Международный семинар "Практический поворот:

 

ФИЛОСОФИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ПОВОРОТЕ (в конце апреля в Самаре на базе СамГУ и СаГА прошел уникальный философский форум)

Хочу начать с лейтмотива прекрасного спектакля театра СамАрт «Здесь живут люди», на котором недавно побывали гости философских дней в Самаре. «Ну, сделайте же что–нибудь!», – постоянно повторяла его главная героиня, которую как всегда точно и проникновенно играла Роза Хайрулина. Ну, сделайте же что–нибудь, чтобы жизнь не казалась такой бессмысленной, одинокой и никчемной. Это отчаянное обращение современная философия принимает и на свой счет!

Дело в том, что у философии издавна сложилась репутация отвлеченной науки. Действительно, занимаясь своей традиционной общей проблематикой, все время возвращаясь к своим истокам, без чего философское знание просто не может воспроизводиться от поколения к поколению, философия часто упускала из виду эмпирическую действительность с ее всегда конкретными проблемами и вызовами. Работая на стратегическую перспективу, разрабатывая базовые принципы культуры и мышления, фундируя науку или даже идеологию, она часто делала это по ту сторону «моего единственного места в бытии», о чем писал М. Бахтин, по ту сторону всегда неповторимой жизненной перспективы каждого индивида. Конечно, ХХ век все изменил. Однако старое (устаревшее?) соотношение теоретической и практической философии еще оставалось. Еще не было осознано в полной мере, что именно вся философия, само ее ядро должны быть подвергнуты тотальной практизации. Только в этом случае она становится действительно необходимой индивиду – ее истинному адресату.

В наши дни философия решилась на практический поворот, который отчасти фиксирует те процессы, которые уже идут в философии на протяжении ХХ столетия, отчасти ставит перед ней принципиально новые задачи. В чем суть этих задач, каким образом философия, не изменяя себе, может вырабатывать практически значимые идеи, как согласуются эти задачи с ее местом в современном университете, с его нарастающей стандартизацией – вот комплекс совершенно новых проблем, которые поставили участники прошедшего в Самаре представительного международного форума, под общим названием «Практический поворот: современная философия в университете и за его пределами» (27 апреля – 30 апреля).

Это событие стало возможно, прежде всего, благодаря философам Европейского гуманитарного университета  (Минск–Вильнюс), которые при финансовой поддержке Института «Открытое Общество» (программы HESP, ReSET) полтора года назад запустили проект под указанным названием. Самарский государственный университет, в лице кафедры философии гуманитарных факультетов (зав. проф. В.А. Конев) и кафедры методологии социологических и маркетинговых исследований (зав. проф. А.С. Готлиб), выступил основной принимающей стороной этого проекта в Самаре, организатором философских дней и их локальным коспонсором. К СамГУ присоединилась и Самарская гуманитарная академия, которая в лице Центра философских и эстетический исследований (рук. проф. С.А. Лишаев) и кафедры философии (зав. доц. М.А. Корецкая) также помогла с финансированием и организовала на своих площадках ряд мероприятий. Это были две открытые лекции гостей и уникальный для отечественной традиции круглый стол по философской урбанистике «Город и философия», в котором приняли участие не только «теоретики», но и сами «практики», представители самарской городской среды – архитекторы, журналисты, бизнесмены, правозащитники. Уже сейчас понятно, что круглый стол получит продолжение осенью, когда начнутся публичные слушанья по поводу стратегического развития нашего города. 

В целом в Самару приехало 13 специалистов в сфере философии и современной социальной теории из Европейского гуманитарного университета, Санкт–Петербургского государственного университета и других городов России. Философские дни включали лекционный блок, конференцию «Философия в состоянии «пост»: актуальные исследовательские стратегии» и выше указанный круглый стол. Лекции по современной социальной теории и эстетике в СамГУ читались для социологов и культурологов, к которым примкнули все желающие, так что большие лекционные аудитории были забиты до отказа студентами, аспирантами и преподавателями с разных гуманитарных специальностей. Среди гостей Самары были  европейски известные профессора, знаковые фигуры для актуального философского процесса, авторы  широко известных работ Владимир Фурс, Татьяна Щитцова и Илья Инишев. В своих докладах и лекциях они предложили каждый свой сценарий «практического поворота», предполагающие соответственно разворот «ядра» философии в сторону политики, этики и языка.  

Событие свершилось. Состоялся продуктивный диалог местного академического сообщества и участников проекта, инициированного ЕГУ. Стороны оказались взаимно интересны друг другу, так что возникли большие перспективы по развитию проекта. В заключении хотелось бы искренне поблагодарить за институциональную поддержку философских дней в Самаре проректора по научной работе САмГУ Ю.Н. Горелова и проректора по учебной работе СамГУ В.П. Гарькина. Отрадно, что эти два человека с базовым техническим образованием живо откликаются на актуальные проблемы, стоящие перед гуманитарным сообществом Самарского государственного университета!   

 

Виталий Лехциер, д.ф.н., проф. кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ, локальный координатор проекта

 

 

СООБЩЕСТВО В СИТУАЦИИ ДИАЛОГА 

Встречи могут быть разными, и также сообщества могут иметь разные основания, поводы, интересы… В конце апреля этого года в философском пространстве Самары сложилась ситуация, которая позволила объединить вокруг темы «Практический поворот: современная философия в университете и за его пределами» очень интересных и творческих людей, разделенных географически (от Вильнюса через Поволжье к Ханты-Мансийску) и философско-методологически (от феноменологии через социально-критическую теорию к деконструкции). Коллеги, которых мы так хорошо знаем по книгам и публикациям, приехали в Самару, и здесь возникла уникальная ситуация диалога между философами ЕГУ (В. Фурс, Т. Щитцова, И. Инишев, Ю. Бедаш, А. Савко, Г. Русецкая, В. Навицкий, А. Теркин), ЮГУ (А. Савин) Санкт-Петербургского университета (Е. Малышкин, А. Дронов, А. Паткуль, Н. Артеменко), Самарского государственного университетов (В. Конев, В. Лехциер, Ю. Разинов) и Самарской гуманитарной академии (С. Лишаев, М. Корецкая, Е. Савенкова, Е. Иваненко). Диалог философов не ограничился узкими рамками профессиональных дискуссий, выйдя за эти пределы, философское сообщество обратилось к университетской студенческой аудитории, а также к журналистам, архитекторам, театральной и телевизионной общественности города Самары. Ведь всякая подлинная философия обращена к современности и тем опорам культуры, которые направляют движение мысли человека.

Событие этой встречи завязалось вокруг лекций профессоров Т. Щитцовой, В. Фурса, доцентов И. Инищева и А. Савина, прочитанных ими в стенах Самарского госуниверситета и Самарской гуманитарной академии. Интересное содержание, тонкая работа с проблемой, внятность и открытость обеспечили успех лекций как среди студенческой аудитории, так и среди молодых исследователей в области философии, социологии, психологии, экономики. Лекции, работа конференции «Философия в ситуации "пост": актуальные исследовательские стратегии» предоставила не только возможность увидеть европейский уровень исследования множества философских проблем, но создало особую почву для «рождения и движения мысли» у тех, кто только начинает путь в науке или уже состоялся. Самым полемическим и острым моментом стал круглый стол «Город и философия», который был проведен в перспективе существующего научного проекта «Практический поворот в философии». Когда-то Сократ вышел на рынок и площадь, чтобы сказать, что мудрость – это не лукавство спекулятивного ума, но надежная опора правды нашего положения, возможность спросить у себя «кто мы есть»? А может философ – это носитель нового дискурса, парадоксального логоса, провокатор, который искушает, озадачивает подобно Диогену Кинику или Хрисиппу Стоику, или, как писал Делез, философ теперь не платоновская душа-птица, но «плоское животное поверхности – клещ или блоха». Философы стали зачинщиками и провокаторами диалога, спора о современном городе с профессионалами в других областях (архитекторами, журналистами, депутатом, социологами, менеджерами). Мы собрались обсудить то, что нас действительно задевает, что вызывает у нас беспокойство и заботливое участие – это наша жизнь в пространстве современного города. Множественность оценок, позиций, подходов создало особое настроение включенности, задора и ощущение (не?)понимания того, как мы можем ответить на те вызовы, которые посылает нам топос современного мегаполиса.

После окончания конференции в кулуарах Т. Щитцова заметила: «Мы все говорили на одном языке». Действительно, мы все, разделенные тысячами километров, разными научными школами, множеством методологических и человеческих расхождений говорим на одном языке, языке живой, подлинной, задевающей наше существо философии. Сообщество строится и растет, встречи организуются, но переживание единства языковой почвы дается как дар понимания друг друга.

 

Светлана Соловьева, доцент кафедры философии гуманитарных факультетов Самарского государственного университета

 

 

 

 

САМАРА-ВИЛЬНЮС: апрельская дискуссия о судьбе современной философии

В конце апреля самарское философское сообщество оказалось перед вызовом: совместно с представителями Европейского Гуманитарного Университета (Минск-Вильнюс) обсуждался вопрос о судьбе философии и о самой возможности философствования в современном обществе. Безусловно, значимой особенностью проводимой конференции было участие в ней таких актуальных современных исследователей, как Татьяна Щитцова, Владимир Фурс, Илья Инишев, которые определяют философию как такую форму научного знания, которая всегда связана с реальным конкретным человеческим опытом. Философия в современной культуре только тогда и возможна, когда она сохраняет связь с действительным практическим опытом, отвечает на вызов современности. Поэтому участники конференции сосредотачиваются на критике классического типа субъекта, центрированного на себе, всегда совпадающего с самим собой. Эту идею подхватили и представители Санкт-Петербургского Государственного Университета, которые также приняли участие в обсуждении.

Другой несомненно важной составляющей этой конференции было проведение открытых лекций ведущими философами Европейского Гуманитарного Университета. Достаточно назвать лишь некоторые темы этих лекций: «Философское значение рождения и генезис субъекта» (проф. Т. Щитцова), «Современная социально-критическая теория» и «Социальная теория глобализация» (проф. В. Фурс), «Искусство и трансцендирование (многомерность современной эстетики» (доц. И. Инишев).

Лекции Т. Щитцовой предварили разговор о том, как можно говорить о субъекте в современной философии. Проф. Щитцова намечает натальный поворот в философии в рассмотрении проблемы субъекта. Если классическая философия от Платона до Хайдеггера видела основания индивидуации субъекта в конечном опыте, в факте смерти (известное заступание к смерти Хайдеггера), то постклассическая философия находит данные основания уже в опыте рождения. Рождение в интепретации Щитцовой децентрирует субъекта, лишает его той самообоснованности и самотождественности, которую даровала ему новоевропейская философия в лице Декарта, Канта, Гегеля. Если в опыте конечности человек обнаруживает себя как автономное и суверенное «я» (поэтому «я» всегда умирает одиноко), то рождение связывает меня с другими, это то фактическое априори, как говорит Щитцова, которое является онтологическим основанием совместности, социальности как таковой.

Логическим продолжением разговора стал переход от вопроса о генезисе субъекта к проблеме современной социально-критической теории к тому, как организуется современная социальная действительность, как можно говорить о социальном в эпоху глобализации. Проф. Фурс в своей лекции обращаясь к работам Ю. Хабермаса, Ж. Бодрийяра, показывает, что современная социальная философия возможна как социальная критика. Интерес социальной философии должен быть направлен на критический анализ существующих социальных процессов, это позволяет понять, как конструируется социальное и как возможна его динамика (трансформация). Обращаясь к одной из центральных тем современного социального дискурса – к феномену глобализации – Фурс, опираясь на работы Э. Гидденса, У. Бекка, Робертсона, не просто показывает причины и логику глобализации, но, прежде всего, трактует ее как множественный динамичный процесс возникновения различных форм культуры и политик, т.е. глобализация – это не просто сведение мира в единое целое, но множество локальных видов и опытов глобализации. Глобализация означает собою новый тип социального порядка, В. Фурс определяет его как хаосмос.

Вступив в дискуссию о возможности философии в современной культуре, проф. Конев напомнил трактовку философии как критики свершающегося опыта. Соглашаясь с позицией Щитцовой, проф. Конев указал на то, что философия постоянно имеет дело с рождающимся бытием, с бытием как событием – к нему она постоянно обращается, и его она постоянно осмысляет. Всвязи с этим он говорит об индивидуальности как о главной проблеме современной философии. При этом В.А. Конев ставит вопрос о трансцендентальном условии индивидуальности: возможна ли универсальность индивидуальности или индивидуальность всегда спонтанна. Существует ли универсальность, которая подчеркивает индивидуальность, а не зачеркивает ее, не объективирует?

Подводя итоги, можно сказать, что, помимо обмена различными стратегиями описания современной социальной действительности, совместная конференция обнаружила общую интенцию в понимании обсуждаемой проблематики – философия всегда отталкивается от реального практического опыта человека, в этом смысле современная философия есть критика свершающегося бытия,  критическая онтология.

Артур Костомаров, к.ф.н., старший преподаватель кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также:
Маргиналии: