Сайт работает при поддержке
социально-гуманитарного института
Самарского университета
Сайт создан благодаря поддержке
Самарской гуманитарной академии
Вестник Самарской Гуманитарной академии. Серия "Философия. Филология."-2008.-№1 (3) стр.86-89
Подчас простые, привычные предметы при их близком рассмотрении являют нам неожиданное. Сколько раз в день каждому из нас приходится нажимать на кнопки? Трудно даже сосчитать. Но если задаться вопросом, что мы знаем об этом очень знакомом нам предмете и в каких отношениях с ним находимся, ответы могут поставить в тупик. В современном мире кнопка заменяет человеку вещи, и даже сам человек начинает восприниматься как набор кнопок. Чем больше кнопок приходится нажимать человеку, тем значительней его отрыв от «простых вещей», тем невозможнее становится возврат к непосредственному восприятию мира.
Ключевые слова: манипуляции, массовая культура, техника, стереотипы сознания.
Кнопка как «простая вещь»
Можно ли считать кнопку «простой вещью»? На первый взгляд, да: чего уж проще, чем простое и привычное нажатие на самые разнообразные кнопки, совершаемое ежедневно, почти ежеминутно. Но результаты этого нажатия заключают в себе совершенно не простые события. Например, привычное нажатие на кнопку лифта приводит к тому, что на нужный нам этаж приезжает кабина лифта. Привычная картина, которой мы не удивляемся, удивляемся, если происходит обратное. А ведь кабина лифта в несколько раз превышает вес человека. Значит сам, посредством непосредственной манипуляции с этой вещью, человек никогда бы не смог поднять ее на нужный этаж. Выступающий на поверхности кусочек пластмассы, знакомый нам еще по детским игрушкам, обладает властью над простыми вещами, превышающей физическую силу человека.
Что же мы фактически знаем о кнопке как привычном и знакомом предмете, простой вещи, доступной прикосновению? В словарях и энциклопедиях под кнопкой понимается преимущественно канцелярская кнопка, «тонкий короткий гвоздик с широкой плоской шляпкой для закрепления бумаги, ткани»[1], или электрическая кнопка, «подвижная пуговка, служащая для замыкания тока в электрических проводках (звонке и др.)». И хотя сфера применения кнопок и связанные с ней смысловые и культурные контексты на сегодняшний день намного превосходят указанные определения (о чем еще пойдет речь ниже), в воображении большинства кнопка – маленький, незначительный предмет, вспомогательный элемент электрической цепи или средство крепления. Незначительность кнопки дает основания обходить ее вниманием как вещь, как предмет исследования. Попытки найти в специальной литературе изобретателя кнопки обернулись провалом. В толковых словарях дается несколько значений слова «кнопка», в целом его семантику можно свести к следующему. Кнопка – это предмет, позволяющий при малой затрате усилий соединять ранее несоединимые предметы и получать при этом различные эффекты. В этот семантический ряд попадает как канцелярская кнопка, а также кнопка звонка – то есть предметы, существующие примерно столетие назад, так и более современные кнопки – на клавиатуре компьютера, например. Все эти предметы, несмотря на общее название, выполняют разные функции. Но при этом есть общее, что их объединяет. Они позволяют легко решать технические задачи, дают человеку новые возможности управления миром, превращают весь мир в «простую вещь».
Виртуальное могущество кнопки
Можно констатировать, что ни одному предмету не уделяется столь малое внимание и ни от одного предмета современный мир не зависел бы настолько, насколько он зависит от кнопки. Кнопка изменила мир человека, сделала его возможности тысячекратно превышающими его физическую природу. В результате мир, окружающий человека, изменился в сторону технизации. «Нажми на кнопку – получишь результат», – слова популярной в 90-е годы песни. Распространившись в повседневной жизни, кнопка начинает восприниматься своеобразным «волшебником», исполнителем желаний. «Достаточно просто нажать на кнопку», – говорим то, когда хотим подчеркнуть реальную исполнимость того или иного желания. Но не на любую кнопку, их много, и чем их больше, тем бесполезнее они начинают казаться, ведь найти среди них единственную нужную кнопку оказывается все труднее. Как уже говорилось, механизм кнопки позволяет человеку совершать прежде невозможные для него вещи. Но, упрощая жизнь, кнопка при этом же делает ее предельно сложной и опасной – для тех, кто не знает, на какую кнопку нужно нажать в том или ином случае. Кнопки на сотовом телефоне, клавиатуре компьютера, бытовых приборах, детских игрушках лишают нас необходимости взаимодействовать с предметами непосредственно, совершают чудеса освобождения, экономят время, но при этом сами они становятся незаменимыми спутниками, требующими к себе особого, трепетного отношения.
Мир начинает зависеть от правильного нажатия на кнопку. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить обычную реакцию человека, случайно перепутавшего виртуальные кнопки на экране монитора и выбравшего «удалить» вместо «сохранить». Наши мысли, наши фото- видеовоспоминания находятся под охраной кнопок, главное – не перепутать и нажать нужную кнопку. Вот это искусство нажимать нужные кнопки и есть современный способ выживания человека: чем больше кнопок приходится нажимать, тем выше уровень жизни того, кто их нажимает.
В то же время отсутствие непосредственного контакта с вещами снимает с человека чувство ответственности за происходящее. Эрих Фромм в работе «Анатомия человеческой деструктивности», исследуя феномен войны, говорит о том, что в XX веке убийство на войне становится анонимным. Это также происходит не без помощи кнопки. Сидящий в кабине пилот сбрасывает бомбы нажатием на кнопку. Гибнущие в результате этого действия сотни людей остаются незнакомы, невидимы ему, что позволяет не чувствовать реальность их жизни, а значит и смерти[2].
Совершенно иначе в «кнопочном мире» строится процесс воспитания. В традиционную эпоху ребенок накапливал опыт, наблюдая за работой родителей, но не имея возможности принять в ней участие, так как деятельность взрослых была для ребенка непосильна. В современности большая часть дел совершается посредством нажатия на кнопку – процесса, посильного для ребенка с точки зрения физических затрат, но непосильного с точки зрения установления причинно-следственных связей. Таким образом, обучать ребенка практическим навыкам посредством подражания взрослым становится практически невозможно. Сама возможность повзрослеть в такой ситуации становится проблематичной: взрослея, индивид продолжает заниматься тем же самым, что и ребенок: жать на кнопки, не всегда и не вполне понимая последствия своих действий.
Но лишая человека ощущения реальности в повседневности, в виртуальной реальности кнопка на экране позволяет осознать виртуальную реальность как уже знакомую, свою. Имитация кнопки на экране служит средством для привлечения внимания, она должна быть такой, чтобы на нее хотелось нажать. «Отличительной чертой реальных (физически существующих) кнопок является их объемность. Соответственно, при разработке контролов одним из самых бесспорных решений можно назвать придание объема кнопкам»[3]. Это делается не только для удобства посетителей сайта, но и для того, чтобы каждый из них подольше задержался на сайте, переходя от страницы к странице, не ради их содержания, а ради удовольствия пощелкать кнопками. Непосредственный контакт человека и кнопки постепенно упраздняет разницу между ними, делает их одним целым.
Сколько кнопок у человека?
Добавляя к статье этот пункт, у автора статьи возникли сомнения, не будет ли это неоправданным расширением темы. Речь все-таки первоначально шла о кнопке как о «простой вещи». А человека вряд ли можно считать вещью, тем более простой. Тем не менее, выражение «нажать на все кнопки» все чаще и чаще используется в значении «управлять людьми», а недавно в Интернет- издательстве Powerbooks даже вышла книга, посвященная основным кнопкам, которые есть у человека. Она так и называется «10 секретных кнопок» и представляет «основные кнопки человеческого поведения». «А также учит, как именно следует на них нажимать – в рекламе, в письмах, в беседе, чтобы вызвать у ваших потенциальных клиентов, любовниц, партнеров прямо-таки патологическую, нездоровую, чуть ли не сексуальную страсть согласиться с вашим предложением!» «Применение кнопок возможно, потому что каждый человек, по мнению автора книги В. Орлова, представляет из себя всего-навсего агрегат, работающий по определенным программам. Другими словами – люди – это различной степени механизмы, управляемые словами и образами! Цинично? Может быть... Но невероятно эффективно!»[4] С представлением о человеке как о наборе кнопок связана проблема манипуляции сознанием. Можно спорить о правомерности такого подхода, о его практической эффективности, но одно можно утверждать достаточно определенно. Проделав странный и сложный путь от вспомогательного элемента, части механизма, кнопка стала восприниматься как элемент самого человека. По привычке решая проблему при помощи кнопок, сознание пытается найти нужную кнопку не только при работе с техникой, но и при взаимодействии с живыми существами, забывая о том, что, воспринимая живое, а в особенности мыслящее существо как средство для достижения цели, а не как цель, каждый бессознательно соглашается с тем, что и он тоже является прежде всего средством, а не целью. Кнопка, кажущаяся на первый взгляд простой вещью, при более близком рассмотрении оказывается водоразделом между человеком и простыми вещами, отделяя его от мира простых вещей. Ответ на вопрос, как теперь возможен возврат к простым вещам и возможен ли вообще, не вмещается в рамки отдельной статьи и заслуживает отдельного, обстоятельного исследования.
[1] См.: Кнопка http://mega.km.ru/ojigov/encyclop.asp?TopicNumber= 12535&search, а также http://www.efriova.info/search/, http://dic.acadiic.ru/dic.nsf/ushakov/835694
[2] См.: Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности. АСТ 2004, глава III.
[3] http://www.dserg.com/buttons-2007-08-23.html
[4] Орлов, В. 10 секретных кнопок // http://10buttons.powerbooks.ru/
← Предыдущая статья
Подарок как вещь. Опыт цинического исследования
О тексте
Дополнительно