Сайт работает при поддержке
социально-гуманитарного института
Самарского университета
Сайт создан благодаря поддержке
Самарской гуманитарной академии
Внимание!
Самарская областная универсальная научная библиотека приглашает на лекции и беседы по философии и культуре в философской школе «Симпозион»!
Научный руководитель школы - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарский университет)
Занятия проходят в Самарской областной универсальной научной библиотеке по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.
Вход свободный!
План работы «Симпозиона» на первую половину февраля 2017 года
Лекционный цикл «Ложь в повседневной жизни» 1, 8, 15 февраля 2017 г.
Занятия проводит Ю.А. Разинов, доктор филос. наук, профессор Самарского университета
В чем смысл антитезы «истина–ложь»? Культурно-исторические предпосылки и антропологический горизонт оппозиции истинного и ложного.
Ложь как явление жизненного мира. «Не истина, не ложь» – метафора «серой зоны». В чем разница: «говорить ложь» и «быть во лжи»? Категории «подлинного» и «неподлинного».
О чем говорит лексикон лжи? Семантическое богатство сферы ложного.
Ложь как феномен культуры. Ложь Адама и и Евы (культурогенная функция лжи). Сознание-удвоение реальности («ложь-сознание»). Хитроумие и изворотливость (политропия), Или чем хитроумный Одиссей лучше правдивого Ахиллеса?
Обман в игре, обман на войне. «Обмани меня, если сможешь»! Феномен блефа. Влечение к обману и культура поощрения лжеца. «Тьмы низких истин мне дороже нас возвышающий обман».
Многообразие форм лжи. Обман и речь. «А король то голый!». Спонтанная вокализация и сокрытие речи. В чем секрет «красноречивого молчания»? Истинное и ложное умолчание как истинная и ложная речь. Скромность и скрытность.
Социальное бытие фальшивок: копии суррогаты, субституты, фальсификаты, имитаторы и контрафакты. Два рода фальсификации в искусстве: «настоящая копия» и «подлинная фальшивка». Фальсификация и легитимация. Как нам живется в мире фальшивок?
Обман и самообман. «Ах обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад». Процедура откладывания: «Я подумаю об этом завтра». В чем правда и кривда самообмана?
Истина и забвение. Забвение как модус фальсификации. История и память. Когда необходимо не забыть забыть?
Банальная ложь обыденной речи: болтовня и красноречие. Когда люди болтают и почему молчат?
Ложь и жизненна рутина. Враль и фантазер. Ложь как одеяние и феномен «голой правды» (nuda veritas)
Непосредственная ложь и рефлексивный обмен обманом. Ложь как коммуникативная норма. Культурная кодировка лжи: почему чтобы обмануть, необходимо сказать правду; а чтобы сказать правду – обмануть?
Социальный мир как мир взаимных сокрытий. Лицемерие и его виды. «Почему для того, чтобы заняться любовью, я должен предложить ей послушать концерт лютневой музыки XVI в.» («О чем говорят мужчины»)?
Протокольная ложь и «ложь по профессии»: пропаганда, дипломатия, разведка. Театр иллюзий. Ложь учителя и врача. Социальное актерство и ролевая дистанция.
Бытовая вежливость и житейская тактичность: Винни-Пух против Кролика. Почему «за правдивую погудку смычком по рылу бьют»? Комплиментарность: «лучше уж соври что-нибудь!».
Ложь как способ обустройства приватной сферы.
Проблема социальной резистентности и культурного иммунитета ко лжи.
О тексте
Дополнительно