В ноябре 2009 вышел в свет новый философский журнал «Сократ».

«Сократ» – это совершенно новый для российского читателя формат философского журнала. «Сократ» имеет характерный подзаголовок: «журнал современной философии». Изюминка этого проекта состоит не в том, что нам предлагаю познакомиться с «современной философией», суть в том, что издатели журнала стремятся сделать его  популярным, массовым. Название «Сократ» в этой перспективе кажется вполне уместной: философы спускаются с кафедры и идут на площадь, говорить с людьми, отвечать на их вопросы (пусть и гипотетические), и задавать им свои. Основная идея журнала проста, но очень сложна в исполнении: соединить философскую глубину анализа с актуальностью поднимаемых вопросов и с  доступностью их рассмотрения для «образованного читателя». Обращаясь «к широким слоям российского общества» (тираж первого номера – 1000 экз., что для начала очень не мало), журнал, тем не менее, может рассчитывать (и фактически рассчитывает) на вполне определенную целевую аудиторию: на людей, интересующихся проблемами гуманитарного знания, общественной жизнью, современной культурой. Потенциальный читатель журнала скорее молод, чем стар, он хорошо образован, склонен к саморефлексии, а по отношению к тому, что происходит вокруг него, настроен критически. Отсюда и необычный для философского издания внешний вид периодического издания: «Сократ» - полноцветный журнал формата А4 с большим количеством иллюстраций (они делятся на две группы: портреты авторов публикаций и работы современных российских художников).

 

Итак, мы имеем дело с первым философским журналом, обращенным к нефилософам. Сам факт появления такого издания уже сам по себе заметное и во многих отношения примечательное явление. «Сократ» - редкая для современной России попытка «хождения в народ» представителей академического сообщества, и едва ли не первый опыт создания журнала как резонатора философской рефлексии в теле социума. Срезонирует ли интеллектуальный авангард российского общества на появление нового журнала? Ответ на этот вопрос даст только время. Задача весьма и весьма сложная,  пути ее решения на российской почве еще не разведаны.

 

Ясно, что журналу такого типа, как «Сократ», угрожает двойная опасность: опасность впасть в профанацию «дела философии» с одной стороны, и угроза остаться невостребованным со стороны широкой публикой – с другой. Редакции журнала не миновать критики братьев по цеху за «заигрывание с публикой» и за «популяризаторскую ересь», но это не самое страшное. Намного опаснее для журнала критика со стороны нефилософской публики, со стороны ее целевой аудитории: если журнал покажется ей слишком «заумным» или чрезмерно «академичным», недостаточно радикальным и провокативным, она просто откажется покупать его.  Но «волков бояться – в лес не ходить». Можно согласиться с программными высказываниями членов редколлегии журнала, что российское общество нуждается в качественной философской рефлексии основных социальных, политических и культурных процессов, происходящих и в нашем отечестве и в мире. Проблему капсулирования философии и философов в цитаделях университетов и академий надо как-то решать, поскольку самоизоляция явно не на пользу ни философам, ни обществу.

 

Первый номер журнала – в полном соответствии с его программой – редакция отдала анализу проблемы «большого кризиса». Его авторы делают попытку прояснить глубинные предпосылки кризиса, рассматривают разные его стороны и грани в культурном, теоретическом и историческом контекстах.

 

Мне, как читателю, интересно было познакомиться с «Сократом» № 1. Но как человек, живущий в России, я хорошо знаю, что по «опытной партии» чего бы то ни было судить о качестве продукта преждевременно. Концепция журнала кажется мне заслуживающей одобрения и внимания. А что получится из журнала на практике – покажут очередные его номера. Настораживает отсутствие в первом «Сократе» сведений о его периодичности. Могу лишь предположить, что этот вопрос пока не вполне ясен и для редакции журнала и что к выходу следующего номера он будет решен. Ведь чтобы журнал заметили, чтобы он смог оказать какое-то воздействие на культурный климат в России, он должен выходить, во-первых, регулярно, во-вторых – долго и, в-третьих, он должен быть интересным... Надеюсь, что все срастется, состыкуется и российский читатель получит популярный журнал современной философии.

 

Сергей Лишаев

 

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также:
Маргиналии: