Предисловие

Mikstura verborum`99: онтология, эстетика, культура: Сб. ст. / Самар. гуманит. акад.; Под общ. ред. С.А. Лишаева. – Самара, 2000. – 200 с.

Этот сборник – новое направление работы философского клуба[1], первый опыт перевода разговорной стихии вольного философствования в строгую и ответственную форму письменной речи. Но любой перевод – это и обретения, и потери. Слово устного доклада звучит«в пространстве пира», оно неотделимо от актуальной соотнесенности с ним говорящего и слушающего. Произносимое изустно слово говорит интонацией, выражением глаз,«доводится до ума» непроизвольным движением руки, своевольным изгибом губ... Слово здесь погружено в силовое поле«философского застолья», где пониманию способствует сам«стол», где речь пробивает себе путь к«сердцам и умам» непроизвольной актуализацией всех тех споров и обсуждений, которые были когда-то и которые теперь вот, в момент выступления, участвуют (присутствуют) в слове докладчика и в«слухе» слушателей. Такого рода поддержки слову не найти в границах письменного текста, где смысл должен быть удержан в нем самом и где мы не вправе рассчитывать на авансы понимания со стороны читателя«со стороны».

Удался или не удался перевод – о том судить не нам, а читателю. Во всяком случае, хотелось бы верить, что это издание сможет дать представление о том, в каком направлении развивается«мысль клуба» и какого рода вопросы волнуют его«разум». Читатель заметит, что работы, помещенные в этой книге, в разной степени сохраняют в себе следы своего устного«происхождения». Некоторые из них имеют форму«текста доклада», другие превратились в философское эссе, третьи трансформировались в форму академической статьи.

При всем разнообразии вопросов, которые обсуждаются на страницах этого сборника, их объединяет интерес к онтологическим проблемам и стремление к их разрешению на базе экзистенциального опыта, на основе философской аналитики этого опыта (неважно, будет ли это опыт мысли как события, опыт эстетический, этический или религиозный), а не в абстрактном пространстве отвлеченной от опыта логики сцепления вещей и знаков. Нас интересуют не фигуры жизни и мысли (сколь бы замысловатыми и занимательными они ни были сами по себе), но сама жизнь и сама мысль, выраженная в этих«фигурах». Отсюда – многообразие тем и философских стилей представленных здесь работ при внутреннем единстве (разумеется, единстве относительном, условном) их«умонастроения». Онтологические проблемы решаются на страницах этого сборника и на материале искусства, и в рамках аналитики феноменов массовой культуры, и в границах истолкования историко-философских текстов, и на ином жизненном и культурном материале. Хочется верить, что первое издание текстов сообщений, прозвучавших в 1999 году на заседаниях философского клуба, положит начало практике регулярной публикации материалов, которые знакомили бы всех желающих с результатами его работы.

С. Лишаев


[1] Дата рождения философского клуба философско-филологического факультета Самарской гуманитарной академии – 1993 год. Клуб был образован по инициативе студентов и преподавателей философского отделения и имел своей целью создание условий для неформального общения на основе общих профессиональных интересов. Клуб создавался как объединение студентов, аспирантов и преподавателей СаГА, как место, в котором философский интерес мог бы проявить себя независимо от тех возрастних и социально-профессиональных барьеров, которые невозможно преодолеть в рамках«учебного процесса». Заседания клуба проходили и проходят еженедельно; на них обсуждаются доклады и рефераты по актуальным философским проблемам, а также по многим вопросам, касающимся феноменов культуры и искусства интересных с философской точки зрения.

Комментарии