В сентябре-начале октября философская школа "Симпозион" представляет лекции по темам: "Кризис западной цивилизации" (Т. В. Филатов) и "Философия: мировоззрение или наука?" (И. В. Дёмин)

Внимание!

Самарская областная универсальная научная библиотека приглашает на лекции и беседы по философии и культуре в философской школе «Симпозион»!

Занятия будут проходить в Самарской областной универсальной научной библиотеке в сентябре-декабре 2015 года по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.

Вход свободный!

Научный руководитель школы «Симпозион» - доктор философских наук, проф. С. А. Лишаев (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева, Самарская гуманитарная академия)

Цель работы философской школы: создание возможностей для общения с профессионалами, с людьми, которые пишут книги по философии и другим гуманитарным наукам, читают лекции, проводят семинары в ведущих самарских вузах. Мы уверены, что философия, теория культуры, искусствоведение могут говорить на понятном любому образованному человеку языке на интересные и актуальные для современного человека темы.

План работы на сентябрь-октябрь 2015 года

Занятия будут проходить в Самарской областной универсальной научной библиотеке в сентябре-декабре 2015 года
по средам, в 18.00, по адресу: проспект Ленина, 14 А, ауд. № 204 (многофункциональный зал), 2 этаж.

Сентябрь - начало октября

Лекционный цикл.  Тема: Кризис западной цивилизации (истоки, симптомы, прогнозы) 9, 16 сентября

Занятия проводит д. филос. наук., проф. Т. В. Филатов (ПГУТИ)

1. Западная цивилизация: возникновение, историческая эволюция, современное состояние (9 сентября)

Западную цивилизацию лектор рассматривает как диалектическое продолжение двух генетически предшествовавших ей цивилизаций: античной (греко-римской) и католической (западно-христианской). Возникновение и расцвет Запада связаны со становлением рационалистического (научного) мировоззрения, распространение которого постепенно превратило Запад в первую в истории техногенную цивилизацию. К началу ХХ века техническое превосходство Запада обеспечило ему политическое доминирование в планетарном масштабе. Однако после Второй мировой войны западная цивилизация вступает в полосу системного кризиса, продолжающегося до сих пор.


2. Цивилизационный кризис Запада: демографический и социально-культурный аспекты (16 сентября)

Исторический путь Запада и исторический путь Древнего Рима. Исчезновение этнических римлян вследствие депопуляции. Великое переселение варварских народов на территорию бывшей империи. Развивая аналогию между современным Западом и Древним Римом, лектор пытается представить прогноз наиболее вероятных геополитических изменений в ближайшем историческом будущем.

 

Лекционный цикл.  Тема: Философия: мировоззрение или наука?  (23, 30 сентября, 7 октября).

Занятия проводит к. филос. н., доцент И. В. Дёмин (Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С. П. Королева)

1. Философия в плену у мировоззрения (23 сентября)

Спор о том, чем является философия – наукой особого рода или формой мировоззрения – длится не одно столетие. От ответа на этот вопрос, в конечном счёте, зависит наше понимание того, что философия может дать человеку, а чего она принципиально дать не может. Способна ли философия чему-то нас «научить»? Может ли философия быть гуманистической или антигуманистической? Какие опасности таит в себе мировоззренческая интерпретация философии?

2. Философия в плену у религии и атеизма (30 сентября)

Как соотносятся философское знание и религиозная вера? Возможен ли «диалог» между религией и философией? Возможен ли союз между ними? Нужен ли такой союз религии и нужен ли он философии? Что такое «религиозная философия»? Может ли философия, отвечающая своему исконному предназначению, быть религиозной? Если нет, означает ли это, что философия с необходимостью должна быть атеистической?

3. Философия в плену у идеологии (7 октября)

Что такое идеология? Как соотносятся «идеология» и «мировоззрение»? Правомерно ли рассматривать религию в качестве формы идеологического сознания? Может ли философия быть теоретическим основанием той или иной идеологии? В чём опасность идеологизации философии?

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также: