Философский клуб Самарской гуманитарной академии «Симпозион»

Философский клуб «Симпозион» – новый проект, аналогов которому нет в Самаре, а возможно - и в России. Концепция Симпозиона - создание такой площадки на пересеченной местности культурного ландшафта нашего города, который служил бы одной цели: дать представителям образованного класса (или, как выражались в девятнадцатом столетии, представителям «образованного общества») возможность интересно и с пользой для себя провести свое свободное время.

Клуб будет работать на площадке первого негосударственного вуза Самары – Самарской гуманитарной академии (СаГА). Этот вуз уже два десятилетия поддерживает разнообразные культурные инициативы и помогает осуществлению оригинальных и смелых проектов. В академии возник первый в Самаре философский факультет (1992), на факультете издаются философский журнал и ежегодник, дважды в год здесь проводятся философские конференции.

Философский клуб появился на свет в 1993 году, в его работе принимали участие многие профессора, доценты, аспиранты и студенты философского факультета Самарской гуманитарной академии, в нем бывали многие философы из других вузов города. Пришло время выступить с новым проектом и открыть пиршественное пространство клуба Симпозион для всех желающих войти в сообщество мыслящих. В год своего 20-летия философский факультет СаГА (при активном участии Центра философских и эстетических исследований и сайта «Философская Самара») выходит на агору с новым клубным проектом: философия и культурология для широкого круга умных и образованных людей, философия, которой есть, что сказать о вопросах, волнующих современного человека.

Ради чего Философский клуб открывает для Вас свои двери? Ради того, чтобы Вы могли:

  • слушать лекции и задавать вопросы по самым актуальным для современной культуры темам,
  • общаться с известными философами и учеными-гуманитариями нашего города,
  • познакомиться с людьми близкими Вам по образованию и интеллектуальным интересам,
  • лучше понять окружающий мир и самих себя, осмыслить свои жизненные цели и ценности.

Наша целевая аудитория – люди, которые задают себе вопросы и ищут на них ответы. У нас будут чувствовать себя комфортно те, кто привык читать книги, кого не удовлетворяет информационный поток, подаваемый сквозь широко распахнутые «окна медиа». Философский клуб – прекрасное место для тех, кто задумывается над причинам происходящего и интересуется не только технологиями, но и смыслами. Именно эти люди испытывают сегодня трудности с поиском публичных площадок, которые позволяли бы им «с умом» провести свободное время.

Сегодня каждый может приобрести/скачать «все, что угодно»: любую музыку, любой фильм, любую книгу. При этом некоторые из «каждых» понимают: культура с доставкой на дом – это суррогат настоящей культуры. Эти «некоторые» ходят на концерты и выставки, бывают в театрах, покупают книги, etc. Они делаю это, потому что у них есть такая возможность. Но если мы перейдем от искусства к философии, к теории культуры, к истории, то увидим, что площадок для живого общения с людьми, которые «делают философию» в Самаре, - увы, нет. Каждый может найти интересные и яркие тексты по философии, теории и истории культуры, но понять их содержание без специальной подготовки не просто, как не просто найти дни и недели для медленного чтения философских трактатов. Для прогулки по гористому ландшафту философской мысли нужен опытный проводник, потративший многие годы на его изучение, тут нужен бывалый шерп, способный провести опасным и трудным маршрутом тех, кто хотел бы насладиться величественными видами, которые открываются с вершин метафизической мысли.

Поэзия – это не только стихи, это поэты. Философия – это не только и не столько книги, сколько философствующие люди. Философский клуб открылся для того, чтобы Вы могли не только читать философские книги, но и вести беседу с философом.

Симпозион – то пространство, в котором Вы сможете встретиться с известными в Самаре философами, культурологами и литературоведами. Наши лекторы – не просто профессора с большим опытом работы в вузах, это яркие и оригинальные исследователи, авторы книг и статей, пользующиеся уважением и признанием академического сообщества. Они будут делиться с Вами своими знаниями, но они не будут требовать, чтобы Вы готовились к занятиям, не буду ставить Вам оценок. Занятия философией под сенью философского клуба – это не время работы, это часы досуга, которые способны украсть Вашу жизнь, добавить в нее ярких красок и новых впечатлений. Занятия философией – это тот досуг для свободных людей. Свободное время, которое Вы провели в философском клубе – это время, потраченное не зря, не даром.

Клуб – это место, где умные люди встречаются друг с другом, общаются, находят собеседников и друзей. Не сомневаемся, что общение с людьми, у которых есть общие интересы, сделает Вашу жизнь интереснее и богаче.

Мы видим свою социальную и культурную миссию в том, чтобы наводить мосты между академическим сообществом Самары и широкой публикой. Симпозион – это площадка для общения умных с умными, заинтересованных с заинтересованными, внимательных с внимательными.

Сайт Философский клуб «Симпозион»

 

 

 

Ты помнишь, как все начиналось?

История кафедры философии

Меня попросили поделиться воспоминаниями о нашем философском клубе. Что ж, вспомню, что смогу, а чего не смогу – придумаю. И сделаю это с удовольствием.

Принято говорить: «всякое начало трудно». И это правда. Правда, да только не вся. Мой опыт показывает, что из первичного хаоса порой возникают не только ложные опята и красавцы мухоморы, но и вполне доброкачественные «цветы жизни», которые и на вид приятны, и в щах хороши. Так вот: не было бы первичного хаоса начала 90-х (в том числе и в жизни нашей академии) – не было бы и клуба. Во всяком случае – такого, «нашенского».

Немного истории. Философский клуб появился в 1993 году и был, пожалуй, одним из первых неформальных объединений нашего вуза. Помню, как я, молодой преподаватель академии, держась за поручень 24-го автобуса, обсуждал со студенткой первого курса Мариной Фроловой (она же доцент Корецкая М. А.) гипотетическую возможность с кем-нибудь как-нибудь где-нибудь склубиться на предмет философского по содержанию и «человеческого» по форме общения. Легкомысленная Марина быстро согласилась. И вот уже несколько студентов философов и теологов собрались в одной из аудиторий, на столе – чайник, а над чайником клубятся пар и горячие споры «о главном».

Пожалуй, наш клуб – это единственный из неадминистративных, а «самодеятельных» кристаллов начала 90-х, который, выпав из первичной академической туманности, до сегодняшнего дня сохранил способность пропускать и преломлять свет. Рудимент. Эндемический вид, о котором плачет «красная книга самарской культуры». И это, конечно, приятно.

Но время идет. Покрытие на самарских дорогах за эти годы сменилось раз пять или шесть, так и не став от этого лучше, а клуб и сегодня живет, сохраняя в своем диффузном теле энергию раннеакадемического хаосмоса, из которого когда-то родился. Некоторые члены клуба, в том числе и автор этих «мемуаров», ушли на заслуженный отдых, другие оказались в иных частях страны, а чей-то неровный след затерялся во времени и пространстве… Но есть у клуба и свои герои, а точнее – героини клубной истории, которые, заглянув туда студента(тка)ми продолжают нести вахту на клубном мостике самарской философии. Героев трое. Точнее, их три. Три – сакральное число. Три музы, «три сестры», три «козырных карты» философского клуба. Вы их, конечно, знаете. Это Марина Корецкая, Лена Савенкова и Лена Иваненко. Они представители разных курсов, разных выпусков философского факультета. Им наш клуб обязан своим долголетием, через их «оптику» смотрит он сегодня на мир Божий.

Что же позволило клубному сообществу просуществовать до сего дня? То, что он изначально был задуман как место общения, где за чашкой чая встречаются не «студенты» и «преподаватели», а просто люди, которым интересно и то, что обсуждается, и те, кто это «что» обсуждает. Клуб – не «кружок» и не «факультатив», клуб – это сообщество людей разного возраста, пола, социального положения, которым хочется регулярно встречаться друг с другом и разговаривать на темы, которые ни на семинаре не поднимешь, ни дома, ни с «перпендикулярными» философии друзьями.

Хорошо было и то, что на заседания клуба приглашались с докладами или просто приходили «посидеть, послушать» друзья-знакомые завсегдатаев и ученые из академии и других вузов города. Кто только не побывал на его заседаниях за эти годы! Люди приходили и люди уходили. Кто-то становился «другом клуба» и его желанным гостем, а с кем-то отношения не складывались. В разное время клуб демонстрировал разную меру открытости, но никогда не был «проходным двором», куда приходит «каждый, кто хочет», и где он, этот «каждый», говорит, «что может». Всякое существо имеет право на жизнь и на защиту с оружием в руках или без оного. Этим правом на самозащиту приходилось пользоваться и клубу. Но он счастливо избежал (во всяком случае, в это хотелось бы верить) «сектантской»  замкнутости и снобизма философов-недоучек.

Открытость «городу и миру» сказалась в тех эссе, которые члены клуба время от времени публиковали на страницах «клубного сборника» (Mixtura verborum).

Каждый, кто «участвовал» в «прежней» (90-х годов) клубной жизни, наверняка вспомнит и совместные празднования Нового года, и выезды на Волгу с сусанинскими блужданиями по отрогам Жигулевских оврагов и лежание в самом «умном месте» Жигулей - на Лбищенском «Лбе». Словом – клуб это сама жизнь, точнее, небольшое ее «склубление», пухлый клубок из мыслей, характеров, положений, тонкая нить от которого протянулась от начала девяностых до второй половины двухтысячных годов и, Бог даст, протянется и дальше. Долго ли еще катиться клубку – никто не знает. Но если он еще разматывается, значит он кому-то нужен, значит будет кому почесать старый Лоб и приложить к самому умному его месту роденовскую руку… Или ручку.

Сергей Лишаев.