Сайт работает при поддержке
социально-гуманитарного института
Самарского университета
Сайт создан благодаря поддержке
Самарской гуманитарной академии
Руководитель проекта: Корецкая М.А.
Участники: Иваненко Е.А., Савенкова Е.В., Сериков А.Е.
Работа над проектом поддержана Фондом РФФИ, проект № 19-011-00872, выполнение проекта рассчитано на 2019–2021 годы.
Ключевые слова:философская антропология жертвы, жертва, жертвоприношение, биополитика, homo sacer, коллективное тело, медиа, пострадавший, травма, сакрализация, виктимизация, управление жертвами, дизайн жертвы
Аннотация проекта: Цель проекта заключается в том, чтобы исследовать имеющую место в современности трансформацию антропологической роли жертвы, ее актуальные социо-культурные функции, ориентируясь на три взаимосвязанных аспекта процесса социального конструирования жертвы: сакрализацию, управление, дизайн. Основная гипотеза: главная функция жертвы - формирование солидарности, которое в архаических обществах достигалось в рамках легитимного ритуала жертвоприношения, полностью подпадающего под категорию сакрального и напрямую учреждающего социальный порядок. Но в современном пространстве биополитики имеет место различие между жертвой священной и жертвой-пострадавшим, чьи напрасные страдания должны быть по возможности компенсированы, причем второе значение, совершенно не типичное для архаики, сегодня симптоматичным образом превалирует над первым. Сегодня путь к солидарности лежит по большей части через негативные аффекты вмененного сострадания пострадавшим и гнева в адрес виновников, и во многом зависит от того, возникнет или нет вокруг жертв-пострадавших квазисакральный ореол. В этом смысле общество по-прежнему является скрытым адресатом жертвоприношения, однако сам акт жертвоприношения в значительной мере дискредитирован. Зато жертвы подлежат присвоению и за них может быть вменена ответственность. Поэтому помимо изучения достаточно проблемного в современном контексте процесса сакрализации исследование будет направлено на анализ того, как осуществляется биополитическое управление жертвами как капиталом. Управление жертвами, включающее в себя процесс конструирования, сегодня погружено в медиасреду и подлежит медиарепрезентации, что позволяет говорить не просто о конструировании, но о дизайне жертвы, что ориентирует нас на исследование визуальности, перформативности и проективности этого процесса. Таким образом сакрализация, управление и дизайн как аспекты феномена жертвы, включенного в современное социальное поле, будут исследоваться во взаимосвязи друг с другом.
Актуальность исследования обусловлена остротой социальных проблем, связанных со столь неоднозначным феноменом жертвы в современности и настоятельно требующих изучения. Так, несмотря на то, что террор принято осуждать как абсолютное зло и ему противодействовать, поскольку он целенаправленно ориентирован на производство жертв, пресечь эту практику в ее разнообразных проявлениях не удается, терроризм становится повседневной угрозой, оказывая влияние на социальный порядок, отношения, идентичности и т.п. Рассматриваемые в исследовательском проекте вопросы не являются отвлеченно метафизическими, но имеют также практический и этический смысл, поэтому исследование находится в логике практического поворота в философии и будет способствовать формированию новой методологической оптики, востребованной для философской аналитики актуальных проблем современности.
Новизна проекта заключается в разработке и обосновании идеи о том, что неоднородность как феномена жертвы в современности, так и понятия жертвы (священная жертва и жертва-потерпевший) является ключом к пониманию того, как трансформируются антропологические характеристики в контексте реалий биополитики. Проект позволит вписать в новый смысловой горизонт и концепцию культурной травмы, и виктимологические исследования, а также поставить во взаимосвязь с темой жертвы, на первый взгляд, казалось бы, мало связанные с ней эффекты современного культурного и прежде всего, медийного, пространства, такие как дизайн, хайп, продьюседж, снафф, и тд., что откроет новые исследовательские горизонты и создаст дополнительное научное пространство и для медиафилософских исследований, и для философской антропологии, открывая возможности для введения таких концептов, как дизайн жертвы, коллективное тело жертвы, экономика жертвы и т.д.
Исследование предполагает поэтапное изучение феномена жертвы в трех заявленных аспектах: сакрализация, управление, дизайн. Промежуточным результатом станет ряд статей, последовательно отвечающих на поставленные вопросы. Итогом работы станет подготовка текста коллективной монографии.
В целом исследование позволит осуществить шаг вперед в направлении эффективного противодействия социокультурным угрозам, терроризму и идеологическому экстремизму, и иным источникам опасности для общества, экономики и государства.
Первый год проекта в соответствии с планом исследования был посвящен аспекту сакрализации жертвы. Сакральное трактовалось исследовательской группой в перспективе перформативного поворота гуманитарного знания, то есть понималось как эффект ситуативно активируемых ритуальных практик. Поэтому исследовались не столько онтологические и антропологические характеристики жертвы как сакрального объекта, сколько сакрализация жертвы как социальный процесс, неоднозначность которого в современной культуре и являлась фокусом анализа. Была поставлена проблема сочетания метафизического и эмпирического уровней исследований в рамках философской антропологии жертвы, обозначена перспектива для формирования новых методов философской аналитики за счет вовлечения дополнительных методологических приемов, направленных на работу с эмпирическими данными (контент анализ, семантический анализ, case studies и film studies, а также техники работы с большими данными).
Понимание сакрализации как результата перформативного изъятия кого-либо, кто становится жертвой, из пространства повседневных связей, потребовало поставить вопрос о роли жертвы в политиках исключения и практиках солидаризации в более широкой социально-антропологической перспективе, чем это обычно делается в таких областях гуманитарного знания о жертве, как виктимология, с одной стороны, и культурная антропология с другой. Обоснована гипотеза, что прототипическим следует считать именно человеческое жертвоприношение. Показано, что поскольку в современности традиционная практика жертвоприношения табуирована, его социальные функции могут выполняться, замещаясь ситуативными аналогами (фигуры пострадавших в катастрофических событиях, таких как катастрофы, теракты и т.п. замещают жертв жертвоприношения). Были исследованы различные аспекты трансформации жертвы насилия в сакральную жертву; роль социальной маргинализации в производстве жертвы как амбивалентной фигуры (святой и скверной, исключенной и консолидирующей, пострадавшей от насилия и готовой к самопожертвованию). Показана зависимость феномена виктимблейминга от теологического горизонта, дана генеалогия веры в справедливый мир, а также показана генеалогическая связь фигуры «жертвы насилия» с «божественным насилием». Двойственная фигура жертвы исследована в качестве приоритетной точки сборки коллективного тела. Показано, что жертва может в перформативном смысле учреждать «народ» в качестве сакрального коллективного субъекта политической теологии.
Исследованы консолидирующие аффекты, которые ритуалы, связанные с жертвами (как жертвами жертвоприношения, так и жертвами насилия) и памятью о них, позволяют канализировать и перекодировать, переключая эмоции сочувствия, гнева, энтузиазма, скорби из масштаба воздействия на микрогруппы (семья, сообщества утраты) в макрогрупповой масштаб (народ, нация, человечество). Показана роль новых медиа в процессах консолидации коллективного тела вокруг фигуры жертвы и с точки зрения создания эффектного образа жертвы, и с точки зрения сетевого, а не иерархического способа сборки коллективности, и с точки зрения одновременного существования этого тела в онлайн и офлайн режиме. Выявлены характеристики "жертвенного тела" в горизонте биополитики и информационных технологий. Показано, что информационная волна хайпа может быть понята в качестве ритуала, что объясняет чрезвычайную информационную емкость событий, маркированных жертвами. Были открыты новые исследовательские перспективы для изучения феномена власти жертвы, природы ее самореферентности и формирующихся форм жертвенного поведения в современном обществе.
Результаты исследования нашли отражение в 18 научных статьях (опубликованных и принятых к публикации) и были представлены в качестве 13 докладов на конференциях Российского и международного уровня, защищена 1 докторская диссертация.
Второй год работы проекта был посвящен анализу проблемы управления жертвами. Управление рассматривалось во взаимосвязи трех аспектов: политик жертвы, администрирования культурой виктимности и сообществами утраты, экономики жертвы. Ключевые стратегии политического и экономического управления жертвами выявлены в горизонте биополитики. Также исследованы принципы формирования самого конструкта жертвы (дизайн жертвы). Ключевой тезис этого этапа научного проекта: жертва - это универсальный инструмент управления в пространстве биополитики. Для подтверждения этого тезиса исследованы эффекты общественной жизни, связанные с культурой виктимности, наделяющей жертву сверхценным моральным статусом. В этом контексте предложена концептуальная рамка виктимократии (власти жертв), позволяющая понять, как меняется функционирование институтов власти под влиянием культуры виктимности и каковы ключевые черты экономики жертвы.
Показана специфика административного управления жертвами, складывающаяся в культуре виктимности. Для этой цели дан анализ эвристического потенциала концепции «культуры виктимности» Б. Кэмпбелла и Д. Мэннинга и реконструирована генеалогия этой культуры. Показано, что культура виктимности полностью ориентирована на задачу этического и идеологического обеспечения биополитического социального менеджмента, что объясняет возникновение культа безопасности («сейфитизм»). Проанализированы параметры смещения от комплекса культурной травмы к культуре виктимности; показано, что феномен микроагрессий появляется как эффект переопределения насилия в биополитическом ключе. Рассмотрены попытки импортирования культуры виктимности в российскую университетскую среду на примере кампании 2020 года против харассмента. В контексте связи биополитики и некрополитики на материале медийных войн памяти вокруг мемориалов на расстрельных полигонах рассмотрено управление коллективной памятью, культурной травмой, сообществами утраты и мертвыми телами жертв репрессий. Тема политического и экономического управления жертвой раскрыта также через многоплановое исследование конкретного феномена практик стихийной коммеморации: использования плюшевого мишки в качестве меморабилии на стихийных мемориалах.
В рамках темы экономики жертвы (понятой как система производства, потребления, обмена и распределения жертвы как капитала и ресурса) поставлена проблема нарастающего производства жертв внутри техногенной, биогенной и социокультурной сфер человеческой деятельности. Новый феномен виктимократии раскрыт в качестве особой социокультурной формации, чувствительной к жертве насилия и обладающей достаточными ресурсами для усиления общественной реакции и управления ею. Показано, что современное медиализированное пространство социального включено в работу экономики жертвы, сформировавшейся на фоне адаптации социальных порядков под новые условия глобализации. Представлен эмпирический анализ петиций change.org как характерного инструмента цифрового гражданского активизма. Обнаружены закономерности экономики жертвы в алгоритмах действия цифровых петиций. Обоснован вывод, что цифровые петиции являются маркером зон, восприимчивых к конструкту жертвы насилия в аспекте уязвимости. Выявлен экономический смысл производства и потребления зрелища страданий, показано, что коллективный зритель сегодня обладает инстинктом политика и экономическим мышлением, так как умеет принимать в расчет капитал жертв. Выдвинута гипотеза, что функция отбора кандидатов на роль жертв в современном распределённом жертвоприношении реализуется различными вариантами страхования жизни и здоровья: добровольное страхование может быть рассмотрено как аналог отрицательного отбора в жертвы. На примере случая Энн Софи Хингст исследованы механизмы культурного присвоения в контексте феномена виктимократии, проблематизированы тенденция чрезмерного доверия жертве, монетизация сакрального и капитализация жертвенного статуса.
Повышенный интерес к образу ребенка-жертвы рассмотрен в контексте экономики внимания, лежащей в основе анализа потоков пользовательского интереса, формирующего цифровые экономические отношения.
Продолжено исследование маргинальных жертв как феномена культуры. Предложено различать два типа маргинальных жертв: жертвы отличные от статистически модальных и жертвы, отличающиеся от массмедийного прототипа идеальной жертвы. Выдвинута и обоснована гипотеза о том, что если жертвоприношение и аналогичные ему формы поведения являются культурной универсалией, то предрасположенность человека к принятию и принесению жертв должна проявляться в детском поведении, аналогичном жертвоприношению. Гипотеза проверена с помощью анализа ситуаций, типологически похожих на ситуации жертвоприношения на материале художественных текстов, описывающих детское поведение. Также выдвинуто предположение, что для того, чтобы искусственный интеллект мог полноценно понимать человека и вести себя как человек, он должен разделять человеческие предрасположенности к восприятию мира и других людей, к взаимодействию с ними, а значит и быть способным к принятию и принесению жертв.
Результаты исследования нашли отражение в 15 научных статьях и тезисах (опубликованных и принятых к публикации) и были представлены в качестве 4 докладов на конференциях.
Исследовательский коллектив отталкивался от предположения о том, что жертвоприношение является антропологической и культурной универсалией. Обоснована гипотеза, что прототипическим следует считать именно человеческое жертвоприношение. Высказано предположение об основаниях антропологической универсальности жертвоприношения, заключающихся в психологическом желании людей магически контролировать процесс смерти и возрождения и в эусоциальности человека как биологического вида. Выдвинута и обоснована гипотеза о том, что если жертвоприношение и аналогичные ему формы поведения являются культурной универсалией, то предрасположенность человека к принятию и принесению жертв должна проявляться в детском поведении, аналогичном жертвоприношению. Показано, что поскольку в современности традиционная практика жертвоприношения табуирована, его социальные функции могут выполняться, замещаясь ситуативными аналогами (фигуры пострадавших в катастрофических событиях, таких как катастрофы, теракты и т.п. замещают жертв жертвоприношения). Была обоснована гипотеза о биополитических причинах табуирования жертвоприношения в современности. Были исследованы различные аспекты трансформации жертвы-пострадавшего в сакральную жертву; роль социальной маргинализации в производстве жертвы как амбивалентной фигуры (святой и скверной, исключенной и консолидирующей, пострадавшей от насилия и готовой к самопожертвованию). Показана зависимость феномена виктимблейминга от теологического горизонта, дана генеалогия веры в справедливый мир. Двойственная фигура жертвы исследована в качестве приоритетной точки сборки коллективного тела. Показано, что жертва может в перформативном смысле учреждать «народ» являясь приоритетной точкой сборки коллективного тела. Исследованы консолидирующие аффекты, которые ритуалы, связанные с жертвами (как жертвами жертвоприношения, так и жертвами насилия) и памятью о них, позволяют канализировать и перекодировать из микрогруппового в макрогрупповой масштаб.
Второй год работы над проектом был посвящен анализу проблемы управления жертвами. Управление рассматривалось во взаимосвязи трех аспектов: политик жертвы, администрирования культурой виктимности и сообществами утраты, экономики жертвы. Ключевой тезис: жертва – это универсальный инструмент управления в пространстве биополитики. Для подтверждения этого тезиса исследованы эффекты общественной жизни, связанные с культурой виктимности, наделяющей жертву сверхценным моральным статусом. В этом контексте предложена концептуальная рамка виктимократии (власти жертв), показано, что культура виктимности полностью ориентирована на задачу этического и идеологического обеспечения биополитического социального менеджмента, что объясняет возникновение культа безопасности («сейфитизм»). Показана связь биополитики и некрополитики: на материале медийных войн памяти вокруг мемориалов рассмотрено управление коллективной памятью, культурной травмой, сообществами утраты и мертвыми телами жертв. Тема политического и экономического управления жертвой раскрыта также через многоплановое исследование конкретного феномена практик стихийной коммеморации: использования плюшевого мишки в качестве меморабилии на стихийных мемориалах. Введено понятие экономики жертвы (понятой как система производства, потребления, обмена и распределения жертвы как капитала и ресурса). Показано, что современное медиализированное пространство социального включено в работу экономики жертвы, сформировавшейся на фоне адаптации социальных порядков под новые условия глобализации. Представлен эмпирический анализ петиций change.org как характерного инструмента цифрового гражданского активизма.
Третий год работы над проектом был посвящен теме дизайна жертвы и строился на анализе медиафеноменов. Показана роль новых медиа в процессах консолидации коллективного тела вокруг фигуры жертвы и с точки зрения создания эффектного образа жертвы, и с точки зрения сетевого, а не иерархического способа сборки коллективности, и с точки зрения одновременного существования этого тела в онлайн и офлайн режиме. Выявлены характеристики "жертвенного тела" в горизонте биополитики и информационных технологий. Показано, что информационная волна хайпа может быть понята в качестве квази-ритуала, что объясняет чрезвычайную информационную емкость событий, маркированных жертвами, а также позволяет говорить о реактуализации культурных травм прошлого средствами сетевых медиа. На широком эмпирическом материале описаны культурные клише и стереотипы, в соответствии с которыми в медиа конструируются образы жертв и репрезентируются ситуации, сопровождающиеся жертвами. Изучены эстетические и этические закономерности кинематографической и телевизионной репрезентации смерти в снафф-материалах, показано, что жертва насилия – это особый конструкт, подверженный инфляции; причины его инфляции глубоко социальны по своей сути, а способы работы с инфляцией располагаются в визуальном пространстве современных медиа. Рассмотрен феномен иронической этики как реакции общества на избыточность конструкта жертвы в поле культуры виктимности, бесконечно перекачивающей вину и долг внутри сложившейся экономики жертвы. В итоге предлагается понимание нового типа репрезентации жертвы в актуальных медиасистемах, включая децентрализованную цифровую экосистему блокчейн.
Результаты исследования нашли отражение в 46 научных статьях и были представлены в качестве 27 докладов на конференциях Российского и международного уровня, прочитано два цикла публичных лекций, защищена 1 докторская диссертация. Подготовлена рукопись коллективной монографии.
Результаты реализации исследовательского проекта были апробированы на следующих научных мероприятиях.
1. Международная научно-образовательная конференция "Общество 5.0. Парадоксы цифрового будущего. VII Садыковские чтения. Казань. Казанский федеральный университет. 15-16 ноября 2019 года.
Корецкая М.А. прочитала пленарный доклад "Коллективное тело в эпоху новых медиа. "Сетевой" и "уличный" регистры существования".
2. Российская конференция «Доверие в эпоху фейка», проведенная Центром Медиафилософии СПбГУ на конференции в рамках Дней философии в Санкт-Петербурге-2019 «Философское осмысление цифровизации современного мира». Санкт-Петербург, СПбГУ, 22. ноября 2019.
Корецкая М.А. прочитала пленарный доклад "Солидарность с жертвами и эффекты профанации.
Савенкова Е.В. прочитала секционный доклад «Доверяя жертве. Случай Софии Хингст.»
3. Российская научная конференция «Маргинальные феномены человеческого бытия (АНТРОПОЛОГИЯ AD MARGINEM)». Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева, Самара, 20.09 – 22.09. 2019
Корецкая М.А. прочитала секционный доклад "Маргинализация жертвы и коллективное тело народа"
Сериков А.Е. прочитал секционный доклад "Непонимание человеком самого себя как исток маргинальной виктимности"
Иваненко Е. А. прочитала секционный доклад «Дэдпул и теодицея: мир справедливой смерти».
Савенкова Е.В. прочитала секционный доклад "Аd marginem vs in centro? Культура поминовения жертв терактов»
4. Российский междисциплинарный научный семинар «Производство аффекта: практика, поэтика, политика и технологии манипуляции». Самарский национальный исследовательский университет им. академика С. П. Королева 13-14 декабря 2019г. Все участники исследовательского проекта участвовали в качестве экспертов в круглом столе «Манипуляция жертвой: производство аффекта в современном медийном пространстве» и выступили с докладами:
Корецкая М.А. "Жертвы теракта и перекодирование аффекта: от сообществ утраты к коллективному телу народа"
Сериков А.Е. "Эмоциональное сопереживание как условие ритуальной сакрализации потерпевших "
Иваненко Е.А. «Хайп и новая виктимность: анатомия хайпа»
Савенкова Е.В. «Манипулятивный потенциал памяти. Конструирование и поддержание травмы при помощи энергии хайпа».
5. VII Международная научно-практическая конференция «Модернизация культуры:знание как инструмент развития»". Самарский Государственный Институт Культуры, Самара, 20-21 мая 2019.
Сериков А.Е. Прочитал секционный доклад "Научное знание о жертвах и образ жертв в современных англоязычных средствах массовой коммуникации"
6. Всероссийская научная конференция с международным участием «Борисовские чтения», Самара, 27-28 сентября 2019 г.
Сериков А.Е. прочитал секционный доклад "Невинность Христа как культурный шаблон, определяющий развитие современной науки о жертвах"
7. Корецкая М.А. прочитала цикл публичных лекций (3 лекции) "Жертва и коллективное тело народа" в Самарской областной научной библиотеке. 4, 11, 18 декабря 2019.
8. Российская научная конференция «Опыты любви и практики истины в современной философии и кинематографе». Самара, Музей им. Э. Рязанова, 2 и 3 октября 2020 года.
Иваненко Е.А. прочитала секционный доклад "Жертва насилия и ее истина в современном кино".
Корецкая М.А. прочитала секционный доклад "«Дождь» Маджиди: любовь, жертвенность, истина и вопрос о границах теологии."
9. Пятые Лемовские чтения: Международная научная конференции памяти Станислава Лема Самара: Самарский государственный университет, 5-7 ноября 2020.
Сериков А.Е. прочитал секционный доклад "Понимание искином ценностей человека и воспитание готовности принять жертву (по мотивам произведений Теда Чана и Иэна Макьюэна)".
10. Международная научно-техническая конференция "Перспективные информационные технологии" Самара, Самарский государственный университет, 21-22 апреля 2020.
Сериков А.Е. прочитал секционный доклад "Предрасположенность детей к принятию и принесению жертвы (на основе анализа детских рассказов Н.Носова".
11. Корецкая М.А. прочитала цикл открытых лекций в Центральной областной научной библиотеке г. Самары " УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КАМПУС И ЕГО ЖЕРТВЫ" 3 февраля, 10 февраля, 17 февраля 2021. С лекций велась прямая онлайн трансляция на интернет-портале Культура РФ и на ютьюб-канале СОУНБ, запись в настоящее время доступна: www.youtube.com/watch?v=bYYbEu8L8gk
12. Международная научная конференция "Антропологический поворот: теории и практики" Орёл : Орловский гос. ин-т культуры, 15-17 апреля 2021 года.
Корецкая М.А. прочитала пленарный доклад "Новые контуры антропологии жертвы: от культурной травмы к культуре виктимности".
Сериков А.Е. прочитал секционный доклад «Интерес к смерти и возрождению как глубинный мотив жертвоприношения»
13. IX Международная научная конференция “Деньги и процент: экономика и этика” Центра исследований экономической культуры СПбГУ, 26-28 апреля 2021 Санкт-Петербург. Все участники исследовательской группы выступили на секции "Экономика жертвы" Корецкая М.А. прочитала секционный доклад "Экономика жертвы и жизнь как ценность: vita sacra/nuda vitа/dolce vita"
Иваненко Е.А. прочитала секционный доклад «Fiat victim! Жертва как фиатная величина в горизонте биополитики».
Сериков А.Е. прочитал секционный доклад «Страхование как аналог отбора кандидатов в жертвы в контексте проблемы универсальности человеческого жертвоприношения»
Савенкова Е.В. Прочитала секционный доклад «Ребенок как символический капитал. Монетизация внимания к образу ребенка-жертвы в социальных сетях»
14. Научно-практическая международная конференция, посвящённая 60-летию полёта в космос Ю.А. Гагарина "Человек в информационном обществе" г. Самара, Государственный университете им. академика С.П. Королева. 28–30 апреля 2021 г.
Сериков А.Е. прочитал секционный доклад ««Колумбайн» как медийный прототип школьных расстрелов».
15. XVIII Международная научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия "НАУКА И КУЛЬТУРА РОССИИ", Самара, Самарский государственный университет путей сообщения, 27–28 мая 2021
Корецкая М.А. прочитала секционный доклад "Спонтанные мемориалы в контексте гипотезы о распределенном характере жертвоприношения"
16. Всероссийская научная конференция IX Пирровы чтения. Интерпретация культурных кодов: 2021 «Строители и руины / Конструирование предсказуемости». Саратовский государственный университет, 23-25 июня 2021 г.).
Корецкая М.А. прочитала секционный доклад "Расстрельные полигоны как руины памяти: переприсвоение жертв, или мертвые против мертвых".
17. Всероссийская научная конференция «Быть как дети? Инфантилизация и границы взросления сегодня», СПб, факультет антропологии Европейского Университета СПб, 19-20 ноября 2021года.
Савенкова Е.В. прочитала секционный доклад «Мишки детям не игрушки: мишка-тедди как жертвенный объект и меморабилия»
Следующая статья →
«Тут мы стоим с этой тайной вдвоем»: поэзия У. Уитмена и кинематограф Т. Малика
О тексте
Дополнительно