Методические указания по выполнению дипломных работ

для студентов специальности 020100 "Философия"

 

Составитель: к.филос.н. Богатырева Е.Д. 

Печатается по решению Редакционно–издательского совета Самарской гуманитарной академии

 

Содержание

1. Что такое дипломная работа 

2. Выбор темы исследования 

3. Определение объекта и предмета исследования 

4. Описание проблемы  

5. Постановка цели и задач исследования 

6. Выбор метода  

7. Планирование работы и составление библиографии 

8. Работа с исходными материалами 

9. Структура и рубрикация текста  

10.Требования к оформлению дипломной работы 

11. Защита дипломной работы 

 Литература

Приложения

Приложение А. Образец оформления титульного листа дипломной работы 

Приложение Б. Образец оформления содержания работы 

Приложение В. Образец оформления списка использованных источников

Приложение Г. Образец оформления календарного плана работы 

 

 

1. Что такое дипломная работа.

Дипломная работа по философии – это исследовательская работа, выполненная студентом на завершающем этапе обучения в академии. Официальная формулировка Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 020100 "Философия" от 24.03.00 г. такова: дипломная работа "должна представлять собой самостоятельное исследование, в котором на основе полученных знаний по общепрофессиональным дисциплинам, а также на основе знаний по узкой специализации, выдвигается, обосновывается и отстаивается собственная позиция по той или иной научной проблеме, имеющей теоретическое, методическое или практическое значение".

Дипломная работа, как и курсовая, выполняется студентом под руководством преподавателя, являющегося специалистом в области, соответствующей специальности, по которой пишется работа. Наличие руководителя является, кроме прочего, также и официальным требованием, поскольку именно руководитель уполномочен решать вопрос о допуске работы к предзащите. Согласно традициям гуманитарной академии студент пользуется правом выбирать руководителя, хотя официальное утверждение руководителя является исключительной прерогативой кафедры, исходящей из фактически состоявшихся добровольных соглашений студентов и преподавателей. Таким же официальным порядком назначается руководитель и тем студентам, которые не выбрали руководителя сами или не смогли с ним договориться. Следует помнить, что обязать конкретного преподавателя быть руководителем конкретного студента может только кафедра.

 Защите дипломной работы обязательно предшествует предзащита.

К дипломной работе предъявляется ряд содержательных и формальных требований.

Автор диплома должен, как минимум:

– раскрыть суть одной из философских проблем;

– продемонстрировать ее значение;

– выдвинуть собственную позицию по данной проблеме;

обосновать эту позицию в тексте диплома и отстоять ее в ходе защиты;

– обнаружить при этом знание философской традиции, полученное в ходе обучения в академии.

Диплом должен продемонстрировать:

– грамотное обозначение объекта и предмета исследования;

– умение выдвинуть и поставить проблему;

– владение избранной методологией, умение руководствоваться ею в ходе исследования;

ясность и точность изложения, умение аргументировать, вести полемику, полно и четко излагать взгляды предшественников и оппонентов;

– теоретическую, методическую или практическую значимость результатов исследования;

– культуру библиографического оформления, правильное написание ссылок и библиографического списка.

Объем дипломной работы составляет 70–80 стандартных машинописных страниц. Основой дипломной работы могут быть курсовые работы, сделанные на старших курсах. Помимо объема, главное отличие дипломной работы от курсовой состоит в  большей степени самостоятельности, поэтому результаты курсовой работы при использовании их в дипломе должны быть заново обоснованы, а не просто формально включены в новое исследование.

 

2. Выбор темы исследования. 

Темы дипломных работ утверждаются на заседании кафедры после того, как в начале учебного года преподаватели кафедры предложат студентам примерный перечень тем, которыми они могут руководить, а студенты выберут себе тему и научного руководителя. Вполне возможен и такой вариант, когда студент сам предлагает тему своей будущей работы, приводя необходимые аргументы в защиту именно этой темы. В дипломной работе тема может быть связана с продолжением исследования, начатого в курсовых работах. Если тема и методы работы предложены научным руководителем, студент должен быть уверен, что понимает, о чем идет речь.

Стоит прислушаться к У.Эко, сформулировавшему следующие четыре правила выбора темы для студенческого исследования:

"1) Тема должна соответствовать склонностям конкретного студента (то есть соответствовать темам экзаменов, прочитанным книгам, а также политической, идейной, духовной культуре выпускника).

2) Основные тексты должны быть достижимы (то есть физически доступны для конкретного студента).

3) Основные тексты должны быть постижимы (то есть интеллектуально посильны для  конкретного студента).

4) Избранная методология должна реально соответствовать возможностям конкретного студента" [6, с.17].

К этому можно добавить требование кафедры к тому, что в дипломной работе обязательно должно быть отражено обращение конкретного студента к небольшому количеству классических или иностранных источников.

 

3. Определение объекта и предмета исследования.

Тема дипломной работы конкретизируется в описании объекта и предмета исследования, его цели и задач. Научное исследование имеет предметный и рефлексивный (метапредметный) уровень. Предметный уровень образуют действия по получению и развитию знаний о познаваемом объекте. На рефлексивном уровне происходит постановка познавательной задачи, определение средств ее решения и разработка программы исследования.

Определение объекта исследования обнаруживает трудность в связи с определением статуса его существования в исследовании: понятие объекта прилагается к фрагменту действительности, выступая как его идеальная проекция, поэтому следует различать действительность саму по себе и объект как ее фрагмент, включенный в саму познавательную деятельность. В ней он может функционировать в трех формах – материальной, идеальной и знаковой [3. С.11].

Вторая трудность состоит в различении объекта и предмета и исследования. Близость этих понятий определяется уже этимологически: "предмет" – это калька, то есть буквальный перевод на русский, латинского слова "объект". Необходимость и возможность их различения может быть связана с постановкой и решением познавательных задач. И тогда предметом исследования будет тот же объект познавательной деятельности, но взятый со стороны не уже известных его признаков, а еще неизвестных, и именно тех, раскрытие которых составляет задачу данного познавательного процесса [3, с.26]. Таким образом, получаемые в результате решения задачи знания будут относиться к самому познаваемому объекту, а прояснение предмета определять ход и непосредственную тему исследования. Как выбор объекта, так и определение предмета тесно связано с нашим пониманием проблемы. Например, если объект нашего исследования мораль, то проблема соотношения морали с правом заставляет нас взглянуть на мораль с точки зрения ее роли в жизни общества, возможности или невозможности строгого, как в праве, определения ее компонентов, соотношения в ней рациональной и иррациональной составляющих, оценки этого соотношения в различных культурах и т.д. Тогда предмет и, соответственно, тема исследования могут быть сформулированы, скажем, так: "Взаимосвязь правового нигилизма и иррационального понимания морали в российской культуре". Если объект – учение о сознании в философской школе виджнянавада, то проблема соотнесения понимания сознания в данной традиции с западными учениями о сознании составит тему "Учение о сознании в философской школе виджнянавада: проблема описания". Если объект – философия сознания, то проблемой может явиться реабилитация человеческой субъективности на фоне аналитической традиции, и тема может конкретизироваться, например, как "Проблема человеческой субъективности в работах Джона Сёрла".

Следует знать и помнить, что, выделение тех или иных объектов обнаруживает принадлежность автора исследования определенной традиции познания. Например, далеко не во всех направлениях современной социальной и экономической науки и философии признаются реально существующими такие объекты как  общественно–экономическая формация, способ производства, производственные отношения, классы и т.д. Совсем необязательно  во всех философских учениях есть такие объекты как мораль или толерантность, либо они могут рассматриваться как фантазм.

 

4. Описание проблемы.

Обозначить и описать проблему – значит поставить вопросы, выводящие нас на границу знания и незнания об объекте и предмете исследования. Следует помнить, что философская проблема не сводится к простому задаванию вопроса, она требует основания для спрашивания, что, в свою очередь, может выступать как проблемная задача исследования. Это означает, что неизвестен не только ответ на поставленный вопрос, но и недостаточны условия для его решения. Проблема существует внутри некоторой проблемной области или, попросту говоря, темы. Постановка проблемы предполагает выделение таких этапов – ее составляющих – как рассмотрение положения дел в исследуемом вопросе, обнаружение слабых и противоречивых мест в его разработке, выдвижение познавательных задач, выбор метода, демонстрация собственной "логики" ответа.

Необходимо выделить актуальность обращения к той или иной проблеме в теоретическом или в практическом смысле. Актуальность в теоретическом плане может состоять в важности ее выдвижения и решения для разработки других познавательных задач, стоящих перед исследователем в настоящее время, в практическом отношении – для формирования нового знания об объекте исследования.

Следует помнить, что не все проблемы, которые философы ставили на протяжении нескольких тысячелетий, остались в философии. Одни из них больше не поднимаются, например проблема начала бытия, фиксированная категорией субстанции. Другие отошли в ведение предметных научных дисциплин: физики, астрономии, психологии, биологии, социологии, антропологии. В тех случаях, когда продолжают подниматься так называемые "вечные вопросы", нужно быть очень внимательными и корректными. Тот ли самый вопрос имеется ввиду? Например, вопросы "что есть истина?", "возможна ли свобода?", "что такое человек?" могут быть по–разному поставлены в трудах различных философов и обозначать собой различные проблемы. Подобного рода вопросы философу приходится ставить заново еще и в связи с тем, что философия имеет дело с последними основаниями мысли. Прояснение таких предельных "оснований" входит в качестве обязательной составляющей в работу философа. Иначе говоря, сами по себе эти и любые другие вопросы еще не могут составить проблемы или ее обозначения. Они лишь указывают на проблемные области или темы, внутри которых еще должно вычленить проблему. При этом предпочтительно бы знать, в какой форме и для чего старые вопросы задаются в современной философии, какие вопросы в ней появились недавно, какие дискуссии среди современных философов они породили. В противном случае получится либо обзорная реферативная работа, либо аморфное "сочинение на тему".

Еще одна подсказка: можно подозревать наличие проблемы, когда на важные вопросы даются противоречащие друг другу ответы и нет однозначных критериев предпочтения одного из них другому. Например, в отечественной философии время от времени поднимаются проблемы, связанные с "соотношением морали и права". Мораль и право могут пониматься как "специфические, но очень близкие формы регулирования поведения" или как "совершенно разные феномены человеческой жизни"; мораль может пониматься как "лежащая в основе права", право может пониматься как "лежащее в основе морали", либо они могут пониматься как противоречащие другу по принципу "чем больше одного, тем меньше другого". В этой разноголосице есть шанс увидеть какие–то проблемы в связи с фундаментальными социально–философскими и этическими проблемами понимания морали и права, их роли в жизни общества, их связи с культурой и сущностью человека, а также с историко–философской проблемой формирования всех указанных понятий.

 

5. Постановка цели и задач исследования.

Цель – это то, что мы хотим получить при проведении исследования. Она имеет объективное значение, т.е. имеет значение не только для исследователя, но и, как минимум, важна и для представляемого им научного сообщества. Цель философского исследования – это полное или частичное разрешение проблемы. Описание цели указывает также на те горизонты, которые разрешение именно этой проблемы может и должно осветить. Скажем, цель исследования в одной из вышеуказанных тем ("Взаимосвязь правового нигилизма и иррационального понимания морали в российской культуре") может быть сформулирована так: прояснить, в чем состояло влияние иррационального понимания морали на формирование концепции правового нигилизма в российской культуре.

Задачи исследования содержат в себе требования, которые необходимо выполнить для достижения поставленной цели. В вышеуказанном примере это могут быть: 1) исследовать понятие правового нигилизма и его роль в работах отечественных философов, 2) исследовать роль различных концепций морали в отечественной этической литературе, 3) выяснить, связан ли правовой нигилизм, свойственный российской культуре, с доминирующими в ней представлениями о добре и правде, и если связан, то каким образом, и т.п.

В философской работе задачи – это прежде всего пункты или этапы разрешения проблемы: обозначение наличия проблемы, прояснение ее исходного состояния, представление путей разрешения проблемы, обоснование собственной позиции. Задачи исследования могут содержать частные или технические цели отдельных содержательных этапов исследовательской работы: определение объекта и предмета, формулировка проблемы, создание методологического инструмента для работы, выделение и резюмирование имеющихся в связи с данным объектом и предметом гипотез, выдвижение собственной рабочей гипотезы и т. д.      

Перечисление задач имплицитно задает план и внутреннюю логику текста всей работы. Имейте в виду, что с количеством формулируемых задач сообразуется количеству подразделов (параграфов) основной части работы. 

 

6. Выбор метода.

Метод – это определение направления научного поиска и способа достижения цели. Иначе, метод – это способ, правило конструирования предмета исследования. Следование методу обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской деятельности, задает ее логику. Совокупность методов, примененных в исследовании, составляет его методологию. В теоретическом исследовании применяются методы разных уровней: общефилософские, такие как восхождение от абстрактного к конкретному, мысленный эксперимент, идеальное моделирование, построение сложных логико–знаковых систем, общенаучные, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез, системно–струкутрный метод и др., и более конкретные методы, связанные с теоретическим знаниями, выработанными в конкретной науке, ее области или определенной концепции.

Выбор метода может быть напрямую связан с той философской традицией, к которой примыкает автор работы. Например, с феноменологической, аналитической традициями, герменевтикой, структурализмом, постструктурализмом, синергетикой, диалектическим материализмом, постмодернизмом и пр. Каждое философское направление вырабатывает свою методологию, которой нужно умело пользоваться. Например, в рамках феноменологии описание структур "чистого сознания" может вестись с помощью таких приемов, совершенно неприемлемых для аналитической традиции, как идеация, редукция и отказ от "естественной установки". Таким образом, "единственного верного метода" не существует, и даже единство метода в рамках одной работы – далеко не всегда ее самоцель. Следует знать, что существует проблема метода в современной философии, которая выражается в отказе от идеала методологического монизма, в признании правомерности различных логик исследования, в тенденции определять метод исходя из прагматического контекста ("что здесь будет наиболее полезно"), а он может несколько меняться даже по ходу изложения. Это связано с процессом выявления в основаниях методологии социально–исторических, личностных, культурных измерений, а также с обнаружением зависимости познавательных стандартов от самого процесса познания, от развитости познающего субъекта и от типа познаваемых объектов.

Для дипломной работы будет достаточно, если автор будет осознанно относиться к логике своего исследования, понимать ее границы и возможности. Необходимо к моменту написания диплома иметь некоторую методологическую культуру, хотя бы в рамках избираемой традиции или школы, в которой шло становление автора диплома. Понимание своей логико–методологической ориентации позволило бы ему с максимальной ясностью и отчетливостью продемонстрировать ход и результаты исследования и заслужить положительную оценку на защите.

Итак, теперь видно, что дипломная работа по философии никак не может быть просто "мудрым" рассуждением обо всем сразу и ни о чем конкретно. Диплом не может быть посвящен такой проблеме, актуальность и значение которой для развития философии невозможно было бы обосновать. Диплом не может быть просто обзорным рефератом, так как в нем необходимо продемонстрировать собственную позицию. Диплом не может быть просто выражением собственной позиции, последняя должна быть представлена относительно как позиции предполагаемых оппонентов по изучаемому вопросу, так и той традиции исследования, к которой примыкает автор дипломной работы.

 

7. Планирование работы и составление библиографии.

Дипломная работа, как и всякая целенаправленная деятельность, должна планироваться. Размышлять над планом работы можно по–разному, в зависимости от вашей натуры: либо планировать ее в уме, на ходу, во время прогулки, порой даже бессознательно; либо набрасывать пункты плана в записной книжке или рабочей тетради. В итоге ваши поиски должны формализоваться в виде письменного рабочего плана. Первоначально рабочий план представляет собой черновой набросок исследования, который в дальнейшем обрастает конкретными чертами. В план могут вноситься изменения, но основная цель должна оставаться неизменной. На первых стадиях работы целесообразно сформировать несколько вариантов рабочих планов, с тем чтобы потом синтезировать из них один, обогащенный преимуществами остальных и оптимальный с вашей точки зрения. Непременным условием пригодности рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами.

На более поздних стадиях работы составляют план–проспект  –  такой план, который представляет собой реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал. Путем систематического включения в такой план все новых и новых данных его можно довести до окончательной структурно–фактологической схемы дипломной работы.

После уточнения темы и предварительного согласования с преподавателем рабочего плана студентом и преподавателем по соглашению составляется календарный рабочий план (см. Приложение Г), определяющий конкретизацию рабочего плана по времени, отведенному на написание дипломной работы. Календарный рабочий план отражает в себе последовательность работы над текстом, рассчитывает время, которое уйдет на прописывание его разделов. Эти разделы могут в дальнейшем составить отдельные части дипломной работы. Календарный план подписывается студентом и утверждается научным руководителем. Один экземпляр календарного рабочего плана передается научному руководителю, второй – остается у студента. По мере выполнения студентом этапов работы руководитель делает об этом отметки в календарном плане, указывая реальный срок и последовательность их выполнения. Своевременность выполнения работы согласно плану является одним из критериев допуска дипломной работы к предзащите. Главное правило заключается все же не в том, чтобы жестко придерживаться заранее установленной последовательности выполнения этапов исследования. Иногда целесообразно начинать работу с последних глав, а затем переходить к первым. Иногда оправдана работа одновременно над несколькими разделами. Здесь следует учитывать индивидуальную психологию и конкретную ситуацию. Следует также помнить, что рабочий план не может не обладать динамическим характером и допускать различные тактические изменения в ходе исследования при сохранении его основной стратегии. Недопустимо лишь одно – сначала в течение какого–то времени ничего не делать, а затем пытаться наверстать упущенное в последний момент.

После того, как работа будет допущена к предзащите, руководитель передает свой экземпляр календарного рабочего плана на кафедру.

Предварительный этап работы над текстом включает в себя и знакомство с литературой, имеющейся по теме дипломной работы. Разработка замысла предполагаемого исследования, которая находит свое выражение в теме и рабочем плане, дает возможность осуществить целенаправленный поиск источников информации по выбранной теме и достичь требуемого уровня осмысления находимого материала.

Далее необходимо составить базу данных (картотеку) источников по теме исследования. Студент должен просмотреть все виды источников, связанных содержанием с темой. В их число могут входить материалы, опубликованные в отечественной и зарубежной периодике, монографии, информация, полученная по сети Интернет, другие курсовые и дипломные работы, диссертации, депонированные рукописи и т.д. Здесь возможно обращение к различным информационным и библиографическим изданиям, которые должны содержаться в любой библиотеке. Этот просмотр позволит сделать подробную библиографию по теме исследования. Целесообразно параллельно составить краткий обзор их содержания. Необходимо выяснить, какие источники доступны в оригинале, какие – в переводе, какие – в хрестоматийных отрывках. Если необходимые источники недоступны, нужно найти рефераты и учебники, в которых они максимально подробно и адекватно пересказываются. Библиографические описания книг и статей по теме можно делать на карточках или с использованием компьютерных таблиц, главное здесь – иметь возможность оперативно редактировать и сортировать библиографические описания, делать из них выборки, а также создавать на их основании библиографические списки.

Когда максимально подробный библиографический список будет готов, его можно показать руководителю и посоветоваться о том, какие книги и статьи следует прочитать в первую очередь, какие – оставить на потом, а какие – не открывать вообще, что читать в оригинале, а что – в переводе.

После этого можно начинать работать с текстами, которая, в свою очередь, будет влиять на корректировку рабочего плана. Здесь можно уже наметить предварительный черновой вариант структуры работы, начать уточнять проблему, объект, предмет, цели и задачи исследования, намечать собственную позицию, методы, способы аргументации. На этой же стадии можно выдвинуть гипотезы и примерно определить, к каким результатам может привести исследование. При этом полезно кратко сформулировать основные идеи и выписать предполагаемые названия глав, разделов и пунктов, в которых эти идеи будут обосновываться. Эта предварительная работа составит подробный содержательный план дальнейшего исследования.

 

8. Работа с исходными материалами.

Основной материал, с которым студент имеет дело в ходе дипломного исследования по философии, это тексты – не только философские, но и художественные, естественнонаучные, социологические, антропологические, психологические, медицинские, исторические, научно–популярные, статистические, политические и любые другие. Работа с такого рода литературой составляет основную часть подготовительного этапа работы над текстом диплома. Конечно, студент не может не опираться на свой личный опыт, но исследование должно быть актуально и интересно другим философам, а значит, свой опыт следует использовать для понимания и интерпретации того, что пишут и говорят другие. На стадии прояснения положения дел в исследуемом вопросе можно поискать тексты, в которых авторы рассуждают о похожем опыте, включиться в дискуссию по поводу именно того опыта, который важен студенту. Таким образом, личный опыт включает, а не исключает работу с текстами, а среди них  –  обязательно  с философскими.

Для того, чтобы не потонуть в море литературы, следует ориентироваться на выдвигаемую в работе проблему. Она может быть здесь осознана в виде проблемной ситуации, нерешенного вопроса, теоретической или практической задачи и т.п.

В работе с текстами можно выделить два основных аспекта. Первый – это обработка информационного источника, которая не сводится к механическому конспектированию и реферативному изложению идей их авторов, но предполагает вычленение нужного для решения проблемы исследования. Второй – это оформление собственных мыслей, которые появляются в ходе чтения и конспектирования. Конспектировать нужно большинство источников, отобранных для работы. Исключение могут составить личные книги, журналы или ксерокопии, текст которых можно размечать, а поля использовать для заметок. Электронные тексты также можно размечать и комментировать прямо в ходе их чтения на компьютере. Достоинство такого способа работы в том, что экономится время. Недостаток – в том, что, во–первых, разметка и комментарий оказывается привязанным к бумажным или электронным страницам, что при большом количестве материала затрудняет дальнейшую работу, а, во–вторых, понадобится дополнительное время для обработки источника, когда придется использовать его непосредственно в тексте дипломной работы.

Важно помнить, что выписки не должны быть бессистемны. Наиболее удобный, а в случае работы с чужой книгой – единственно возможный способ обработки информации может заключаться в создании конспектов на отдельных страницах (карточках) или в отдельных файлах (ячейках электронной таблицы). Также как и в работе с библиографией здесь важно иметь возможность оперативно редактировать, сортировать и копировать результаты работы с источниками. Поэтому использовать тетради и блокноты, в которых страницы нельзя добавлять и переставлять, не рекомендуется.

Конспект каждого источника (или его части) может содержать, как минимум, четыре раздела:

– выходные данные и сведения об авторе текста, а также пометку о том, на каком этапе исследования  (в каких параграфах и пунктах работы) этот материал может быть использован;

– пересказ основных и наиболее интересных для предстоящего исследования мыслей автора своими словами (краткое реферативное изложение идей текста);

– точные цитаты с указанием страниц, откуда они взяты;

– собственные мысли студента, возникшие в ходе работы с текстом, которые можно оформить как примечания или комментарий к основному тексту конспекта.

Реферативный пересказ, цитаты и собственные мысли следует либо графически, либо пространственно четко отделять друг от друга, чтобы потом не запутаться. Можно использовать разные цвета, либо специфические скобки, либо размещать эти части конспекта в различных ячейках электронной таблицы. Многие рекомендуют использовать отдельные карточки для цитат. Но еще более важно записывать на отдельные карточки (в ячейки и файлы) всякую идею, всякую самостоятельную мысль, которая приходит в голову. Это касается не только идей, связанных с конспектируемыми текстами, но и любых идей вообще. Не следует стесняться того, что первоначально они могут выглядеть сырыми, позже их можно будет додумать, обосновать или отвергнуть, сравнить с теми, что высказаны в текстах.

Реферативное изложение, как правило, не составляет трудности для большинства студентов. Главное – научиться излагать мысли автора своими собственными словами, а не переписывать готовые фразы. Нужно выделять в рассуждениях автора предпосылки и следствия, главное и второстепенное, имеющее отношение к теме и не имеющее. Излагать мысли автора своими словами – это, обычно, сокращать текст, опуская несущественные, второстепенные мысли и примеры. В таком сокращении есть и своя опасность, оно может упрощать, искажать мысль автора. Но есть оборотная сторона и у простого цитирования: цитата, вынутая из контекста, в свою очередь, может продемонстрировать недопонимание мысли автора, предубеждение того, кто ее использует. Поэтому выбор цитат и конспектирование – это лишь предварительная, хотя и обязательная, стадия работы над текстом дипломной работы.

Хотя всякий пересказ – это уже интерпретация в широком смысле, собственные мысли появляются в ходе и такой специфической работы с текстом, когда в нем пытаются найти ответы на вопросы, которые автор сам себе не задавал, или задавал, но не посчитал нужным высказаться, либо просто не имел их ввиду. Такой диалог "по умолчанию" позволяет не только прояснить логику чужой позиции, ее слабые и противоречивые моменты, но и в дальнейшем выработать свою собственную. От текста, с которым работаешь, нужно дистанцироваться, посмотреть на него со стороны, проанализировать его и тот контекст, в котором он существовал раньше и существует теперь. Следует эксплицировать то, что выражено имплицитно. Выяснить, в какой философской традиции, с какими категориями, понятиями, концептами, экзистенциалами, образами работает автор, какова логическая структура обоснования или развития его мысли, на какие предпосылки и ценности он опирается, из каких критериев исходит. Также интерес может представлять прагматический аспект анализируемого текста, связанный с социальными, культурными и психологическими особенностями работы автора. Интересным может оказаться сравнительный анализ нескольких текстов и идей нескольких авторов, а также сравнительный анализ аналогичных идей в разное время и в разных культурах.

Формирование собственной точки зрения  –  это результат исследования точек зрения возможных своих оппонентов, их доводов. Продуктивность работы во многом зависит от способности выявить слабые и противоречивые стороны чужой позиции, выяснить причины и наметить возможные варианты решения возникающей здесь проблемы.

Карточки или файлы с рефератами, цитатами и собственными идеями могут стать реальной основой, черновиком будущего текста студенческой работы. Когда они готовы, остается только логически, грамматически и стилистически выстроить текст, а затем правильно оформить работу.

 

9. Структура и рубрикация текста.

Дипломная работа должна содержать следующие структурные элементы: титульный лист, реферат (резюме), содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

Титульный лист является первой страницей дипломной работы и заполняется по строго определенным правилам. Его образец приведен в приложении А. Титульный лист – это максимально формализованное указание на назначение, формат и тему работы.

Реферат или резюме (не путать с реферативным исследованием!) – краткое изложение содержания работы с основными фактическими сведениями и выводами. Он акцентирует внимание на новизне и определяет целесообразность работы. Реферат должен содержать: сведения об объеме работы, количестве используемых источников, а также количестве иллюстраций и таблиц, если они есть в работе. Текст реферата должен отражать сущность выполненной работы: объект исследования, цель работы и ее новизну, полученные результаты и их практическую значимость, сведения об апробации работы, область применения. Объем реферата не должен превышать одной страницы.

Оглавление или содержание работы помещается на следующей странице после реферата. В нем приводятся заголовки всех глав, параграфов и более мелких рубрик дипломной работы, а также указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки в оглавлении должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности и соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации следует располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на три–пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы, точку в конце заголовка не ставят. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.

Собственно содержание работы включает такие рубрики, как введение, наименование  всех разделов, подразделов и пунктов (если они имеют наименование), заключение, список использованных источников, приложение с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала. Содержание следует оформлять в соответствии с Приложением Б.

Введение в дипломную работу представляет собой его наиболее ответственную часть, поскольку содержит в сжатой форме все основные положения работы, обоснованию которых она и посвящена. Это актуальность выбранной темы, описание проблемы и оценка ее современного состояния, цель и содержание поставленных задач, объект и предмет исследования, избранный метод (методы). При необходимости, во введении могут быть предварительно определены понятия, представлены концепты или экзистенциалы, более подробно рассматриваемые в основной части работы.

Введение в дипломную работу должно составлять 5–8 стандартных машинописных страниц.

Основная часть работы по объему должна составлять примерно 80% всего текста (примерно 60–70 страниц дипломной работы) и согласовываться по своей структуре с планом работы. Здесь подробно излагаются ход исследования, обосновываются и формулируются его промежуточные результаты. Принципиальными требованиями к основной части являются доказательность, последовательность, отсутствие в ней лишнего, необязательного и загромождающего текст материала.

Текст дипломной работы, как всякий текст, должен делиться на крупные и мелкие части. Такое деление, или рубрикация текста, проявляется в наличии структурных подразделов  –  глав и параграфов, имеющих заголовки. Возможны и более мелкие рубрики, чем параграф, это пункты и подпункты. Простейшим видом рубрикации является деление текста внутри самостоятельной единицы  –  параграфа или подпараграфа с помощью абзацев  –  отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. В рамках главы параграфы играют роль введения, основной части (их может быть и несколько), заключения. В рамках параграфа такую же роль играют абзацы. Каждый параграф должен содержать как минимум три абзаца: вводный, аргументирующий и заключительный.

Основную часть дипломной работы принято делить на главы и параграфы в каждой главе. Рекомендуемый объем каждого параграфа – 8–10 страниц.

Деление на более крупные части работы диктуется внутренней логикой текста. Например, если глава делится на параграфы, последние не должны дублировать друг друга по смыслу, но в своей сумме должны полностью исчерпывать содержание главы в целом. Несоблюдение этого правила может вызывать ошибки. В частности, глава может оказаться по смыслу уже общего объема составляющих ее параграфов, т.е. содержать лишние по смыслу параграфы. Возможна и противоположная ситуация, когда количество параграфов недостаточно для исчерпывающего раскрытия темы главы. Деление главы на параграфы должно осуществляться на протяжении всей главы по одному и тому же признаку. Каждый из параграфов должен быть посвящен одной из задач, сформулированных во введении.

Заключение должно содержать выводы и оценку полученных результатов. Эта часть самая небольшая по объему, имеет особую важность, поскольку именно здесь в завершенной и логически безупречной форме должны быть представлены на суд научного сообщества итоговые результаты дипломной работы. В заключении необходимо соотнести полученные выводы с целями и задачами, поставленными во введении, соединить в единое целое извлеченные выводы, оценить успешность собственной работы. Иногда целесообразно построить текст заключения как перечень выводов, разбив его на пункты, каждый из которых — выделение и обоснование одного конкретного вывода. Если работа наряду с теоретическими результатами имеет и практические следствия, это также нужно оговорить в заключении. Кроме того, следует оценить открывающуюся на основании результатов работы перспективу дальнейших исследований по данной теме, очертить встающие в этой связи новые задачи, охарактеризовать имеющиеся побочные результаты и идеи и оценить возможные перспективы их научного развития. Рекомендуемый объем заключения дипломной работы – 2–3 страницы.

Вслед за заключением обычно приводится библиографический список использованной литературы. Он включает в себя перечень литературных источников, используемых автором в ходе работы над темой. Каждый включенный в такой список литературный источник необходимо отразить в тексте работы. При ссылке на какие–то факты, взятые из работ других авторов, следует обязательно указать в подстрочной сноске, откуда взяты приведенные материалы.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части дипломной работы, помещают в приложении. Это могут быть схемы, таблицы, иногда – более или менее обширные историко–философские тексты (если, например, речь в дипломе шла о неизданных или труднодоступных текстах, или если студент опирается непосредственно на оригинал или неопубликованный перевод текста на иностранном языке и т. д.) и некоторые другие тексты, которые невозможно поместить в основных главах, не нарушая логики и не делая работу неудобочитаемой. Обязательным этот пункт не является. 

 

10.Требования к оформлению дипломной работы.

Работа оформляется в соответствии с едиными для всех факультетов СаГА правилами оформления курсовых и дипломных работ, разработанными на основе ряда нормативных документов:

– ГОСТ 9327–60. Форматы.

– ГОСТ 8.417–81. ГСИ. Единицы физических величин.

– ГОСТ 7.1–84. СИБИД. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления.

– ГОСТ 7.12–93.СИБИД. Сокращение русских слов и словосочетаний библиографического описания.

– ГОСТ 2.105–95. ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

– ГОСТ 7.9–95. СИБИД. Реферат и аннотация.

– ГОСТ 2.106–96. ЕСКД. Текстовые документы.

– ГОСТ 7.32–01.СИБИД.   Отчет о научно–исследовательской ра­бо­те.

 Оформление – одна из важнейших стадий работы над текстом. Причем определенные элементы оформления нельзя откладывать на то время, когда текст в своей основе будет написан.

Оформление цитат подчиняется следующим правилам. Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, она начинается с прописной (большой буквы). Если цитата включена на правах части в предложение авторского текста, она пишется со строчной (маленькой) буквы. Если в цитату вошла только часть предложения цитируемого источника, то либо после кавычки ставится многоточие и цитата начинается с маленькой буквы, либо цитата начинается с большой буквы и заканчивается многоточием. Например: Г.Спенсер считал явления общественной жизни "...следующими общим мировым законам, как и все другие естественные явления". 

Цитата начинается со строчной буквы и тогда, когда она органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике. Например: П.А. Сорокин писал, что "уникальные условия революции дают возможность проверить многие социологические положения".

Если по какой–то причине необходимо процитировать большой отрывок, его не заключают в кавычки, а выделяют графически – дополнительным отступом и/или уменьшенным кеглем. В качестве примера обратимся к высказыванию У.Эко:

 

Я или мы? Выражаться ли от первого лица? Писать ли "я полагаю, что…"? Некоторым "я" кажется даже приличнее, нежели "императорское" "мы". Лично мне научное "мы" не кажется императорским. По–моему, пишущий "мы" имеет в виду себя плюс читателя. В процесс писания вовлечены две стороны. Я пишу для того, чтобы ты читал и воспринимал то, что я излагаю. В крайнем случае можно попытаться как–то обходить личные местоимения и использовать безличные конструкции, то есть: "можно сделать вывод", "представляется доказанным", "в данном случае следует сказать", "кажется", "невозможно согласиться еще и потому, что", "анализ этого текста дает…" и так далее. Не надо писать "статья, которую я только что процитировал" или "статья, которую мы только что процитировали", если можно написать "только что процитированная статья". Но все–таки, на мой вкус, вполне допустимы фразы типа "только что процитированная статья убеждает нас, что", поскольку выражения подобного рода далеки от культа личности – или личностей.[1]

 

О ссылках и правилах их оформлении следует знать следующее. По месту расположения относительно основного текста ссылки бывают: 1) внутритекстовые, т.е. являющиеся неразрывной частью основного текста; 2) подстрочные или обычные, т.е. вынесенные из текста вниз страницы; 3) затекстовые или концевые, т.е. вынесенные из текста всего произведения или его части. В дипломной работе принято использовать подстрочные, реже – внутритекстовые ссылки.

Внутритекстовые ссылки используют, когда значительная часть ссылки вошла в основной текст работы так органично, что изъять ее невозможно. Тогда указывают лишь выходные данные и номер страницы, на которой напечатано цитируемое место, или только выходные данные (если номер страницы указан в тексте), или только номер страницы (если ссылка повторная). Ссылки в тексте на номер страницы, главы, таблицы и т.п. пишут сокращенно и без значка №. Например: с.6, гл.2, табл.1.

Внутренние ссылки, то есть ссылки на собственную работу внутри самой этой работы, заключают в круглые скобки и используют сокращение "см.". Например: (см. гл.5).

Подстрочные ссылки на источники дают в самом тексте работы, если ссылки нужны по ходу чтения, а внутри текста из разместить невозможно или нежелательно. Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки (или в виде звездочки)[2] и размещают выше текста строки. От основного текста сноска отделяется сплошной короткой чертой. Нумерация ссылок осуществляется в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с первой.

Небольшое примечание: не нужно путать слова "ссылка" и "сноска". Ссылка – это указание на источник цитаты, а сноска – то, что напечатано мелким шрифтом внизу страницы или в конце текста. Иначе ссылки оформляются с помощью сносок. Ссылка может быть содержанием сноски, но в сноску можно вынести и какое–нибудь собственное замечание. В дипломной работе злоупотреблять такими замечаниями не следует.

Полное описание источника дается только при первой сноске. При повторных ссылках вместо заглавия пишут "Указ. соч.". Если несколько ссылок на один и тот же источник размещается на одной странице, то в сносках пишут "Там же" и номер страницы, на которую дается ссылка.

Пример подстрочной сноски. В тексте дана ссылка: К. Маркс в работе "Тезисы о Фейербахе" писал "философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его"1. В ссылке:

_________________________________________

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. –2–е изд. – Т.42.– С.263.

Когда в основном тексте упомянуты фамилия автора и заглавие статьи, в подстрочной ссылке можно ограничиться описанием самого издания. В тех случаях, когда приходится оперировать большим числом источников, применяют затекстовые библиографические ссылки. В дипломной работе они не используются.

Значительную часть дипломной работы занимает библиография. Правильность ее оформления будет судить в том числе и о научной культуре, глубине проникновения в тему и этичности позиции по отношению к авторам используемых источников. Библиографический аппарат дипломной работы оформляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1–84 "Библиографическое описание документа" и с учетом кратких правил "Составления библиографического описания" (2–е изд., доп. М.: Кн. палата, 1991). Образцы оформления библиографического описания дипломной работы можно найти в приложении В.

Правила оформления списка использованной литературы включают в себя разведение литературы по рубрикам, а внутри рубрик – по алфавиту, оформление библиографии в виде многоуровневого списка. Если использованы источники на иностранном языке, то они включаются в соответствующие рубрики, но уже после перечисления литературы на русском языке (см. перечень рубрик и образец оформления списка в Приложении В).

При оформлении ссылок допустимы некоторые отклонения от общих правил библиографического описания источников. Так, если ссылка включена в текст, то на нее распространяются правила оформления текста, а не библиографического описания. Например, в тексте название книг даются в кавычках, а в библиографическом списке – без кавычек, инициалы авторов в ссылке должны идти перед фамилией, а в списке – вслед за фамилией. Между областями описания знак "точка и тире" можно заменять точкой, допускается использование формы краткого описания.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то ссылку следует начинать так: "Цит. по:", либо "Цит. по кн.:" или "Цит. по ст.: ". Если невозможен плавный логический переход к ссылке от текста, к которому она относится, то пользуются начальными словами "См.", "См. об этом". Когда нужно подчеркнуть, что источник, на который дается ссылка, – лишь один из многих, где подтверждается или высказывается, или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях пишут: "См., например, ", "См., в частности, ".

Существует несколько способов связи основного текста работы с описанием источника. Обычно для этой цели служит порядковый номер источника, указанного в библиографическом списке, а в основном тексте этот номер берется в квадратные скобки. При указании в основном тексте на страницу источника последняя также заключается в квадратные скобки. Например: [45. С.39], что означает: источник в списке 45, страница 39. Использование "квадратных скобок" наиболее целесообразно, если большая часть ссылок – это указания на разные места используемых источников (например, если в работе задействовано чье–нибудь двадцатитомное собрание сочинений). Это позволяет не копировать бесконечное число раз "Там же" или "Цит. Соч." в сносках.

Вспомогательные, дополнительные и справочные материалы следует выносить в приложения. Каждое приложение следует начинать с нового листа с указанием наверху справа страницы слова "Приложение" и его обозначение. Приложение должно иметь содержательный заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой. Приложение обозначается заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, И, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова "Приложение" следует буква, обозначающая его последовательность. Например, "Приложение А". Приложение должно иметь общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц.

Повторимся, что дипломная работа не должна превышать 70–80 страниц. Приложение в данный объем не входит и идет сверхуказанного.

Опечатки, описки, графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашивание белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста. Не допускаются рукописные вкладки и вклейки.

Текст дипломной работы должен быть распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4) через два интервала (1.5 интервала в редакторах Word или ТЕХ), либо распечатан на пишущей машинке с черной лентой (через 1,5 интервала) на одной стороне листа белой бумаги формата А4 по ГОСТ 9327–60 (297х211 мм). В дипломных работах СаГА принято использовать шрифт Times New Roman (кегль 14). Как основной текст, так и сноски нужно выровнять по ширине страницы.

Должны соблюдаться следующие размеры полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Рукопись распечатывается строго в последовательном порядке. Не допускаются разного рода текстовые вставки и дополнения, помещаемые на отдельных страницах или на оборотной стороне листа, и переносы частей текста в другие места.

Заголовки разделов, подразделов и пунктов в тексте дипломной работы следует печатать с абзацного отступа с прописной буквы без точки в конце. Перенос слов в заголовках не допускается. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Заголовки не подчеркивают. Расстояние между заголовком и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и параграфа. Расстояния между основаниями строк заголовка принимают такими же, как и в тексте.

Разделы должны иметь нумерацию в пределах основной части работы арабскими цифрами без точки с абзацного отступа. Подразделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела или подраздела. Номер подраздела включает номер раздела и порядковый номер подраздела, разделенные точкой. Например, 1.2 (второй подраздел первого раздела).

Все сокращения должны быть расшифрованы, за исключением небольшого числа общеупотребительных.

Фразы, начинающиеся с новой (красной) строки, печатают с абзацным отступом от начала строки, равным 8–12 мм.

Все сноски и подстрочные примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (тем же шрифтом, что и основной текст, но меньшим кеглем — 10–мм).

Все страницы нумеруются начиная с титульного листа (на титульном листе номер страницы не ставится) арабскими цифрами. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижнего поля страницы без точки в конце.

 

11. Защита дипломной работы.

Допуск к защите дипломной работы осуществляется после успешного прохождения предзащиты. К предзащите работа допускается научным руководителем. По решению кафедры предзащита дипломных работ может совмещаться с выступлением авторов работ на весенней студенческой конференции, проходящей в СаГА ежегодно в конце мая. В таком случае присутствующие на конференции преподаватели кафедры философии оценивают качество выступления студентов и совместно принимают решение о допуске студента к защите дипломной работы. В случае неудачного выступления на конференции, предзащита дипломных работ проходит в специально назначенные дни после конференции.

Допуск к защите дипломной работы осуществляется приказом ректора по представлению кафедры после успешного прохождения предзащиты. Для допуска к защите на кафедру в установленные сроки необходимо сдать переплетенный текст диплома с приложенными к нему отзывом научного руководителя и рецензией.

В отзыве научного руководителя должны быть освещены следующие вопросы:

1.Описание основной задачи, поставленной в дипломной работе.

2.Степень  выполнения  дипломником  поставленной  задачи (полностью, частично и т.д.).

3.Качества, проявленные дипломником при выполнении работы, уровень профессиональной подготовки дипломника.

4.Оценка дипломной работы.

Рецензия осуществляется, как правило, специалистом по теме дипломного исследования, не работающим в данном вузе. Подпись рецензента должна быть заверена в отделе кадров учреждения, к котором он работает. В порядке исключения, рецензентом может быть преподаватель философии, работающий в СаГА. В рецензии на дипломную работу должны быть освещены следующие вопросы:

1.Оценка актуальности темы дипломной работы

2.Пути и методы решения поставленных в работе задач.

3.Оценка оригинальности и значимости полученных в работе результатов и дипломной работы в целом.

4.Недостатки работы. Критические замечания должны быть сделаны таким образом, чтобы по ним была возможна дискуссия на защите. Рецензент должен отмечать конкретные недостатки дипломной работы (например, недостаточная обоснованность утверждений, выводов, методологические ошибки и т.д.) все замечания должны быть подтверждены примерами из рецензируемой работы. В случае, если рецензент критикует автора за отсутствие чего–либо в дипломной работе, то должно быть указано, как отсутствие тех или иных расчетов, оценок, материалов и данных влияет на основные выводы работы.

5.Заключение рецензии должно содержать оценку дипломной работы и констатацию факта, что дипломник заслуживает (не заслуживает) присвоения квалификации.

Защита диплома проводится на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии. Процедура защиты имеет форму публичной научной дискуссии, в которой могут принять участие не только официально назначенные выступающие, но и все члены комиссии и любой присутствующий. Защита начинается с доклада студента, на который ему дается 10–15 минут. В докладе излагаются мотивы выбора темы исследования, ее актуальность, проблема, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, источниковая база работы, применяемые методы, дается характеристика основной части работы, полученных результатов и их значимости. После доклада дипломнику задаются вопросы, на которые он обязан ответить. Затем оглашается отзыв руководителя и рецензия на работу, после чего дипломник отвечает на высказанные замечания. Возможно выступление научного руководителя, рецензента и других преподавателей, присутствующих на защите. Оценка дипломных работ производится на закрытом заседании ГАК, после защиты всех дипломов, назначенных на данный день.

Дипломная работа оценивается на основании следующих критериев:

– актуальность темы исследования и умение студентом ее продемонстрировать;

– соответствие  содержания работы теме;

– продуманность структуры работы;

– соответствие содержания основной части работы задачам, заявленным во введении;

– правильность и полнота использования литературы;

– обоснованность выбора источников;

– глубина проработки материала;

– умение студента занять дистанцию по отношению к источникам, самостоятельность исследования;

– обоснованность и значимость полученных результатов;

– качество языка, отсутствие ошибок и опечаток;

– соответствие оформления работы стандартам;

– умение студента выступить с докладом и ответить на вопросы в ходе защиты работы;

– оценка, рекомендуемая научным руководителем и рецензентом.

 


[1] Там же, с.177.

[2] Если ссылок более четырех, то использовать звездочки нецелесообразно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1.  Алексеев Д.И., Козлов Н.П. Написание дипломных и курсовых работ на филологическом факультете. – Куйбышев: Изд–во КГУ, 1989.  – 27с.

2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. – М.: Ось–89, 2002. – 112 с.

3.  Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. – 2–е изд. – М.: Академия, 2002. – 128 с.

4.  Борисов В.Н., Духанин В.Н. Формирование научного знания в социально–экономическом исследовании. Проблемы методологии научного познания. Саратов: Изд–во Сар. ун–та, 1974.

5. Гущин В.В. Методическое пособие по выполнению и оформлению дипломной работы. – М.: Изд.– книготорг. центр "Маркетинг": МГУС, 2002. – 36 с.

6.  Сериков А.Е. Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплинам специализации для студентов IV курса специальности 020100 "Философия"/Сост. А.Е. Сериков. – Самара: Самар. гуманит. акад., 2002. – 20 с.

7.  Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. – 2–е изд. – М.: Книжный дом "Университет", 2003. – 240 с.

 

 

 

Приложения

Приложение А.

Образец оформления титульного листа дипломной работы

 

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Философско–филологический факультет

 

 

 

Кафедра философии

Специальность 020100 "Философия"

 

 

 

(НАЗВАНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ)

 

Дипломная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Допустить к защите

Зав кафедрой

уч.степень.уч. звание

Фамилия, инициалы       (подпись)          "       "                                   200    г.

 

Выполнил(а) студент(ка) __курса ___группа

Фамилия, имя, отчество                   (подпись) 

 

Научный руководитель

Ученая степень, ученое звание

Фамилия, инициалы                         (подпись)

 

Работа защищена

"_____"_______________________200__ г.

 

Оценка  ______________________________

 

 

Председатель ГАК

Ученая степень, ученое звание

Фамилия, инициалы                       (подпись)

 

 

Самара 200__

 

 


 

Приложение Б.

Образец оформления содержания работы

Содержание 

Введение....................................................4

1. Наименование первого раздела..................6

1.1 Наименование первого подраздела...........9

1.2 Наименование второго подраздела............12

1.3 ...

2. Наименование второго раздела...................17

2.1 Наименование первого подраздела............19

2.2 Наименование второго подраздела............23

2.3 ...

3.   ...

Заключение.................................................29

Список использованных источников................31

Приложение А...............................................32

Приложение Б...............................................33

 


 

 

 

 

Приложение В.

Образец оформления списка использованных источников

Список использованных источников

1. Книга (монография, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов, художественная литература)

1.1. Данн Д.У. Эксперимент со временем. – М.: Аграф, 2000. – 224 с.

1.2. История социологии в Западной Европе и США: Учебник/Отв. ред. Г.В.Осипов. – М.: Норма–Инфра, 1999. – 576 c.

1.3. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т.2. – М.: Мысль, 1988. – 822 с.

1.4. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. / Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 461с.

1.5. Guattari, Fйlix. La philosophie est essentielle `a l’existence humaine. Й ditions 00h00.com, Paris, 2001. – 63р.

 

2. Статья, художественное произведение в журнале, сборнике, энциклопедии и словаре, тезисы

2.1. Артемьева О.В. Великий моралист // Л.Н.Толстой и традиции ненасилия в двадцатом веке (материалы симпозиума). – М.: Аслан. С.27–32.

2.2. Лакан Ж. Психоз и другой // Метафизические исследования. Альманах Лаборатории Метафизических Исследований. Выпуск 14. Статус иного. – СПб.: Алетейя, 2000. С.201–217.

2.3. Можейко М.А. Ризома // История  философии: Энциклопедия. Мн.: Интерпресссервис; Книжный Дом. 2002. С.884–888.

2.4. Уоррен Р. Поток. Роман // Новый мир. –1982, № 4. С.152–184.

 

3. Диссертации, депонированная научная работа

3.1. Петренко Т.Ф. Импликация глагольной связки в предложении французского языка: Дисс. канд. филол. наук. – М.: МГУ, 1996. – 124 с.

3.2. Сериков А.Е. Описание социальной структуры в рамках классовых и стратифи­кационных концепций. Деп. в ИНИОН РАН 10.02.92, №46007.

 

4. Описание архивного, статистического материала, отчеты о НИР

4.1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Фонд № 50 (название фонда), опись № 1, Дело № 199. – Л.57.

4.2. Разработка методов оценки эффективности информационных систем: отчет о НИР (промежут)/ ВНТИЦентр; Руководитель И.И. Иванов. – ОЦО 2604И5В, X" ГР0182110006; Инв № 5452743 – М., 1882. – 90 с.

 

5. Источники из Интернет

5.1. Фуко М. Что такое автор?// htpp :// lib . >ru COPYRIGHT fuko . txt [21.04.2000]

 

 

Приложение Г.

Образец оформления календарного плана работы

 

САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Философско–филологический факультет

 

"УТВЕРЖДАЮ"

Руководитель дипломной работы

____________________________

____________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

 

Календарный рабочий план

Студента____________________________________________Группы____________

по дипломной работе на тему_____________________________________________

________________________________________________________________________

 

№ п/п

Наименование этапа работы

Срок выполнения

Отметка руководителя о выполнении

Примечания руководителя

1

Составление библиографии по теме

1 декабря

 

 

2

Просмотр литературы и отбор материала для работы

15 декабря

 

 

3

Написание чернового варианта введения

25 декабря

 

 

4

Составление конспектов и рефератов источников

10 февраля

 

 

5

Написание 1 раздела

25 февраля

 

 

6

Написание 2 раздела

10 марта

 

 

7

Написание 3 раздела

22 марта

 

 

8

Написание 4 раздела

2 апреля

 

 

9

Написание 5 раздела

12 апреля

 

 

10

Написание 6 раздела

26 апреля

 

 

11

Написание заключения

30 апреля

 

 

12

Написание введения

12 мая

 

 

13

Окончательное оформление

20 мая

 

 

14

Подготовка доклада

26 мая

 

 

 

Составил студент_________________________ "__"__________200_г.

                                                (подпись)

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно