг, — я принимаю душ, входит пани Ирена, не сомневаясь, что в ванной находится ее муж, отодвигает занавеску, берет в руки мои яички и елейным голосом произносит: “Это чьи же колокольчики?” И когда она обнаружила, что эти колокольчики принадлежат мне, а не ее мужу, она выскочила из ванной, собрала вещи и они с мужем ушли навсегда, оставив мне прекрасную двухкомнатную квартиру»27.

Итак, увидеть человека обнаженным, тем более прикоснуться к нему — это, совершенно очевидно, неприличная ситуация в нашей культуре. Но в этой ситуации нет ничего универсального. Например, отец моего друга рассказывал, как в 1960-е годы приехал из Советского Союза в США  и поначалу чувствовал себя очень неловко в общежитии университета, где был общий душ для мужчин и женщин, совершенно не стеснявшихся своей наготы. Это такая повседневная ситуация, которая временно могла существовать в североамериканской культуре времен молодежной революции, но никогда не имела места у нас.

Дело не просто в том, что мы избегаем смотреть на других в неловких ситуациях. Дело в том, что взгляд со стороны такие ситуации порождает. Переодеваться или быть в туалете — это нормально, но то же самое, если на тебя смотрят со стороны, — неудобно. Как писал Жан-Поль Сартр, стыд в своей первичной структуре — это стыд перед кем-то, перед взглядом другого человека. Другой «является неизбежным посредником, соединяющим меня со мной самим; я стыжусь, каким я являюсь другому»28. Итак, мы избегаем взглядов, порождающих стыд. То, чего мы стыдимся — это то, на что другие избегают смотреть. Или наоборот: это то, что мы прячем от других. Если бы не прятали, стыдно бы не было.

Практика избегания взгляда имеет аналог в русских народных сказках: чтобы избежать взгляда, нужно надеть шапку-невидимку. С помощью шапки-невидимки герои сказок подсматривают то, что другие хотели бы скрыть, узнают секреты других. Сегодня самый большой секрет — как заработать деньги, а также все, что связано с деньгами: секретные комбинации сейфовых замков, пин-коды, логины и пароли. Так, в новейшей киноверсии мотива про невидимку (фильм Дмитрия Дьяченко «СуперБобровы», 2016) героиня Оксаны Акиньшиной использует свою невидимость для того, чтобы ограбить банк. Получается, что секреты постыдны? И иметь дело с деньгами — неприлично? Может быть, это наследие крестьянской общины и племенной жизни, когда не было денег и серьезных секретов от окружающих быть не могло? Как бы там ни было, мы избегаем смотреть, как другие люди вводят пин-коды.

Есть особый род неприличных вещей — то, что не принято делать на глазах у детей. Детский взгляд как бы является тем тонким инструментом, с помощью которого можно определить нюансы неприличного. То, что вполне можно делать перед взрослыми, не всегда и не везде можно делать перед детьми. Насилие, препарирование трупов, убийство животных -  все это может восприниматься как неизбежные, но тщательно скрываемые от детей и поэтому постыдные занятия. Если что-то плохое не просто совершается, но происходит на глазах у детей, это усугубляет вину. Об этом свидетельствуют такие строчки новостей: «В зоопарке Дании вновь препарировали животное на глазах у детей»29 , «Мамаша устроила драку с воспитателем детсада в Ижевске на глазах у других детей»30 , «В Калининграде на глазах у ребенка убили трех собак»31 , «В саратовском лицее на глазах у детей застрелен тренер сборной России по карате»32. Рискну предположить, что в нашей культуре смотреть на такое не захотят и многие взрослые. Наблюдение за насилием каким-то неявным образом легитимирует его. Например, публичные казни долгое время считались вполне приличным действием и в качестве зрелища собирали толпы народа. Сегодня видео публичных казней выкладывают в сеть террористы и встречается идея, что все те, кто просматривают эти видео в сети, являются их неявными соучастниками.

К тому, что у нас не принято делать на глазах у детей, относится и секс. В современной европейской и русской культурах не принято заниматься любовью при маленьких детях. Но было ли так всегда? Филипп Арьес цитирует дневник королевского врача Эроара, рассказывающего, как с «петушком» маленького Людовика XIII забавлялись все взрослые при дворе. «Начиная с пяти лет окружающие перестают играть с его половыми органами. Теперь он играет с половыми органами других». До тех пор пока ему не исполнилось семь лет, ему позволялось залезать в кровать к горничной, шлепать ее по обнаженной попе и т. п. Кровать прислуги находилась в той же комнате, где спал дофин, и никто его не стеснялся, даже если речь шла о супружеских парах. Например, он вполне мог забраться в кровать к гувернантке и лечь между ней и ее супругом. Причины этому, как пишет Арьес, были две. Дети младше подросткового возраста считались безразличными к разнице полов, и не существовало какого-либо представления о детской невинности, которая может пострадать. То, что дети спали в одной постели со взрослыми, было обычной практикой для всех сословий33.  А значит, избегание сексуальных отношений на глазах у детей нельзя считать универсальным правилом, это достаточно позднее приобретение европейской культуры.

У нас вообще не принято заниматься любовью на глазах у кого-то. Занятие любовью под взглядом других как бы делает их соучастниками любовного акта. Это превращает любовь двоих в некую разновидность группового секса, а если за ними наблюдает кто-то из родных, то и в акт инцеста. Многие не могут заниматься любовью в присутствии домашних животных: видимо, они чувствуют, что в этом есть что-то от зоофилии.

Это касается и так называемых постыдных зрелищ, совместный просмотр которых объединяет и уравнивает тех, кто в данном отношении должен избегать друг друга. Родители и дети, студенты и преподаватели, мужчины и женщины (не находящиеся в интимных отношениях) избегают вместе смотреть и слушать что-либо неприличное, например, смотреть эротические фильмы или слушать песни с нецензурными словами. Причем речь идет не только о маленьких детях, но и вполне взрослых. Например, старик-отец и взрослая дочь не могут смотреть такие видео вместе, хотя вполне могут смотреть их отдельно друг от друга.

Постыдные зрелища — это не обязательно эротика или насилие. Здесь все обстоит так же, как и со стыдом в целом. Стыдно быть собой, но таким, каким не хотелось бы предстать перед референтной группой. Например, для интеллигента стыдно получать удовольствие от плохого массового кино. В этом контексте Александр Павлов говорит о «кинематографе постыдного удовольствия». «Здесь зависит все от субъекта: постыдным может быть и мультсериал “Южный парк”, и комедия-пародия вроде “Очень страшного кино 5”, и порнографический фильм. Американскому режиссеру Джону Уотерсу, например, стыдно, когда он смотрит фильмы Феллини и ему нравится. Вот уж действительно стыд… То есть когда человек смотрит что-то и понимает, что это — точно не хороший вкус (как вариант, постыдно), но тем не менее получает удовольствие от просмотра и поэтому стыдится. Вот это постыдное удовольствие. Поэтому оно может быть самое разное, например, съесть бигмак в Макдоналдсе»34.

Мы избегаем совместных зрелищ с теми, кто не столько смотрит вместе с нами, сколько наблюдает за нами со стороны. Так же, как многие не любят, когда смотрят из-за спины в их монитор, книгу, тетрадь и т. п. Это некое нарушение интимности. Можно делать что-то вместе, но ситуация, когда один что-то делает, а другой просто наблюдает за ним, часто является нежелательной. Она аналогична той, когда за столом пьют все, кроме одного. Он и сам чувствует себя неловко, потому что не участвует в ритуале полноценно и превращается в наблюдателя.

Совместное участие в какой-то работе или в ритуале объединяет людей, и им становится нечего скрывать друг от друга, по крайней мере ничего такого, что имеет отношение к этой работе или ритуалу. А посторонний наблюдатель переводит работу или ритуал в плоскость представления, чем может реально помешать. Потому что далеко не все являются такими мастерами своего дела, которых не смущает присутствие наблюдателя. Взгляд со стороны отвлекает. Многие спортивные тренеры, школьные учителя, преподаватели вузов проводят занятия во время присутствия наблюдателя совсем не так, как без него. Причем наблюдатель совсем не обязательно должен быть представителем какой-либо проверяющей инстанции. Он может быть просто любопытным человеком.

Я знал тренера, который говорил заходившим в спортзал мальчишкам, чтобы или участвовали в тренировке, или уходили, а просто так посидеть и посмотреть не разрешал.
Все это имеет отношение и к тому, что мы обычно избегаем пристально наблюдать, как работают различные представители обслуживающего персонала: уборщики, официанты, горничные и другая прислуга в домах богатых людей, гостиницах и прочих общественных местах. А они, в свою очередь, стараются не замечать клиентов в различных неловких ситуациях и быть незаметными до тех пор, пока в них нет потребности. Иногда это вызывает беспокойство и обсуждается в социальных сетях. «Пока труженики офисной рутины просиживают штаны и мозолят глаза за компьютером, вокруг ходят охранники, уборщицы, обслуживающий персонал другой национальности, которых столичный планктон в пылу тотальной рабочей перегрузки даже не замечает.
К тебе могут подойти и вытащить мусорное ведро из-под стола и поменять его, а ты даже не привстанешь из-за компьютера. Ты можешь справлять нужду, когда уборщица убирает соседнюю кабинку. И тебе нет до нее никакого дела, ты не замечаешь ее, ее просто нет. Твое время слишком дорого, чтобы задумываться над тем, что это не обслуга, не 3-й сорт, а живые люди»35.

Важно понимать, что такое взаимное избегание взглядов имеет определенные границы, оно не абсолютно. Существует стереотипное представление о том, что когда-то раньше идеальные слуги были абсолютно незаметны для господ, что господа могли заниматься своими делами так, как если бы слуг вообще не было. Я попытался найти информацию о таких обычаях, не смог. Существование культур, в которых хозяева могли полностью игнорировать своих слуг, трудно подтвердить ссылками на какие-либо тексты или исследования. Во всяком случае, ни знаменитые слуги викторианской эпохи в Англии, ни слуги в России XIX века, ни китайские слуги в это же время не были настолько незаметными, чтобы хозяева могли полностью игнорировать их присутствие. Тем более не являются таковыми современные слуги или другой обслуживающий персонал.

Сглаз и материальность взгляда

Совершенно особое место среди практик избегания взгляда занимают практики избегания сглаза. Если большинство других избеганий совершаются в силу вежливости, просто по привычке или даже неосознанно, то избегание сглаза — вещь вполне осознанная и совершаемая постольку, поскольку многие верят в реальность сглаза.  Верят даже те, кто в целом привык доверять науке и знает, что существование сглаза — это просто миф, предрассудок, элемент фольклора. Например, у нас не принято показывать новорожденных детей посторонним. Абсолютное большинство молодых родителей соблюдает эту традицию. Предрассудки — предрассудками, но мало ли что. В 2010 и 2012 гг. Левада-Центр проводил социологические опросы, результаты которых очень показательны. В январе 2010 из 1000 опрошенных 30% выбрали ответ «Верю, что сглаз существует» и еще 36% «Скорее всего существует»; в августе 2010 соответствующие ответы выбрали 29% и 32% из 1600 опрошенных; в 2012 — 21% и 38% из 1600 опрошенных36. «Интересно, что вера в сглаз никак не зависит от профессиональной деятельности человека: верят ученые, медики, уборщицы, бизнесмены и т. д. Любопытно, что в современном обществе наблюдается интересная тенденция: среди медицинских профессий вера в сглаз и оккультные науки в среднем чуть меньше, чем среди остального населения»37.

Вера в сглаз по своему происхождению связана с традиционными представлениями в особую исходящую из глаз силу, магическую силу взгляда. Согласно Кларенсу Мэлони, сила, исходящая из глаз, — это один из семи «основных признаков сглаза, присущих всем известным сообществам»38. Вера в особую силу взгляда свойственна если не всем, то очень многим народам. Так, в архаической японской культуре «главной сверхъестественной способностью зрения являлось воздействие на объект с целью его стабилизации, усмирения или же наделения силой. Можно проследить достаточно древние представления о чародейной силе взгляда вообще, наиболее явственно сохранившиеся в японском ритуале куними — букв. “смотрение страны” или “видение страны”»39. Похожие представления были в древности свойственны и европейской культуре. Например, Эмпедокл объяснял зрение как истечением образов от предметов, так и лучами, исходящими из глаз40.

Русская языковая картина мира органично включает в себя идею о том, что глаза должны испускать какие-то особые лучи. Эти лучи могут быть замечены тем, на кого мы смотрим, могут привлечь его внимание. Мы говорим: «чувствовать взгляд спиной», «прикоснуться взглядом», «ласкать взглядом», «липкий взгляд». Мы знаем, что эта идея до самого последнего времени не находила подтверждения в современной науке, но это не отрицает психологической достоверности ощущения того, что взгляд материален. Те, кто хоть раз чувствовали взгляд спиной, действительно чувствовали его. Мы верим в тактильность взгляда не потому, что эта идея появилась в европейском искусствоведении XIX века и затем стала популярной в эстетике и философии41. Эта идея стала популярной, потому что выражала глубинные интуиции, изначально существующие в культуре.

Вопреки тому, что современная наука ничего не знает об энергии зрения, мы верим в  нее бессознательно. Верим, что глаза испускают лучи и действительно, а не только метафорически ощупывают того, на кого мы смотрим. Если этот человек опасен и мы хотим избежать контакта, лучше отвести или закрыть глаза, не смотреть. Когда маленькие дети прячутся, они закрывают глаза. Это известный психологический и культурологический факт: смотреть на кого-то — значит быть видимым им, не смотреть — значит быть невидимым42.

С этим же связан и такой мифологический мотив, как запрет оглядываться. Самые известные примеры: выходя из Содома, жена Лота оглянулась и превратилась в соляный столб; Орфей оглянулся на выходившую из Аида Эвридику и навсегда ее потерял. Ольга Михайловна Фрейденберг объясняла этот мотив избеганием смерти, связывая с ним суеверие, что уйти и вернуться — это плохая примета, а также правила хорошего тона, запрещающие оглядываться на улице. «Человек должен пройти путь смерти, пространствовать в буквальном смысле слова, и тогда он выходит обновленным, вновь ожившим, “спасенным” от смерти. Он не должен ни оглядываться на пройденный путь, ни возвращаться по пройденному пути, ибо это означает снова “умереть”»43.
Анализируя это объяснение, Ромэн Гафарович Назиров связывал запрет оглядываться с архаическим неразличением субъекта и объекта. «Не видеть смертельной угрозы — это значит не быть увиденным ею. <...> Миф когда-то имел в виду обоюдность и одновременность этого опасного созерцания. Действие субъекта, направленное на природный объект, понималось как обоюдно-направленное, как одновременное действие объекта на субъект. Посмотреть на смерть — значит дать ей увидеть себя, а следствием этого становится превращение человека в соляной столб, камень, дерево, короче говоря — в неживое»44. Далее Назиров предлагал объяснять запреты оглядываться как наследие древних практик охоты и доместикации. Во время охоты на крупного зверя нельзя возвращаться прежним путем, потому что это смертельно опасно. «Таким древним охотничьим табу объясняются фольклорно-мифологические сюжеты, в которых человек, оглянувшийся на смерть, превращается в неживой предмет, погибает»45. Другие мифологические сюжеты, когда нельзя оглядываться на выводимое из иного мира существо, Назиров объяснял практиками прикармливания диких животных. «Стоило оглянуться на приручаемых животных, и они тотчас обращались в бегство. Поэтому, выводя этих детенышей из леса, заманивающий охотник должен был сохранять выдержку и терпение, идти спокойно и равномерно, ни в коем случае не оглядываться»46.

Это выведение современных обычаев из древних практик взаимодействия с животными замечательно тем, что соответствует принципу «бритвы Оккама». Но мне кажется, оно слишком поспешно избавляется от такой сущности, как вера древних людей в материальность взгляда, вера в то, что простым взглядом — и не обязательно прямо в глаза — можно привлечь внимание другого человека, зверя, мертвеца.

Заключение

Итак, в современной русской культуре принято избегать обмена взглядами с опасными людьми и с теми, для кого мы сами можем представлять опасность. Это представители власти, начальство, больные и инвалиды, нищие и попрошайки, хулиганы и просто незнакомцы на темных улицах, сумасшедшие. Одних мы боимся, других не хотели бы смущать. Мы избегаем взглядов на людей, оказавшихся в неловких ситуациях, избегаем вызвать у них своим взглядом чувство стыда. Стесняемся смотреть на шрамы и другие уродства. Мы избегаем неловких ситуаций, в которых взгляд другого человека может застать нас врасплох. Избегаем обмена взглядами с теми, с кем потенциально может возникнуть конфликт. У нас не принято смотреть на казни, насилие, смерть, секс, вообще на все то, в чем мы не хотим быть замешаны. Неприлично наблюдать за чьей-то работой, если не хочешь помочь. Нехорошо оглядываться на улице на прохожих, вообще рассматривать их. В большинстве ситуаций мы избегаем прямого пристального взгляда, который в отношениях между мужчинами может быть истолкован как агрессия, а в отношениях между мужчиной и женщиной — как флирт. Избегание взгляда представляет собой как бы один из вариантов избегания телесных контактов, прикосновений.

С одной стороны, мы избегаем смотреть на тех людей, с которыми не желаем иметь контакты или на тех, чье внимание боимся привлечь. С другой стороны, мы бросаем взгляды на тех, с кем хотелось бы познакомиться и общаться более тесно.
Можно ли как-то единообразно объяснить все эти обычаи и практики, есть ли в них что-то общее? Я думаю, их объединяет бессознательная вера людей в материальность взгляда, та самая вера, которая заставляет многих современных хорошо образованных людей избегать сглаза. Люди верят, что взгляд можно почувствовать спиной или с закрытыми глазами, что взглядом можно прикоснуться и, если смотришь на что-то плохое,  как бы заразиться. И даже те, кто не верит в это, ведут себя так, как если бы верили. Потому что обычаи избегания взгляда основаны на древних представлениях о том, что глаза испускают особые лучи.

Современная наука о таких лучах ничего не говорит. Правда, существует представление о так называемых биофотонах — фотонах, излучаемых живыми клетками. Их зарегистрировала группа биофизиков под руководством профессора Фритца Альберта Поппа47. Также отечественный биофизик Петр Петрович Гаряев утверждает, что ДНК в ядре клеток является своеобразным биологическим лазером. Он и его коллеги создали прибор, способный как индуцировать излучение фотонов клетками, так и фиксировать характеристики излучения клеток48. Если исследования в этом направлении продолжатся, вполне может оказаться, что биофотоны, излучаемые клетками глаз, и есть то излучение, в которое верил Эмпедокл и древние японцы.

Но в общепринятую научную картину мира результаты этих исследований пока не интегрированы. Господствующие представления ученых заключаются в том, что нельзя почувствовать взгляд другого человека кожей, нельзя заразиться через взгляд. Когда мы «чувствуем» взгляд — мы просто видим периферийным зрением направленные на нас зрачки другого человека или просто предполагаем, что сзади на нас кто-то может смотреть. И с этим согласится абсолютное большинство людей в нашем обществе. Но когда дело доходит до избегания взгляда, все ведут себя так, как если бы взгляд был материален. В этом заключается определенный парадокс. Даже те из нас, кто не веря в магию взгляда, практически действуют так, как если бы она существовала. Например, избегают показывать своего новорожденного ребенка посторонним, избегают разглядывать чужое несчастье и т. п. Это обычно объясняется традициями или вежливым нежеланием обидеть другого, избеганием того, чтобы нанести ему вред. Все верно, но истоки такой вежливости, думаю, связаны с бессознательной верой в опасность подобных взглядов.

 

Список литературы

1. Алаев Л. Миф и реальность касты // Вокруг света. Март. 1973. URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4875/ (дата обращения: 25.11.15).
2. Алехин К. А. Некоторые вопросы коммуникативной культуры таежных эвенков. http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/?html=sv47.htm&id=623 (дата обращения: 18.04.16).
3. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с фр. Я. Ю. Стар-цева при участии Ф. А. Бабинцева. Екатеринбург : Изд-во Урал.ун-та, 1999.
4. Бахова О. В. Обычаи избегания у кабардинцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2013. № 7. Ч. 2. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2013_7-2_03.pdf  (дата обращения: 18.04.16).
5. Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Религия / авторизован. пер. с англ. ; ред. Ю. П. Фран-цова. Ленинград : Изд-во Главсевморпути, 1939. URL: http://www.sakhamemory.ru/liter/book/chukotika/32.pdf (дата обращения: 18.04.16).
6. В Калининграде на глазах у ребенка убили трех собак // Клопс.ru. URL: https://klops.ru/news/proisshestviya/42692-v-kaliningrade-na-glazah-u-rebenka-ubili-treh-sobak (дата обращения: 20.04.16).
7. Гаряев П. П. Что может сделать волновая генетика. URL: https://www. youtube.com/watch?v=o_RWa2jMlAI&feature=youtu.be (дата обращения: 22.04.2016).
8. Герасимов А. Запись на стене «В контакте» 24 октября 2012. URL: http://vk.com/wall862510?own =1&offset=380 (дата обращения: 15.03.2016).
9. Гофман Э. Природа почтительности и умения вести себя // Ритуал взаимо-действия. Очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман ; пер. с англ. под ред. Н. Н. Бо-гомоловой, Д. А. Леонтьева. Москва : Смысл, 2009.
10. Групповой брак у австралийцев. Парный брак и семья. Обычай избегания // Этнографический блог о народах и странах мира, их обычаях и культуре. URL: http://lib7.com/narody-avstralii-i-okeanii/5-gryppovoi-brak.html (дата обращения: 18.04.16).
11. Дзагоева Э. П. Обычай избегания «Уайсадын» у осетин XIX-XXI вв. (на материалах этнографической экспедиции в Турцию (2015 г.)) // Современные проблемы науки и образования. № 2. 2015. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22916 (дата обращения: 18.04.16).
12. Досократики / пер с древнегреч. А. Маковельского. Мн. : Харвест, 1999 (1914-1915).  Часть 20. Эмпедокл. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000120/st019.shtml (дата обращения: 20.04.2016).
13. Елистратов В. С. Метафизика тещи // Нева. № 9. 2005 // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/neva/2005/9/el14.html (дата обращения: 19.04.16).
14. Ермакова Л. М. Взгляд и зрение в древнеяпонской словесности // Литературное наследие. URL: http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st013.shtml (дата обращения: 20.04.2016).
15. Камбачокова М. Ю. Обычаи избегания у абазин // Вестник Карачаево-Черкес­ско­го государственного университета. Карачаевск : Издательство КЧГУ, 2009. № 27.  URL: http://sharpni.org/node/3113 (дата обращения: 18.04.16).
16. Козуров Д., Исаев М., Борская О. В саратовском лицее на глазах у детей застрелен тренер сборной России по карате // Комсомольская правда. 1 декабря 2015. URL: http://www.saratov.kp.ru/daily/26464.5/3334897/ (дата обращения: 20.04.16).
17. Крейдлин Г. Е. Жесты  глаз  и  визуальное  коммуникативное  поведение // Труды по культурной антропологии. Москва, 2002. URL: http://ec-dejavu.ru/g/Gesture.html (дата обращения: 14.03.2016).
18. Льва расчленили на глазах у детей // Газета.Ru. 15 окт. 2015 г. URL: www.gazeta.ru/social/ 2015/10/15/7822415.shtml (дата обращения: 20.04.16).
19. Назиров Р. Г. Запрет оглядываться (К происхождению фольклорного мотива) // Фольклор народов РСФСР. Межэтнические фольклорные связи. Межвузовский научный сборник. Уфа: Башкирский университет, 1987. С. 31—38. URL: http://nev-menandr.net/scientia/nazirov-zapretogl.php (дата обращения: 20.04.2016).
20. Недетская разборка. Мамаша устроила драку с воспитателем детсада в Ижевске на глазах у других детей // День.org. URL: https://day.org.ru/news/5877 (дата обращения: 20.04.16).
21. Неклюдов С. Ю. Слепота демона и ее литературные перспективы // Сила взгляда: Глаза в мифологии и иконографии : сб. науч. статей / отв. ред. и сост.
Д. И. Антонов. Москва : РГГУ, 2014. С. 125—147 (Традиция—текст—фольклор: типология и семиотика). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov77.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
22. Петров Н. В. Дурной глаз: традиция, современность, интернет // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов. Москва : РГГУ, 2014. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/petrov9.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
23. Петрова С. И. обычай избегания у якутов: традиции и этнокультурные параллели // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. № 6. 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obychay-izbeganiya-u-yakutov-traditsii-i-etnokulturnye-paralleli (дата обращения: 18.04.16); Брак и семья у народов Сибири / Материалы по этнографии/ Российский этнографический музей. URL: http://www.ethnomuseum.ru/brak-i-semya-u-narodov-sibiri (дата обращения: 18.04.16).
24. Полевая Ю. Философ и культуролог Александр Павлов о низких жанрах, политических аллюзиях в «Южном парке» и современной гуманитарной (пост)науке // Постнаука. 27.05.2014. URL: http://postnauka.ru/books/26931 (дата обращения: 20.04.16).
25. Радужная Н. Секреты этикета: как вести себя в Японии // Лайфхакер. 18 января 2014. URL: http://lifehacker.ru/2014/01/18/sekrety-etiketa-kak-vesti-sebya-v-yaponii/ (дата обращения: 15.03.2016).
26. Рудевич А. Как теща стала героем анекдотов / Русская семерка. URL: http://russian7.ru/post/kak-teshha-stala-geroem-anekdotov/full/ (дата обращения: 19.04.16).
27. Самые неловкие ситуации из жизни // Мир фактов. Все самое интересное. 22.10.2011. URL: http://mirfactov.com/samyie-nelovkie-situatsii/ (дата обращения: 18.03.2016).
28. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Ч. 3. Для-Другого. URL:http://psylib.ukrweb.net/books/sartr03/txt06.htm (дата обращения: 19.04.16).
29. Семейный и общественный быт каракалпаков. Здравоохранение // Этнография/Народы Средней Азии и Казахстана. URL: http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1538-semejnyj-i-obschestvennyj-byt-karakalpakov-zdravoohranenie.html (дата обращения: 18.04.16); Семейный и общественный быт таджиков // Этнография/Народы Средней Азии и Казахстана. URL: http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1553-semejnyj-i-obschestvennyj-byt-tadzhykov.html (дата обращения: 18.04.16).
30. Семья и брак меланезийцев. Семейные обычаи и положение женщины // Этнография // Народы Океании. 02.11.2011. URL: http://lib7.com/okeaniya/48-brak-i-semja-melaneziicev.html (дата обращения: 18.04.16).
31. Сичкин Б. Мы смеёмся, чтобы не сойти с ума. URL: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/127028/Sichkin_-_My_smeemsya%2C_chtoby_ne_soiiti_s_uma.html (дата обращения: 19.04.16).
32. Смирнова Я. С., Першиц А. И. Формационная оценка или «этнический нейтралитет» // Советская этнография. Москва, 1978. № 6. С. 61—70. URL: http://journal. iea.ras.ru/archive/1970s/1978/1978_6_Smirnova.pdf (дата обращения: 18.04.16).
33. Староселец Т. С. Психологическое сопровождение неизлечимо больных лю-дей // Психологи на b17.ru. URL: https://www.b17.ru/article/12807/ (дата обращения: 19.04.16).
34. Стернин И. А. Основы речевого воздействия: учебное издание. Изд. 3-е. Москва-Берлин: DirectMEDIA, 2015. URL: https://books.google.ru/books?id=9Zk9CwAAQ BAJ&pg=PA22&lpg=PA22&dq=%D0%B8%D0% B7%D0%B1%D0%B5%D0% B3%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D0%B5+%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80 %D0%BE%D0%B2&source=bl&ots=BN__IEp98y&sig=zp4-qnHinNC1 CxjpEfwyZTJmT9s&hl=ru&sa=X&ved= 0ahUKEwi5t6Ot58zLAhWjIJoKHZ77B6E4ChDo AQglMAI#v=onepage&q=%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%B3%D0%B0%D0% BD%D0%B8%D0%B5%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2&f=false: (дата обращения: 19.04.16).
35. Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / пер. М. Вульф. Раздел 1. Боязнь инцеста. URL: http://lorcentr.krasgmu.ru/sys/files/content_attach/ 1427382009_zigmund_freiid_%E2%80%93_totem_i_tabu._ psihologiya _pervobytnoii_kultury_i_religii.pdf  (дата обращения: 18.04.16).
36. Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. Москва : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. URL: http://yanko.lib.ru/books/sacra/freydenberg=mif _i_lit_ drevn.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
37. Фрейзер Х. Язык прикосновения в викторианском дискурсе об искусстве // Новое литературное обозрение. № 125 (1/2014). URL: http://www.nlobooks.ru/node/4500 (дата обращения: 20.04.2016).
38. Хасбулатова З. И. Чеченская семья, — какая она? Воспитание у чеченцев// Нохчалла.17 Марта 2012. URL: http://nohchalla.com/etika/chechenskaya-semya.html (дата обращения: 18.04.16).
39 Bulow E. Traditional Navajo Taboos. URL: http://navajocentral.org/navajotaboos/ taboos_behavior.html (15.03.2016).
40.  Communicating Effectively with Aboriginal and Torres Strait Islander people. P.4. URL: https://www.health.qld.gov.au/deadly_ears/docs/hp-res-comeffect.pdf (дата обращения 15.03.2016).
41. eHRAF/World Cultures/Browse Subjects By A-Z Index. URL: http://hraf.yale. edu/online-databases/ehraf-world-cultures/outline-of-cultural-materials/#id271(дата обращения: 18.04.16).
42. Gesteland R. Cross Cultural Business Behavior. Marketing, Negotiating, Selling, Sourcing and Managing Across Cultures. Copenhagen: Copenhagen Business School Press, 2002.
43. Popp F.-A. Properties of biophotons and their theoretical implications // Indian Journal of Experimental Biology. Vol. 41. 2003. P. 391—402. URL: http://meridia-nenergies.net/research-old/dr-fritz-albert-popp/ (дата обращения: 22.04.2016).
44. Russon A. E., Bard K. A., Parker S. T. Reaching Into Thought: The Minds of the Great Apes. Cambridge University Press, 1998. URL: https://books.google.ru/books?id= rqcQcQoYAFoC&pg=PA135&lpg=PA135&dq=stare+avoidance&source= bl&ots =bxfy70Jmb4&sig =V6NycIR3JmUA7vMGnYZ9WfzSoWc&hl=ru&sa=X&ved= 0ahUKEwi7_rGak7PLAhUBOJoKHQlND_gQ6AEIOTAE#v=onepage&q=stare%20avoidance&f=false (дата обращения: 15.03.2016).
45. What is Sexual Harassment. URL: http://www.un.org/womenwatch/osagi/pdf/whatissh.pdf (дата обращения: 06.03.2016).

 

СНОСКИ

Алаев Л. Миф и реальность касты // Вокруг света. Март. 1973. URL: http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/4875/ (дата обращения: 25.11.15).
Богораз В. Г. Чукчи. Ч. II. Религия / авторизован. пер. с англ. ; ред. Ю. П. Фран-цова. Л. : Изд-во Главсевморпути, 1939. с. 182. URL: http://www.sakhamemory.ru/liter/book/chukotika/32.pdf (дата обращения: 18.04.16); Алехин К. А. Некоторые вопросы коммуникативной культуры таежных эвенков. URL: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/Home/pub/Data/?html=sv47.htm&id=623 (дата обращения: 18.04.16).
3 eHRAF/World Cultures/Browse Subjects By A-Z Index. URL: http://hraf.yale.edu/online-databases/ehraf-world-cultures/outline-of-cultural-materials/#id271 (дата обращения: 18.04.16).
4 Групповой брак у австралийцев. Парный брак и семья. Обычай избегания // Этнографический блог о народах и странах мира, их обычаях и культуре. URL: http://lib7.com/narody-avstralii-i-okeanii/5-gryppovoi-brak.html (дата обращения: 18.04.16).
5 Семья и брак меланезийцев. Семейные обычаи и положение женщины // Этнография // Народы Океании. 02.11.2011. URL: http://lib7.com/okeaniya/48-brak-i-semja-melaneziicev.html (дата обращения: 18.04.16).
Петрова С. И. обычай избегания у якутов: традиции и этнокультурные параллели // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. № 6. 2014. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/obychay-izbeganiya-u-yakutov-traditsii-i-etnokulturnye-paralleli (дата обращения: 18.04.16); Брак и семья у народов Сибири // Материалы по этнографии / Российский этнографический музей. URL:http://www.ethnomuseum.ru/brak-i-semya-u-narodov-sibiri (дата обращения: 18.04.16).
7 Семейный и общественный быт каракалпаков. Здравоохранение // Этнография // Народы Средней Азии и Казахстана. URL: http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1538-semejnyj-i-obschestvennyj-byt-karakalpakov-zdravoohranenie.html (дата обращения 18.04.16); Семейный и общественный быт таджиков // Этнография // Народы Средней Азии и Казахстана. URL: http://lib7.com/narody-srednej-azii-i-kazahstana/1553-semejnyj-i-obschestvennyj-byt-tadzhykov.html (дата обращения: 18.04.16).
Дзагоева Э. П. Обычай избегания «Уайсадын» у осетин XIX-XXI вв. (на материалах этнографической экспедиции в Турцию (2015 г.))// Современные проблемы науки и образования. №2. 2015. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=22916 (дата обращения: 18.04.16); Хасбулатова З. И. Чеченская семья — какая она? Воспитание у чеченцев// Нохчалла.17 Марта 2012. URL: http://nohchalla.com/etika/chechenskaya-semya.html (дата обращения: 18.04.16); Камбачокова М. Ю. Обычаи избегания у абазин // Вестник Карачаево-Черкес­ско­го государственного университета. Карачаевск : Изд-во КЧГУ, 2009. № 27. URL: http://sharpni.org/node/3113 (дата обращения: 18.04.16); Бахова О. В. Обычаи избегания у кабардинцев // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов. 2013. № 7. Ч. 2. URL: http://scjournal.ru/articles/issn_1997-292X_2013_7-2_03.pdf  (дата обращения: 18.04.16).
Смирнова Я. С., Першиц А. И. Формационная оценка или «этнический нейтралитет» // Советская этнография. № 6. 1978. С. 61—70. URL: http://journal.iea.ras.ru/archive/1970s/1978 /1978_6_Smirnova.pdf (дата обращения: 18.04.16).
10 Там же.
11 Фрейд З. Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии / пер. М.Вульф. Раздел 1. Боязнь инцеста. URL: http://lorcentr.krasgmu.ru/sys/files/content_attach/1427382009_zigmund_freiid_%E2%80%93 _totem_i_tabu._psihologiya_ pervobytnoii_kultury_i_religii.pdf  (дата обращения: 18.04.16).
12 Елистратов В. С. Метафизика тещи // Нева. № 9. 2005 // Журнальный зал. URL: http://magazines.russ.ru/neva/2005/9/el14.html (дата обращения: 19.04.16).
13 Рудевич А. Как теща стала героем анекдотов // Русская семерка. URL: http://russian7.ru/post/kak-teshha-stala-geroem-anekdotov/full/ (дата обращения: 19.04.16).
14 Гофман Э. Природа почтительности и умения вести себя // Ритуал взаимо-действия. Очерки поведения лицом к лицу / Э. Гофман ; пер. с англ. под ред. Н. Н. Бо-гомоловой, Д. А.Леонтьева. М. : Смысл, 2009. С.90.
15 Стернин И. А. Основы речевого воздействия: учебное издание. Изд. 3-е.
М.- Берлин: DirectMEDIA, 2015. С.22. URL: https://books.google.ru/books?id=9Zk9CwAA QBAJ&pg=PA22&lpg=PA22&dq=%D0%B8%D0%B7 %D0%B1%D0%B5%D0%B3% D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5+%D1%81% D0%BF%D0%BE%D1%80%D0% BE%D0%B2&source=bl&ots=BN__IEp98y&sig=zp4-qnHinNC1CxjpEfwyZ TJmT9s&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwi5t6Ot58zLAhWjIJoKHZ77 B6E4ChDoAQgl MAI#v=onepage&q=%D0%B8%D0%B7%D0%B1%D0%B5%D0%B3% D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0% B5%20%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80% D0%BE%D0%B2&f=false (дата обращения: 19.04.16).
16 Староселец Т. С. Психологическое сопровождение неизлечимо больных людей // Психологи на b17.ru. URL: https://www.b17.ru/article/12807/ (дата обращения: 19.04.16).
17 Крейдлин Г. Е. Жесты  глаз  и  визуальное  коммуникативное  поведение // Труды по культурной антропологии М., 2002. С. 236—251. URL: http://ec-dejavu.ru/g/Gesture.html (дата обращения: 14.03.2016).
18 Там же.
19 What is Sexual Harassment. URL: http://www.un.org/womenwatch/osagi/pdf/whatissh.pdf (дата обращения: 06.03.2016).
20 Bulow E. Traditional Navajo Taboos. URL: http://navajocentral.org/navajotaboos/taboos_behavior.html (дата обращения: 15.03.2016).
21 Communicating Effectively with Aboriginal and Torres Strait Islander people. P.4. URL: https://www.health.qld.gov.au/deadly_ears/docs/hp-res-comeffect.pdf (дата обращения: 15.03.2016).
22 Крейдлин Г. Е. Жесты  глаз  и  визуальное  коммуникативное  поведение // Труды по культурной антропологии М., 2002. с. 236—251. URL: http://ec-dejavu.ru/g/Gesture.html (дата обращения: 14.03.2016).
23 Радужная Н. Секреты этикета: как вести себя в Японии // Лайфхакер. 18 января 2014. URL: http://lifehacker.ru/2014/01/18/sekrety-etiketa-kak-vesti-sebya-v-yaponii/ (дата обращения: 15.03.2016).
24 Russon A. E., Bard K. A., Parker S. T. Reaching Into Thought: The Minds of the Great Apes. Cambridge University Press, 1998. P. 134—135. URL: https://books.google.ru/books?id=rqcQcQoYAFoC&pg=PA135&lpg=PA135&dq=stare+ avoidance&source =bl&ots =bxfy70Jmb4&sig=V6NycIR3JmUA7vMGnYZ9WfzSoWc &hl=ru&sa=X&ved= 0ahUKEwi7_rGak7PLAhUBOJoKHQlND_gQ6AEIOTAE#v=onepage&q=stare%20 avoidance&f=false (дата обращения: 15.03.2016).
25 Gesteland R. Cross Cultural Business Behavior. Marketing, Negotiating, Selling, Sourcing and Managing Across Cultures. Copenhagen : Copenhagen Business School Press, 2002. P. 76—77.
26 Самые неловкие ситуации из жизни // Мир фактов. Все самое интересное. 22.10.2011. URL: http://mirfactov.com/samyie-nelovkie-situatsii/ (дата обращения: 18.03.2016).
27 Сичкин Б. Мы смеёмся, чтобы не сойти с ума URL: http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/127028/Sichkin_-_My_smeemsya%2C_chtoby_ne_soiiti_s_uma.html (дата обращения: 19.04.16).
28 Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Ч. 3. Для-Другого. URL:http://psylib.ukrweb.net/books/sartr03/txt06.htm (дата обращения: 19.04.16).
29 Льва расчленили на глазах у детей // Газета.Ru. 15 окт. 2015 г. URL: www.gazeta.ru/social/ 2015/10/15/7822415.shtml (дата обращения: 20.04.16).
30Недетская разборка. Мамаша устроила драку с воспитателем детсада в Ижев-ске на глазах у других детей // День.org. URL: https://day.org.ru/news/5877 (дата обращения: 20.04.16).
31 В Калининграде на глазах у ребенка убили трех собак // Клопс.ru. URL: https://klops.ru/news/proisshestviya/42692-v-kaliningrade-na-glazah-u-rebenka-ubili-treh-sobak (дата обращения: 20.04.16).
32 Козуров Д., Исаев М., Борская О. В саратовском лицее на глазах у детей застрелен тренер сборной России по карате // Комсомольская правда. 1 декабря 2015. URL: http://www.saratov.kp.ru/daily/26464.5/3334897/ (дата обращения: 20.04.16).
33 Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке / пер. с франц.
Я. Ю. Старцева при участии Ф. А. Бабинцева. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 1999.
С. 109—116.
34 Полевая Ю. Философ и культуролог Александр Павлов о низких жанрах, политических аллюзиях в «Южном парке» и современной гуманитарной (пост)науке // Постнаука. 27.05.2014. URL: http://postnauka.ru/books/26931 (дата обращения: 20.04.16).
35 Герасимов А. Запись на стене «В контакте» 24 октября 2012. URL: http://vk.com/wall862510?own =1&offset=380 (дата обращения: 15.03.2016).
36 Петров Н. В. Дурной глаз: традиция, современность, интернет // Сила взгляда: глаза в мифологии и иконографии / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов. М. : РГГУ, 2014.
С. 336. URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/petrov9.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
 37 Там же.
 38 Там же. С. 319.
39 Ермакова Л. М. Взгляд и зрение в древнеяпонской словесности // Литературное наследие. URL: http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000037/st013.shtml (дата обращения: 20.04.2016).
40 Досократики / пер. с древнегреч. А. Маковельского. Мн. : Харвест, 1999 (1914-1915).  Часть 20. Эмпедокл. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000120/st019.shtml (дата обращения: 20.04.2016).
41 Фрейзер Х. Язык прикосновения в викторианском дискурсе об искусстве // Новое Литературное обозрение. №125 (1/2014). URL: http://www.nlobooks.ru/node/4500 (дата обращения: 20.04.2016).
42 Неклюдов С. Ю. Слепота демона и ее литературные перспективы // Сила взгляда. Глаза в мифологии и иконографии : сб. науч. статей / отв. ред. и сост. Д. И. Антонов. М. : РГГУ, 2014. С. 125—147 (Традиция—текст—фольклор: типология и семиотика). URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/neckludov77.pdf (дата обращения: 20.04.2016).
43 Фрейденберг О. М. Миф и литература древности. 2-е изд. М. : Изд. фирма «Восточная литература» РАН, 1998. С. 639. URL: http://yanko.lib.ru/books/sacra/freydenberg=mif_i_lit_drevn.pdf  (дата обращения: 20.04.2016).
44 Назиров Р. Г. Запрет оглядываться (К происхождению фольклорного мотива) // Фольклор народов РСФСР. Межэтнические фольклорные связи. Межвузовский научный сборник. Уфа : Башкирский университет, 1987. С. 31—38. URL: http://nev-menandr.net/scientia/nazirov-zapretogl.php (дата обращения: 20.04.2016).
45 Там же.
46 Там же.
47 Popp F.-A. Properties of biophotons and their theoretical implications // Indian Journal of Experimental Biology. Vol. 41. 2003. P. 391—402. URL: http://meridianenergies.net/research-old/dr-fritz-albert-popp/ (дата обращения: 22.04.2016).
48 Гаряев П. П. Что может сделать волновая генетика. URL: https://www.youtube. com/watch?v=o_RWa2jMlAI&feature=youtu.be (дата обращения: 22.04.2016).

Комментарии

 
 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Маргиналии: