Философская антропология жертвы: сакрализация, управление, дизайн

Руководитель проекта: Корецкая М.А.

Участники: Иваненко Е.А., Савенкова Е.В., Сериков А.Е.

Работа над проектом поддержана Фондом РФФИ, проект № 19-011-00872, выполнение проекта рассчитано на 2019–2021 годы.

Ключевые слова:философская антропология жертвы, жертва, жертвоприношение, биополитика, homo sacer, коллективное тело, медиа, пострадавший, травма, сакрализация, виктимизация, управление жертвами, дизайн жертвы

Аннотация проекта: Цель проекта заключается в том, чтобы исследовать имеющую место в современности трансформацию антропологической роли жертвы, ее актуальные социо-культурные функции, ориентируясь на три взаимосвязанных аспекта процесса социального конструирования жертвы: сакрализацию, управление, дизайн. Основная гипотеза: главная функция жертвы - формирование солидарности, которое в архаических обществах достигалось в рамках легитимного ритуала жертвоприношения, полностью подпадающего под категорию сакрального и напрямую учреждающего социальный порядок. Но в современном пространстве биополитики имеет место различие между жертвой священной и жертвой-пострадавшим, чьи напрасные страдания должны быть по возможности компенсированы, причем второе значение, совершенно не типичное для архаики, сегодня симптоматичным образом превалирует над первым. Сегодня путь к солидарности лежит по большей части через негативные аффекты вмененного сострадания пострадавшим и гнева в адрес виновников, и во многом зависит от того, возникнет или нет вокруг жертв-пострадавших квазисакральный ореол. В этом смысле общество по-прежнему является скрытым адресатом жертвоприношения, однако сам акт жертвоприношения в значительной мере дискредитирован. Зато жертвы подлежат присвоению и за них может быть вменена ответственность. Поэтому помимо изучения достаточно проблемного в современном контексте процесса сакрализации исследование будет направлено на анализ того, как осуществляется биополитическое управление жертвами как капиталом. Управление жертвами, включающее в себя процесс конструирования, сегодня погружено в медиасреду и подлежит медиарепрезентации, что позволяет говорить не просто о конструировании, но о дизайне жертвы, что ориентирует нас на исследование визуальности, перформативности и проективности этого процесса. Таким образом сакрализация, управление и дизайн как аспекты феномена жертвы, включенного в современное социальное поле, будут исследоваться во взаимосвязи друг с другом.
Актуальность исследования обусловлена остротой социальных проблем, связанных со столь неоднозначным феноменом жертвы в современности и настоятельно требующих изучения. Так, несмотря на то, что террор принято осуждать как абсолютное зло и ему противодействовать, поскольку он целенаправленно ориентирован на производство жертв, пресечь эту практику в ее разнообразных проявлениях не удается, терроризм становится повседневной угрозой, оказывая влияние на социальный порядок, отношения, идентичности и т.п. Рассматриваемые в исследовательском проекте вопросы не являются отвлеченно метафизическими, но имеют также практический и этический смысл, поэтому исследование находится в логике практического поворота в философии и будет способствовать формированию новой методологической оптики, востребованной для философской аналитики актуальных проблем современности.
Новизна проекта заключается в разработке и обосновании идеи о том, что неоднородность как феномена жертвы в современности, так и понятия жертвы (священная жертва и жертва-потерпевший) является ключом к пониманию того, как трансформируются антропологические характеристики в контексте реалий биополитики. Проект позволит вписать в новый смысловой горизонт и концепцию культурной травмы, и виктимологические исследования, а также поставить во взаимосвязь с темой жертвы, на первый взгляд, казалось бы, мало связанные с ней эффекты современного культурного и прежде всего, медийного, пространства, такие как дизайн, хайп, продьюседж, снафф, и тд., что откроет новые исследовательские горизонты и создаст дополнительное научное пространство и для медиафилософских исследований, и для философской антропологии, открывая возможности для введения таких концептов, как дизайн жертвы, коллективное тело жертвы, экономика жертвы и т.д.
Исследование предполагает поэтапное изучение феномена жертвы в трех заявленных аспектах: сакрализация, управление, дизайн. Промежуточным результатом станет ряд статей, последовательно отвечающих на поставленные вопросы. Итогом работы станет подготовка текста коллективной монографии.
В целом исследование позволит осуществить шаг вперед в направлении эффективного противодействия социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, и иным источникам опасности для общества, экономики и государства.

Комментарии

 
 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также: