Философской школа «Симпозион» представляет лекционный цикл на октябрь 2016 года (5, 12, 19октября)

Внимание!

Самарская областная универсальная научная библиотека приглашает на лекции и беседы по философии и культуре в философской школе «Симпозион»!
Научный руководитель школы «Симпозион» - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарский университет)
Занятия будут проходить в Самарской областной универсальной научной библиотеке в сентябре-декабре 2016 года по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.

Вход свободный!

План работы на октябрь 2016 года

Лекционный цикл «Прощание с разумом» (прошлое и будущее европейского универсализма)
5, 12,19 октября 2016 г.

Занятия проводит Филатов Т. В. , д. филос. н., профессор, ПГУТИ

Аннотация

Лекция 1. Наука гонимая и наука царствующая (5 октября)

Одна из фундаментальных смысловых структур Западной цивилизации – идея реставрации Римской империи, сокрушенной предками нынешних европейцев. Священная Римская империя германской нации и правящая католическая церковь – средневековый вариант восстановления утраченного политического универсализма Древнего Рима. Крушение этого проекта в эпоху Возрождения, вызвало к жизни новые смыслы, связанные, прежде всего, с нарождающейся нововременной наукой, развитие которой с необходимостью приводило к новому универсализму -  универсализму Разума. Последнее, в свою очередь, предполагало диалектическое восстановление культурного плюрализма Римской империи в ходе борьбы плюралистических тенденций с монистическими и оформление нововременного Запада как «Духовного Рима».

Лекция 2. Наука и анархия. Новый универсализм и мировое господство Запада (12 октября)

Аристотелевскую науку римляне заимствовали у греков, но в Империи означенная наука не смогла развиваться, постепенно впав в многовековой застой, естественным следствием которого становится разгром науки в раннехристианскую эпоху. Примечательно, что в Индии и Китае так и не удалось создать науку, подобную греческой даже тысячелетия спустя после гибели древнегреческой и древнеримской цивилизаций, что позволяет говорить о «греческом чуде». Фейерабенд справедливо усматривает уникальность древнегреческой цивилизации в анархическом характере политической организации греческого мира. Науки не развиваются в империях, в монистических общностях типа западнохристианской средневековой цивилизации. Парадоксально, но именно плюралистическая по своей сути наука привела постхристианский политически раздробленный Запад к мировому господству, к сокрушению практически всех незападных цивилизаций и к фактическому уничтожению их самобытных национальных культур. Универсализм Разума оказался столь же жестким и нетерпимым к инакомыслию, как ранее универсализм Веры.

Лекция 3. Прощание с научным разумом как новой европейской универсальностью. За и против метода (19 октября)

Новейшее время становится очередной эпохой переоценки всех ценностей. Диктат рациональности и науки привел к невиданным ранее жертвам в ходе двух мировых войн и поставил под вопрос само существование человечества. «Рассуждение о методе» Декарта ознаменовало собой начало новой эры, содержание которой – тотальное господство западных стандартов мышления, духовной и политической жизни, когда ценности западной культуры были объявлены общечеловеческими. «Против метода» Фейерабенда – завершение данной эпохи. Новая универсальность постепенно съедает саму себя изнутри. От римского формально юридического равенства людей «научный разум» естественным образом эволюционирует к идее их экономического, политического, и, наконец, культурного равенства. И далее: к равенству культур, полов, половых ориентаций, и, наконец, людей и животных. «Духовный Рим» теряет убеждение в своей правоте, отрицая свой исторический путь и правомерность универсализма, построенного на упразднении неевропейских цивилизаций.

 


О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также: