«Философия в состоянии «пост»: Актуальные исследовательские стратегии»

Европейский гуманитарный университет (г.Вильнюс)
Самарский государственный университет
Кафедра философии гуманитарных факультетов СамГУ
Социологический факультет СамГУ
Самарская гуманитарная академия (СаГА)
Центр философских и эстетических исследований СаГА
Кафедра философии философско-филологического факультета СаГА


Уважаемые коллеги!

Приглашаем вас принять участие в работе локального философского семинара в рамках многолетнего международного проекта «The “Practical Turn”: Contemporary Philosophy In and Beyond University» (ЕГУ, г.Вильнюс, Open Society Institute, программа HESP, ReSET), который состоится на базе Самарского государственного университета и Самарской гуманитарной академии 28.04.2009. – 30.04.2009

Работа семинара включает три блока:

1.Международная научная конференция (на базе СамГУ)
«ФИЛОСОФИЯ В СОСТОЯНИИ «ПОСТ»: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ»
(участники – представители ЕГУ, СПбГУ, ЮГУ, СамГУ, СаГА)

2. Лекционный блок
Проф., д.ф.н. Владимир Фурс (ЕГУ) – лекции по современной социальной теории
(на базе социологического факультета СамГУ);
Проф., д.ф.н. Татьяна Щитцова (ЕГУ) – лекция по философской антропологии
(на базе философско-филологического факультета СаГА);
Доцент, к.ф.н. Илья Инишев (ЕГУ) – лекция по современной эстетике
(на базе филологического факультета СамГУ);
Доцент, к.ф.н. Алексей Савин (ЮГУ) – лекция по трансцендентальной философии истории (на базе философско-филологического факультета СаГА)

3. Круглый стол (на базе СаГА) «Город и философия»

Состав локального организационного комитета:
Председатель
Лехциер В.Л., профессор кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ

Сопредседатель
Лишаев С.А., профессор кафедры философии Самарской гуманитарной академии, руководитель Центра философских и эстетических исследований;

Члены оргкомитета
Готлиб А.С., профессор, заведующий кафедрой методологии маркетинговых и социологических исследований СамГУ;
Корецкая М. А. заведующая кафедрой философии Самарской гуманитарной академии;
Соколова Н.Л.,  докторант кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ;
Разинов Ю.А., доцент кафедры философии гуманитарных факультетов СамГУ

Контакты: кафедра философии СамГУ: Самара, ул. Ак. Павлова,1.
(846) 2780954; +9277432968;
кафедра философии СаГА: Самара, 8-я Радиальная, 31. (846) 9262640 (доп. 123). mail: kaf_phil@samgum.ru

Аннотации заявленных докладов на конференцию «ФИЛОСОФИЯ В СИТУАЦИИ «ПОСТ»:
 АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СТРАТЕГИИ»

1.Владимир Фурс (ЕГУ, Вильнюс)
 «Постсекулярность» - третья редакция «постмодерна»?
Популярный сегодня тезис о «постсекулярном состоянии» интерпретируется в контексте исторической типологии постмодернистского дискурса. При этом подчеркивается, что в каждом предшествующем типе за объявлением постмодерна как кондиции актуального философского и социально-научного мышления следовала творческая неомодернистская реакция. Первый тип, констатировав изжитость установок европейского Просвещения – субъектно центрированного мышления и исторической проективности, - провозгласил «исчезновение реальности» (ставшей операциональной) и «конец истины» (ставшей производной от экономических, властных и эстетических стратегий). Неомодернистская реакция (Хабермас, Гидденс) выражалась в столь же всеобщих терминах, как и эсхатология постмодернистов «первой волны» (Лиотар, Бодрийяр и др.). Второй тип, связанный с постколониальной теорией (Саид, Бхабха, Гилрой и др.), переинтерпретировал постмодерн как завершение глобальной гегемонии западного модерна и провозгласил повсеместное пограничье и культурную гибридизацию; неомодернистским ответом стала концепция «различных современностей» (Физерстоун, Гаонкар и др.). И постановку секулярности под вопрос вполне можно интерпретировать как следующий (третий) шаг в проблематизации модерна («секулярность» я понимаю вслед за Тэйлором как специфическую конфигурацию опыта, основанную на «эксклюзивном гуманизме»). Моя гипотеза состоит в том, что в этой связи следует не столько провозглашать попятное перераспределение полномочий между «разумом и верой» (Хабермас/Ратцингер и др.), сколько развивать критику политической экономии (безусловных) ценностей в социальных ландшафтах.

2. Илья Инишев (ЕГУ, Вильнюс)
"Сильные стороны слабого трансцендентализма"
К числу отличительных черт «философии в состоянии 'пост'» следует отнести ревизию прежних теоретических стратегий. Применительно к трансцендентализму, являющемуся переходным звеном между «традиционной» и «постметафизической» философией, ревизия подразумевает реконфигурацию характерных для него дуализмов, таких как разделение эмпирического и трансцендентального, онтического и онтологического, временного и вневременного, материального и формального. Эта реконфигурация достигается за счет известной «дефляции» и изменения «топики» трансцендентального (конститутивного) опыта. Предлагаемая нами идея медиального трансцендентализма в общих чертах состоит в следующем: «трансцендентальное» сегодня – это не нечто потустороннее по отношению к «являющемуся миру», а определенный модус опыта этого мира, развертывающегося «посреди» повседневности.

3.Татьяна Щитцова (ЕГУ, Вильнюс)
"Имманентная трансценденция и "феномен" дара"
Понятие имманентной трансценденции используется в современной литературе для обозначения опыта, имеющего трансцендентальное значение для человеческой жизни (т.е. придающего таковой смысл/ценность или выступающего в том или ином отношении ее организующим принципом) и вместе с тем не отсылающего ни к какой трансцендентной (метафизической) инстанции. Можно сказать поэтому, что речь идет о «внутримирной» трансценденции. В качестве примера последней я хочу остановиться на «феномене» дара. В докладе будет предпринята попытка выявить соответствие между структурными характеристиками опыта дара и особенностями генеративного опыта.

4. Владимир Конев В.А. (СамГУ, Самара). Философия post или философия ante?

Новая эпоха - сложная эпоха. Ее именуют эпохой post - постпросвещенческой, постмодерном, эпохой постполитики, постэкономики и т.п. Но в этом случае она становится привязанной к своему прошлому. А важно увидеть ее как новую, как эпоху, которая настает, которая грядет, которая перед нами, не как эпоху post, а как эпоху ante. Тогда и для философии важно осмыслить себя в отношении ante, в отношении того, чем она должна стать. Как ни определяй философию, но она всегда размышляет об основаниях. Различия в ее толковании начинаются тогда, когда заходит речь о самих основаниях. Именно здесь, как представляется, скрывается и различие между классической философией (куда относится и философия модерна) и наступающей (куда входит и так называемая философия постмодерна). Вся классика рассуждает об истинных основаниях как таковых (понимая их по-разному), а грядущая философия начинает говорить об основаниях моей жизни. И этот акцент - моей - в разных философских вариациях различен: от моей типа Dasien = это "мы сами", до моей = заботы о себе Фуко и моей Мамардашвили = необходимость себя, где "становление философского знания - это всегда внутренний акт, который вспыхивает, опосредуя собой другие действия" (М.К. Мамардашвили). Доклад предполагает показать, что грядущая философия (антефилософия) отказывается от традиции осмысления бытия под знаком общего, становясь философией бытия уникального, философией своего бытия,философией себя.

5.Евгений Малышкин (СПб).
"Среднее знание" и этическая достоверность
Единственный способ всерьез принять претензию на философию в состоянии "пост-" — это, подобно Кантовскому мореплавателю, еще раз осмотреть покидаемую землю. Темой моего выступления будет проблема среднего знания, как она переформулируется в метафизике Лейбница, и связь ее с отношением моральной/метафизической достоверности. В этом своем эксурсе в начало XVIII века я надеюсь высветить те начала, в приверженности которым формируется современная обращенность к актуальности, а именно, то, что можно назвать принципом контингентной индивидуации, которая и была артикулирована в эпицентре того, что мы по странной привычке называем трансцендентальной философией.

6.Наталья Артеменко (СПб)
Не-уютность пространства обживаемого сущего: в поисках субъекта.
Замысел предполагаемого выступления состоит в том, чтобы рассмотреть фундаментальную онтологию в контексте трансцендентальной философии с точки зрения ее отношения к проблеме субъективности — проблеме, которая, начиная с Декарта, становится «неизбежностью» философской мысли: после явных отказов от опоры на субъективность в обосновании знания и его рациональности так и не была преодолена трансценденталистская установка, исходящая из субъективных достоверностей жизни сознания. Феноменологическая философия открыла не-эпистемологические измерения субъективности, что привело в фундаментальной онтологии Хайдеггера к принципиально новому переосмыслению понятия субъективности. Однако удалось ли Хайдеггеру справится с этой «болезнью» европейской философии, нашедшей свое наиболее яркое выражение в поисках субъекта и зафиксированного «задним числом» ему принадлежащего жизненного мира, и которая есть, скорее, мучительная тоска по утраченной «заботе о себе», ибо при всех попытках познающей субстанции присвоить еще и статус само-познающей, кажется, что уже и сам субъект исчезает, ускользает, оставляя после себя лишь пустую интенцию без содержания, пустой жест… Претерпевает ли у Хайдеггера существенные изменения однажды найденный алгоритм поиска субъекта и соответствующего ему предметного сущего?

7. Юлия Бедаш (ЕГУ)
Прагматика пространства: локальные солидарности в глобальную эпоху.
Одной из особенностей постметафизического мышления является обращение к пространственному аспекту человеческого существования, получившее статус «пространственного поворота». При этом главный интерес представляет не вопрос «что такое пространство?» (ответами на который являются домодерные и модерные концепции пространства), а связка понятий «общество-действие-пространство». Иначе говоря, речь идет о смещении интереса: от пространства как предмета исследования (пространство “как таковое“) к пространственному измерению социальной жизни. Анализируя связь социальной динамики с трансформацией наших представлений о пространстве, следует задаться вопросом: как возможны локальные солидарности в эпоху глобализации?
Теоретическим основанием для такого анализа служат перформативистские (ориентированные на действие) концепции пространства, разработанные в рамках феноменологии (М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти), постмарксизма (А. Лефевр, Э. Соуджей) и акционистской социальной географии (Б. Верлен).

8. Андрей Паткуль (СПбГУ)
Эсхатология как философема.
В докладе будет произведен анализ попыток, предпринимаемых некоторыми крупными мыслителями, обосновать собственную позицию посредством демонстрации того, что она завершает путь истории философии. Причем таким образом, что делает необходимым саму эту позицию, включающую в себя все предшествовавшее философствование в снятом виде.
В качестве примера такого рода завершения истории философии в избранной философской позиции будут рассмотрены философские построения Г.В.Ф. Гегеля и М. Хайдеггера. В первом случае речь будет идти о завершении истории философии в ее последнем – абсолютной системе философии, после выступления которой в истории философии дальнейшее осуществление философии оказывается уже невозможным. Во втором случае будет затронут проект нового начала философии, которое приводит нас к ее первоначалу, еще не видимому нами в настоящем философии – так, что оказывается уже невозможным продвижение в более изначальное измерение. Кроме того, здесь будут затронуты мотивы позднего Хайдеггера: завершение философии как метафизики в контексте все возрастающего забвения бытия, разрешение завершенной философии как метафизики в нефилософские формы осуществленности (напр., планетарная техника).
В связи с этим будут затронуты такие вопросы, как вопрос о необходимости и значении исторического измерения для философии вообще, вопрос о необходимости (соответственно, ненеобходимости) завершенности исторического измерения философии, вопрос о телеологии истории философии. А также: вопрос о соотношении философской и религиозной эсхатологии. Фоном для подобного рассмотрения будет выступать проблема статуса и значения философской работы (в ее собственном смысле) после предполагаемого исторического завершения философии.

9.Алена Савко (ЕГУ)
«Неомодернистская критика постмодернизма».
В докладе будут рассмотрены притязания постмодернизма на статус пост-философии и критика этих притязаний со стороны неомодернистов (Бек, Гидденс).

10. Сергей Лишаев (СаГА)
«Память сердца» vs фото-конструкция памяти (технический образ и проблема трансформации зрительной памяти).
Наше внимание все заметнее смещается от вещей – к образам, от реального – к знакам реального. Существенно иной становится конфигурация жизненного мира: люди все чаще имеют дело не с вещами (не с первичными образами вещей), а с их отображениями на внешних носителях. Последствия иконического поворота многообразны. Одним из существенных его аспектов следует признать воздействие домашней фотографии на биографическую память. Суть процесса трансформации спонтанной памяти под воздействием фото-образов можно определить как ее симулирующее стимулирование, как подмену органической памяти ее симулякром. Фотография, которую производят и сохраняют ради памяти о том, что действительно было, мало помалу перестает отсылать к референту, замыкая наши зрительные воспоминания  на фотографические образы. Из теоретического исследования влияния фотографии на структуры и содержание биографической памяти следуют вполне практический вывод: формирование домашнего фото-архива, просмотр любительских фотографий и возможные последствия этих актов должны быть осознаны нами, что, возможно, позволит выработать персональные стратегии взаимодействия с фотографией.

11. Галина Русецкая (СПбГУ). Субъективация как эстетический феномен
Речь идет о субъекте в версии психоанализа. Становление субъектом для Лакана и его интерпретаторов сопровождается драматичным отыгрыванием вытесненной первичной травмы. В связи с этим представляется востребованной одна из ключевых метафор -"волшебный блокнот" - введенная в психоаналитический дискурс еще Фрейдом и поясняющая, каким образом разворачивается процесс субъективации. ("Блокнот" демонстрирует специфическую форму пространственно-временной организации психического аппарата). Связь с эстетическим дискурсом здесь, разумеется, не только в метафоричности дискурса психоаналитического. Важно то, что в основе становления субъектом лежит способность к восприятию (невозможная без дифференцирующей стадии зеркала). Соответственно, эстетическое понимается здесь в аспекте чувственно воспринимаемого и обладающего выразительными формами. Кроме того, психоанализ, существуя на границах науки и искусства, имеет дело с аффективной составляющей человеческого опыта, что отсылает к эстетическому измерению.
Сопоставление психоанализа и эстетики может быть продуктивно в контексте заявленной темы и в том случае, когда мы рассматриваем эстетическое в качестве сферы художественной практики. Представляются интересными заимствование психоанализом способов проблематизации искусством границ конвенциональности, а в конкретизированной постановке цели - поиски объяснительных моделей, способных избежать универсализирующей установки.

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также:
Маргиналии: