Философская школа «Симпозион» представляет лекционный цикл на январь 2017 года (11, 18, 25 января)

Самарская областная универсальная научная библиотека приглашает на лекции и беседы по философии и культуре в философской школе «Симпозион»!
Научный руководитель школы - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарский университет)
Занятия проходят в Самарской областной универсальной научной библиотеке по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.

Вход свободный!

План работы на январь 2017 года

Лекционный цикл «Свобода воли и ее ограничения»11, 18, 25 января 2017 г.

Занятия проводит А. Е. Сериков, к. филос. наук, доцент, декан философского факультета Самарской гуманитарной академии

 

Аннотация

Тема лекционного цикла: Свобода воли и ее ограничения (11, 18, 25 января)

Лекция 1. Свобода воли и ее ограничения  (11 января)

Два основных варианта потери свободы воли. Первый, когда пациенты не в состоянии контролировать свои побуждения, вследствие чего их воля не свободна. Второй, когда пациенты утрачивают способность чего-либо желать, поэтому у них нет воли. Вывод: ни наличие желаний самих по себе, ни способность контролировать желания не делают волю свободной. Эксперименты Бенжамина Либета: человек не свободен пошевелить своим пальцем. Исследования Антонио Дамасио: свободных от эмоций решений не существует, а эмоции мы не контролируем. В чем же заключается свобода воли?

Лекция 2. Биологические, культурные и социальные основания поведения человека (18 января)

Биологически вызванное, культурно приобретенное и социально наложенное поведение. Различие действия и поведения. Исследование биологических аспектов поведения человека в бихевиоризме, социобиологии, этологии человека, эволюционной психологии. Гипотеза генно-культурной коэволюции: мемы на поводке у генов. Гипотеза независимости социально-культурной эволюции: гены на поводке у мемов. Подражание как исключительное свойство человека: обезьянничают ли обезьяны? Роль подражания в поведении. Дискуссия об инстинктах и основных потребностях человека, их роли в поведении. Роль культуры в поведении: дискуссия о культурном релятивизме и лингвистической относительности.

Лекция 3. Личность и ситуация (25 января)

Тезис Курта Левина о том, что поведение - это функция личности и ситуации. Дискуссия о роли личности и ситуации в конце 20 века: точки зрения дифференциальной психологии личности, социальной психологии, интеракционизма. Проблема создания типологии ситуаций и типологии форм поведения. Эмоции и другие психофизиологические состояния человека как типичные ситуации. Ситуации и удовлетворение основных потребностей. Примеры исследования типичных форм поведения в некоторых ситуациях: ситуации голода, стресса, религиозного ритуала, влюбленности, коммуникативные ситуации.

 


О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также: