Философская школа «Симпозион» представляет лекционный цикл на ноябрь 2015 года: 5 (в четверг), 11 (среда), 18 (среда) ноября

В ноябре 2015 г. философская школа "Симпозион" представляет лекции по теме:

«Философия  возраста»  (С. А. Лишаев)

Вход свободный!

 

Научный руководитель школы «Симпозион» - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева, Самарская гуманитарная академия)

Занятия будут проходить в Самарской областной универсальной научной библиотеке в сентябре-декабре 2015 года по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.

Лекционный цикл.  Тема: Философия возраста (5-четверг, 11-среда, 18-среда ноября)
Внимание! Первое занятие пройдет не 4-го, а 5-го ноября (четверг). Среда – праздничный день.

Занятия проводит д.ф.н., проф. С. А. Лишаев (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева)

Каждый человек знает, как его зовут, где он живет, какой у него пол и… сколько ему исполнилось лет. Каждый человек принадлежит к «определенной возрастной группе». Но что это значит – быть взрослым, стариком, ребенком? Разве количество лет по паспорту и возраст всегда совпадают? На эти и на другие вопросы вы сможете поразмышлять на занятиях по «философии возраста». Курс дает возможность испытать физику возраста его «метафизикой» и составить собственное представление о том, что такое возраст и в чем состоит философский подход к его пониманию. Прислушайтесь к возрасту. Возраст касается каждого.

1. Философия возраста: быть человеком можно по-разному. Детство и отрочество в зеркале философской рефлексии (Занятие пройдет в ЧЕТВЕРГ, 5 ноября)

Классическая философия не специально возрастом не интересовалась, оперируя универсальными понятиями «человека вообще», «разума», «субъекта»… Однако современную мысль отличает повышенная чувствительность к конкретным формам исполнения человеком собственной жизни. Человек для нее – это «я» и «ты», «мы» и «они», «мужчина» и «женщина», «ребенок» и «юноша», «старик» и «ребенок»… О возрастах как об особых формах жизни (со своими возможностями и ограничениями), о периодизации возраста и о многом другом вы узнаете на первой лекции цикла.
Вторая часть лекции будет посвящена детству как особому возрасту, особому «миру». Речь, в частности, пойдет о том, что отличает ребенка от взрослого, в какой момент ребенок перестает быть ребенком и становится молодым взрослым.

2. Молодость и зрелость: экзистенциальное содержание и возрастные кризисы (11 ноября).

В центре внимания второй лекции «срединные возраста»: молодость и зрелость. Когда становится молодым взрослым? В чем своеобразие того образа, который принимает жизнь в годы, которые принято именовать «молодыми»? Что отличает молодого человека от зрелого? Какие препятствия встречаются на пути достижения человеком полноты своих сил – зрелости? В чем состоит критерий зрелости? Почему мы все чаще встречаем взрослых, казалось бы, людей, которые ведут себя, как дети? В чем состоит «кризис среднего возраста»? Может ли человек, находясь в одном возрасте (например, в зрелости), переключать свое сознание в иные возрастные регистры? И каковы, наконец, те окна возможностей, которые открывают перед нами молодость и зрелость?

3. Философия старости (геронтософия): типология старости и ее экзистенциальное содержание (18 ноября).

Для современного человека характерно отталкивание от старости и страстное желание затормозить или даже остановить старение, сохранив молодость до глубокой старости (идеал многих наших современников – это дожить до самой глубокой старости, но без старости). Чем же вызван страх перед наступлением старости (геронтофобия)? Поддается ли он лечению, и стоит ли соглашаться с пессимистическим воззрением на старость как на возраст потерь и лишений? Возможен ли взгляд на старость как на возраст, который обладает собственной продуктивностью и способен подарить человеку то, чего он не мог достичь прежде, когда он был моложе? Какие бывают типы проживания старости? Как избежать состояния «ворчливой старости» и воплотить идеал старости «мудрой»? Это и многое другое – предмет  последней, заключительной лекции.

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также: