Философская школа «Симпозион» представляет лекционный цикл на октябрь-ноябрь 2020 года (21, 28 октября, 11 ноября)

Самарская областная универсальная научная библиотека приглашает на лекции и беседы по философии и культуре в философской школе «Симпозион»!
Научный руководитель школы - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарский университет)
Занятия проходят в Самарской областной универсальной научной библиотеке по средам, в 18.30, по адресу: проспект Ленина, 14 А, конфернц-зал, 1 этаж.

 Вход свободный!

План работы на октябрь-ноябрь 2020 года

Лекционный цикл: «Барочный разум: лейбницианство и современная философия» (21, 28 октября, 11 ноября)

Занятия проводит кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Музея Э.А. Рязанова, старший научный сотрудник ГБНОУ СО «Академия для одаренных детей (Наяновой)» Горяинов Олег Вячеславич

Аннотация

Лекция 1. Зачем нужно тело? Фейербах (21 октября)

Одним из ключевых вопросов, который достался по наследству современной философии от метафизики XVII столетия, является проблема тела: его роль и способ связи с душой и Богом стали предметом многочисленных дискуссий. Проект монадологии Лейбница представляет собой попытку разрешить апории, присутствующие в мысли Декарта и Спинозы по данному вопросу. Хотя метафизика Лейбница обычно проходит по ведомству идеализма, а иногда появляются интерпретации в русле реализма, несмотря на это его мысль оказалась любопытным катализатором для материалистической традиции. На лекции речь пойдет о проблеме тела в философии Лейбница в контексте некоторых современных теорий (Й. Эльстер, Г. Харман, Б. Латур) и особое внимание будет уделено рецепции проекта монадологии Л. Фейербахом.

Лекция 2. VinculumSubstantiale и требование бытия. Агамбен (28 октября)

Поздняя мысль Лейбница характеризуется усложнением его онтологических идей, что для некоторых мыслителей стало знаком наличия неразрешимых противоречий в проекте монадологии. Переписка Лейбница с Де Боссом выявила ключевую роль понятия «субстанциальная связь» (vinculum substantiale), которое было введено философом для решения проблемы единства среди составного множества монад, что ввело два уровня субстанций: монады с одной стороны и их композиты-объединения с другой. Этот, казалось бы, локальный вопрос метафизики XVII века оказался востребован не только современными историками философии (Б. Лук, М. Пивоварчик), стремящимися распутать неоднозначные интеллектуальные траектории позднего Лейбница, но и неожиданно оказался в центре актуального философского проекта Homo Sacer Джорджо Агамбена. Как связаны эти два сюжета, будет раскрыто на второй лекции курса.

Лекция 3. Эластичность универсума и метафизика бессмертия. Делёз (11 ноября)

Одним из самых скандальных элементов монадологии Лейбница оказалось описание «жизни» и «смерти» не в качестве непримиримой оппозиции, а лишь состояний, между которыми обнаруживается не радикальный разрыв, а «множество степеней перехода». Тезис о бессмертии Лейбница касается не только монад (душ), но и их телесных оболочек, которые лишь «уменьшаются, свёртываются, но полностью не прекращаются». Столь абсурдная на первый взгляд метафизика провоцирует вопросы и сомнения, однако, как показал Жиль Делёз, за ней скрывается рациональность, которая распознаёт текучесть и эластичность универсума. На финальной лекции курс речь пойдет о прочтении Лейбница Делёзом, а особое внимание будет уделено проблеме материи, что позволит продолжить сюжет, заявленный на первой лекции.

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также:
Маргиналии: