Театр теории: Принципы организации теоретических структур в европейском пространстве смысла (Средние века и Новое время)

Mixtura verborum`2005: тело, смысл, субъект: сб. ст. / под общ.ред. С.А. Лишаева. – Самара : Самар. гуманит. акад., 2005. – 168 с. стр.135-139

Е. А. Иваненко, М. А. Корецкая. Е. В. Савенкова

[1]

Данный проект задуман как долгосрочное мероприятие, которое начало реализовываться в течение 2004-2005 учебного года. В основе мероприятия лежит принцип периодического спецсеминара на базе философского клуба СаГА (в перспективе возможна организация круглых столов с более широким кругом участников). Некоторые из обсуждавшихся на спецсеминаре тем представлены в данном сборнике статьями. В замысле проект предполагал три взаимодополняемые формы подачи итогового материала: монография, сайт и локальная копия сайта на CD-носителях.

Проект направлен на проблематизацию сущности теоретического и его границ в истории философии и современности. Под теоретическим здесь понимается не только (и не столько) строго научная спекулятивная мысль, но, шире, «умозрение» (от греческого theoria – зрелище ума, однокоренное с «театр») как парадигмальное основание европейской культуры. Как таковое, теоретическое предлагается к рассмотрению в качестве рефлексивной, понимающей дистанции субъекта к самому себе и может быть обнаружено в любых культурных артефактах, которые фиксируют подобную дистанцию. Эта дистанция может быть удержана только с помощью особых ментальных структур, которые, вслед за греческим смыслом слова теория, можно назвать оптиками, структурами смыслового видения. Эти структуры организуют разнородные пространства, такие как пространство знания, пространство текста, архитектурное пространство, пространство живописи, повседневности и т. д. Таким образом, принципы организации мысли встраиваются в некие смысловые парадигмы, характерные для культуры той или иной эпохи в целом, и должны быть поняты во взаимосвязи с ней. Современная философия существует в условиях множественности теоретических и –шире –смысловых структур, накопленных европейской традицией. При этом специфика ситуации в том, что исторически более ранние структуры сосуществуют с исторически более поздними, и ни одна из них не отменяет другие и не доминирует над ними, что находит выражение в пресловутых эффектах гипертекстуальности, гиперреальности, гиперконцептуальности и т. п. Эти эффекты связываются с модификациями теоретического сегодня. Кризис современного пространства знания соотносится с размытостью границ теоретического и проявляется в преизбытке смыслов, слов, значений и потоков информации, что радикально затрудняет дискурс любой гуманитарной дисциплины, в частности, философии. Таким образом, общее современное коммуникативное пространство философии становится гетерогенным. Ментальные структуры, имеющиеся ныне, множественны, разнородны и нестабильны настолько, что возникает вопрос об их границах, который может быть сформулирован следующим образом: что сегодня мы можем считать теоретическим –как в наше время, так и в историческом плане, и на каких основаниях мы принимаем решение о теоретичности того или иного объекта?

Разработка проблемы позволяет с новой точки зрения увидеть такие традиционные для философии понятия, как понятия теоретического и рефлексии, что позволяет не только заново переосмыслить историко-философский материал, но и включить в поле философской проблематизации такие сферы и области культуры, рассмотрению которых ранее не придавалось значения.

Поскольку сам по себе вопрос о принципах организации теоретических структур вообще достаточно фундаментален и претендует на детальное исследование широкого спектра материала, то в рамках 2004-2005 года было произведено сужение сферы поиска до модификаций теоретического в двух исторических эпохах –европейском Средневековье и Новом времени. Античный период как время формирования культуры теоретического был исследован коллективом ранее в монографии «Поиск антропоса на сцене». Эпохи Модерна, Постмодерна и современность планируется исследовать в рамках данной проблемы в последующее время. Таким образом, ближайшие задачи состояли в том, чтобы на материале текстов (философских, богословских) и иных культурных артефактов Средних веков и Нового времени, во-первых, эксплицировать принципы организации смысловых структур вообще и теоретических структур в частности, во-вторых, проследить их метаморфозы в рамках этих эпох и, в-третьих, проблематизировать их включенность в поле современной культуры в целом.

Экспликация теоретических структур, характерных для Средних веков и Нового времени, может быть произведена с помощью метода реконструкции. В данном случае под реконструкцией понимается извлечение из определенного культурного фрагмента его внутренней логики, экстраполяция этой логики за пределы данного фрагмента для того, чтобы достроить недостающие элементы до получения целостного смысла. Полученный смысл, в свою очередь, наряду с другими, делает возможной реконструкцию смысловых структур –оптик –данной эпохи. При этом сопоставление по аналогии прослеживает динамику метаморфоз теоретических структур данной эпохи, выявляя их «константы» и «переменные». Критический метод позволяет определить, какие смысловые структуры и как именно включены в поле современной культуры. В этом смысле критика понимается, скорее, как диагностика, позволяющая, с одной стороны, проблематизировать гетерогенность культурного поля современности в качестве единого целого и, с другой стороны, увидеть отдельные проблемы в монолитных смысловых данностях.

Можно отметить, что специфика такого рода проекта заключается в том, что он реконструирует не столько историю саму по себе (в том числе, историю философии), сколько свою принадлежность к традиции. Таким образом, проект разрабатывает не ретроспективу, а, скорее, перспективу мышления.

В рамках проекта к рассмотрению были предложены следующие темы (часть из них была рассмотрена на спецсеминаре, остальные планируются к рассмотрению на 2005-2006 учебный год; некоторые темы презентированы в данном сборнике статьями[2]):

1. Книга в средневековой культуре: пространство смысловой самоидентификации.

2. От обратной перспективы к прямой перспективе: ломка оптических парадигм.

3. Становление теоретической дистанции через формирование средневековых терминов subjectum, substantia, auctor, creator.

4. Культура вопроса в Средние века: от Алкуина Сакса к Фоме Аквинскому.

5. Готика в пространстве архитектуры и в пространстве мысли: параллели и взаимосвязи.

6. Концепт Божественного Света в богословском тексте, витраже и книжной иллюминации.

7. Сочетание несочетаемого в средневековой ментальности: химеры языка.

8. Средневековый витраж и современный коллаж: метаморфоза теоретического.

9. «Новое Средневековье»: Средневековье в современном гипертексте как пространство цитирования.

10. Возрождение как возврат к опыту античности: античность как модель самоидентификации.

11. Экспериментальный разум Нового времени: опыт как вид теории.

12. Становление приоритета научной теории в Новое время.

13. Экспансия разума Нового времени: эпоха географических открытий и расцвет экспериментальной науки.

14. Критика гуманистического разума: проект человека.

15. Эстетики как формирование чувствующего субъекта.

16. «Субъект» и «объект» в живописи XVII—XVIII веков.

17. Анатомический театр: новый принцип умозрения.

18. Архитектурный чертеж: теоретическое как абстрактное.

19. Метаморфозы текстового пространства в Новое время.

20. «Автор» как теоретическая позиция.

21. Проект Просвещения и его критика: завоевание новых горизонтов теоретического.

Данный проект допускает реализацию в различных перспективах. Поскольку разрабатываемый материал весьма обширен и имеет неоднородный характер (от текстов, источников, документов в оригинале и изображений культурных артефактов до звуковых рядов и кинороликов), то и его результирующая подача требует специфического формата. Поэтому в замысле проект предполагал три взаимодополняемые формы подачи информации: монография, сайт и локальная копия сайта на CD-носителях. В таком варианте проект представлял бы собой практическую реализацию идеи гипертекста и тем самым, возможно, позволил бы по-новому взглянуть на идею философского текста сегодня. Информационный сайт, оснащенный всеми современными технологиями организации виртуального пространства, в наибольшей степени подходит для презентации интерактивной стороны теоретического в современности и тем самым может организовать адекватное поле для формирования рефлексивной дистанции к этой проблеме. В таком случае, интерактивность одновременно оказывается как предметом, так и методом (в то время как для существующих философских и историко-философских интернет-ресурсов характерно то, что интерактивность остается внешним и прикладным фактором по отношению к материалу). Размещение информации на сайте или на CD-носителе особенно насущно, если учесть, что материалы данного проекта не могут быть без ущерба для смысла структурированы и прочитаны линейно. Смысловое содержание сайта может представлять собой результат исследования, описанного выше, и включать в себя разносторонний текстовой, аналитический, дискуссионный и иллюстративный материал. При этом структура сайта делает возможным переход от одного вида материала к другому в любой последовательности. Кроме того, размещение и распространение локальной копии сайта на CD-носителях позволило бы пользоваться материалами проекта в учебных и научных целях, в том числе и без доступа в Интернет.


[1] *Проект спецсеминара в рамках философского клуба СаГА

[2] См. статьи А. А. Савинцева «Экспериментальный разум нового времени» и М. А. Корецкой, А. О. Косичевой «Философия как обоснование архитектурной теории у Витрувия» в данном сборнике.

Комментарии