Сайт работает при поддержке
социально-гуманитарного института
Самарского университета
Сайт создан благодаря поддержке
Самарской гуманитарной академии
Три женщины-философа одного поколения, окончившие философское отделение философско-филологического факультета Самарской Гуманитарной Академии и занимающие (по крайней мере двое) при том же отделении преподавательские посты, нашли себе яркую форму презентации – в качестве этакой боевой женской философской группы. Понятно, что это само по себе модно. В разных комбинациях соавторства и по отдельности они написали и издали за последние десять лет великое множество больших и малых работ по разным поводам философствования – от фракталов до скрэпбукинга. Настоящая книга представляет сборник эссе разных лет, объединенных тематикой медиа.
Философствуют философы во французском стиле (во всяком случае, так, чтобы весьма тесное знакомство с ним было совершенно очевидно): слово «симулякр», фамилии Фуко, Лакана, Делеза и т.п. встречаются здесь довольно часто. Сборник открывается правильным антипрофанным и собственно философским текстом «Эффект реальности и пустыня Реального: медиа и кризис антологии», способным неподготовленного или равнодушного к рассуждениям в подобном стиле читателя надежно отпугнуть. Однако далее философский градус благополучно снижается, акценты смещаются скорее к антропологии и культурологии.
Предметы исследований довольно традиционны для этого философского течения, всегда уделявшего медиа и массовой культуре пристальное внимание. Эссе посвящены виртуальности, как она есть сегодня, утопиям в медиареальности (с включенным интересным очерком о Терезине), «квазисубьектным структурам» зрителя и пользователя, смайликам, рукомесленным хобби, отечественным и зарубежным фильмам и сериалам, экранизациям мифологических текстов, Ю-тьюбу, аниме, копирайту – и многим прочим любопытным вещам. Завершается книга проникновенным текстом об усилиях интеллектуала переместиться в ситуацию, при которой вообще возможна соответствующая его статусу деятельность. Горгона, давшая название сборнику, прямо возникает в некоторых текстах, в других – тень ее перемещается за ширмой. На Горгону смотреть нельзя, окаменеешь – медиа играют роль щита Персея. «Оптика медиаутопии позволяет не смотреть на чудовищную Реальную Вещь, разглядывая образ приукрашенной до неузнаваемости Горгоны. Навык специфической эстетики, базирующейся на этом не-прямом зрении, позволяет сохранить или даже приобрести определенную идентичность и уберегает разум от полного коллапса…».
Конечно, маленькая рецензия не подразумевает оценку масштаба интеллектуального прорыва, принципиальной новизны взгляда или неожиданности метафор. Но можно обойтись и без этого. Философские книги не так уж отличаются от остальных. И делятся, как и прочие, прежде всего на интересные и скучные. Поскольку ныне философия подобного ключа стала в значительной степени общим местом, простой демонстрацией навыков определенной игры, поле для имитации философской работы тут очень широкое. Эта книга – не скучная, и впечатления имитации не оставляет. Напротив, тут есть чувство энергичного интеллектуального, растянутого во времени, эксперимента-путешествия, предпринятого из иных побуждений, нежели просто желание казаться - и даже с непредсказуемым результатом. Следить за ним довольно увлекательно, а эрудиция авторов способна читателя обогатить.
Михаил Бутов
Источник:
Следующая статья →
Лишаев С. А. Эстетика Другого. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008
О тексте
Дополнительно