Тема 1. Деловая культура и деловая этика

Культура - одно из наиболее часто встречающихся и при этом одно из наиболее трудно определимых понятий. Сегодня существует более 1000 различных научных определений культуры. Американские антропологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон в книге «Культура: Критический обзор понятий и определений» (1-е изд. 1952) проанализировали определения культуры, существовавшие к середине 20 века в англоязычной науке, и предложили классификацию подходов к определению культуры. Их описание на русском языке можно найти в учебнике российского социолога Леонида Григорьевича Ионина «Социология культуры» (1-е изд. 1996).
«А. Описательные определения, в которых упор делается на перечисление всего того, что охватывает понятие культуры. Родоначальником такого типа определений культуры является знаменитый антрополог Э.Тайлор. Согласно Тайлору, "культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества".
B. Исторические определения, в которых акцентируются процессы социального наследования, традиция. Примером здесь может служить определение, данное известным лингвистом Э. Сепиром: культура — это "социально унаследованный комплекс способов деятельности и убеждений, составляющих ткань нашей жизни". <...>
C. Нормативные определения. Эти определения делятся на две группы. Первая из них — определения, ориентирующиеся на идею образа жизни. По определению, данному антропологом К.Уислером, "образ жизни, которому следует община или племя, считается культурой... Культура племени есть совокупность стандартизованных верований и практик, которым следует племя". Вторая группа — определения, ориентирующиеся на представления об идеалах и ценностях. Здесь можно процитировать два определения: данное философом Т.Карвером, "культура — это выход избыточной человеческой энергии в постоянной реализации высших способностей человека", и предложенное социологом У. Томасом, "культура ...это материальные и социальные ценности любой группы людей (институты, обычаи, установки, поведенческие реакции) независимо от того, идет ли речь о дикарях или цивилизованных людях".
D. Психологические определения, в которых упор делается либо на процесс адаптации к среде (D-I), либо на процесс научения (D-II), либо на формирование привычек (D-III). <...>
E. Структурные определения, в которых внимание акцентируется на структурной организации культуры. Здесь характерны определения, данные антропологом Р.Линтоном: а) "культуры — это в конечном счете не более чем организованные повторяющиеся реакции членов общества"; б) "культура — это сочетание наученного поведения и поведенческих результатов, компоненты которых разделяются и передаются по наследству членами данного общества".
F. Генетические определения, в которых культура определяется с позиции ее происхождения. Эти определения разделяются на четыре группы: F-I, в которых культура рассматривается как продукт или артефакт; F-II, в которых упор делается на идеях; F-III, в которых подчеркивается роль символов; F-IV, в которых культура определяется как нечто, происходящее из того, что не есть культура» .
В современном мире наиболее крупные культуры, охватывающие своим влиянием десятки и сотни миллионов людей - это религиозные культуры и национальные культуры. Под религиозной культурой понимают культуру людей, исповедующих определенную религию или конфессию, разделяющих верования и ценности данной религии, соотносящих свое поведение с этими верованиями и ценностями. Например, можно говорить о православной культуре, исламской культуре, буддистской культуре и т.д. Национальные культуры - это культуры, исторически связанные с определенным национальным образованием. Например, российская культура, североамериканская культура, китайская культура, немецкая культура и т.п. Национальные культуры могут включать в себя несколько этнических культур. Например, российская нация включает в себя свыше 160 этносов, наиболее крупные из которых - «русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне, имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек» . Соответственно, национальная культура России - это единство тесно переплетающихся, но при этом отличающихся друг от друга русской, татарской, украинской, башкирской, чувашской, чеченской, армянской и других этнических культур. В сравнении с единой российской культурой их можно назвать субкультурами. В связи с тем, что каждая нация состоит из людей различного пола и возраста, образования, профессий, материального достатка, городских и сельских жителей можно говорить о гендерных, возрастных, образовательных и профессиональных, классовых, городских и сельских субкультурах. Таким образом, субкультуры - это культуры отдельных социальных групп, являющиеся частью единой доминирующей культуры. Деловая культура (бизнес культура) - это верования, ценности и типичные формы поведения, имеющие отношение к экономической, производственной деятельности, коммерции, бизнесу. Сравнительный анализ деловых культур предполагает выявление того, как отношение к бизнесу, к работе вообще зависит от религиозной, этнической и национальной принадлежности. Ядро деловой культуры составляет деловая этика. Деловая этика - это моральные ценности и нормы, лежащие в основе делового поведения. Одним из первых в науке эти вопросы начал исследовать на рубеже 19-20 веков немецкий социолог Макс Вебер. В работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1905) он описал связь между религиозными воззрениями ранних протестантов и их деловой этикой. «Согласно М. Веберу, капитализм как уникальный тип производственных, экономических и социальных отношений возникает в Европе в результате возникновения протестантизма. Лютеране и особенно кальвинисты того времени отрицают церковь и монашество, видят свой религиозный долг в выполнении профессиональных обязанностей, воспринимают профессию как Божественное призвание, видят в профессиональном успехе и финансовом благополучии символ предопределения к спасению, ведут аскетический образ жизни. Это порождает особый смысл, вкладываемый в работу, и особенные социальные отношения. Протестант-организатор производства ищет наиболее эффективные пути получения стабильной прибыли, которая вкладывается в дальнейшее развитие дела, а протестант-рабочий эффективно выполняет свои обязанности, и его можно стимулировать зарплатой, в отличие от католика, работающего столько и так, сколько и как требует традиция» . Итак, для сравнительного анализа культур существенно то, что верования, ценности и типичные формы поведения большинства представителей одной культуры отличаются от верований, ценностей и типичных форм поведения большинства представителей другой культуры. При этом важно понимать, что многие ученые различают понятия культуры и общества, т.е. культурные нормы или ценности, с одной стороны, и правила социальных институтов или практики, с другой .
Например, американские антропологи Питер Ричерсон и Роберт Бойд так определяют культуру: «Культура – это информация, способная влиять на поведение индивидов, которое они заимствуют у других представителей своего вида путем инструктирования (teaching), подражания и других форм социальной передачи. Под информацией мы имеем в виду любое ментальное состояние, сознательное или нет, которое приобретается или модифицируется путем социального обучения (learning) и влияет на поведение» . Это идеи, знания, верования, ценности, навыки, установки. Т.е., какое-либо знание о том, как можно что-то делать, склонность вести себя определенным образом или умение делать что-то, приобретаемое в ходе социального обучения (подражание – его разновидность). Далее они рассматривают гипотезы: поведение может определяться генами, средой, социальными институтами, культурой. Их позиция заключается в том, что поведение во многом определяется именно культурой, в ее коэволюции с генами. На поведение влияют не только гены, не только среда, не только институты, но и культура. Слабая версия институционализма определяется авторами так: институты – это часть культуры. Сильная версия институционализма так: поведение зависит от поведения, а не от информации; институты это саморегулирующиеся системы воспроизводящегося поведения, это свойство общества, а не индивида. Речь идет о том, что институты воспроизводятся на повседневном уровне, когда индивиды действуют так, как действуют другие. Институты (в сильном понимании) передаются на уровне повседневного взаимодействия, а культуры – путем обучения. Более строгих различий между институтами и культурой Ричерсон и Бойд не проводят, поэтому приходится ориентироваться на приводимые ими примеры. Пример института – правостороннее или левостороннее дорожное движение - правило, которое относительно легко можно изменить, как это было сделано в Швеции. Из других примеров, которые приводят Ричерсон и Бойд, следует, что под институтами они понимают политическое устройство, законы, возможно, экономические условия (например, наличие рынка). Когда они пишут, что культура, а не только институты влияют на поведение, они имеют в виду, что изменение этих факторов, например, смена политического режима, не прерывает культуру, под которой в данном случае понимаются ценности, верования, идеи. Фактически, почти все примеры культуры – это примеры этнической культуры (кроме этнических – воры в законе и мафия), которая напрямую не связана с государственными и экономическими институтами. Т.е., фактически под институтами, в отличие от культуры, понимаются надплеменные, надэтнические институты, так как родственные отношения в племенах, правила выкупа невест и обмена скота в племенах, способы ведения хозяйства описаны то как части соответствующих культур, то как поведение, которое объясняется влиянием культур. Британский социолог Уолтер Гаррисон Рансиман описывает три уровня эволюционной изменчивости и отбора форм поведения и взаимодействия человека и, соответственно, три разновидности поведения: биологически вызванное, культурно приобретенное и социально наложенное (imposed). Биологически вызванное поведение прямой инстинктивной реакцией организма на определенные свойства среды; приобретенное поведение является следствием заимствования образца поведения у другого человека; наложенное поведение - это исполнение предписанной социальной роли под влиянием стимулов и санкций. Примером может служить различие между генетической склонностью юношей (большей, чем у девушек или пожилых людей) отвечать насилием на провокацию, следованием образцам высоко ценится, и исполнение рекрутами своих ролей под угрозой наказания .
Нидерландский культуролог Гирт Хофстеде считает, что культура «состоит из неписаных правил социальной игры. Это коллективная программа психики, отличающая членов одной группы или категории людей от других» . Сердцевину культуры составляют ценности - представления о злом и добром, грязном и чистом, опасном и безопасном, запрещенном и разрешенном, приличном и неприличном, моральном и аморальном, уродливом и прекрасном, неестественном и естественном, ненормальном и нормальном, парадоксальном и логичном, иррациональном и рациональном. Внешний слой культуры – это практики, под которыми Ховстеде понимает совокупность символов, героев и ритуалов данной культуры. Большая часть ценностей, а также значительная часть символов (например, язык), героев (например, родители) и ритуалов (например, туалет) усваивается человеком в детстве, в первые 10-12 лет жизни, и в дальнейшем воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Т.е., во взрослой жизни мы часто выбираем образцы поведения и мышления, не осознавая выбор как таковой. Выбор за нас уже сделала культура. Различия между культурами на этом уровне не очевидны для их носителей и могут быть выявлены только в ходе сравнительного анализа. На настоящий момент Ховстеде и его коллеги доказали существование шести параметров, по которым отличаются национальные культуры. Это дистанцированность власти; индивидуализм-коллективизм; мужественность-женственность; избегание неопределенности; краткосрочная или долгосрочная ориентация на будущее; ориентация на удовольствия или на ограничения. Глубинные ценности культур меняются крайне медленно и почти не зависят от технологических и социальных инноваций. «Если молодые турки пьют кока-колу, это не обязательно влияет на их отношение к власти. В некотором смысле молодые турки отличаются от пожилых турок точно также, как молодые американцы отличаются от пожилых американцев <...> Такие отличия большей частью вовлекают относительно поверхностные сферы символов и героев, моды и потребления. В сфере ценностей - а именно, фундаментальных чувств в отношении жизни и других людей - молодые турки отличаются от молодых американцев настолько же сильно, насколько пожилые турки отличаются от пожилых американцев. Нет никаких доказательств, что ценности сегодняшних поколений из разных стран конвергируют» . Практики - это видимая часть культуры. Институциональные особенности поведения относятся к видимым практикам. Институты - это правила, законы, видимые организационные формы. Новые практики могут усваиваться в течении всей жизни человека, например, многие пожилые люди сегодня осваивают компьютер и привыкают общаться в социальных сетях. Но ценности перенимаются в детстве от родителей, которые сами усвоили их, будучи детьми. Поэтому они чрезвычайно стабильны. «Эти базовые ценности в первую очередь влияют на гендерный, национальный и, возможно, региональный слой культуры. Никогда не верьте политикам, религиозным лидерам и руководителям бизнеса, которые утверждают, что реформируют национальные ценности. Системы национальных ценностей должны рассматриваться как данные факты, такие же твердые, как географическое расположение страны или ее погода» .

Комментарии

 
 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также:
Маргиналии: