«АНТРОПОЛОГИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ОПЫТА»

«Цирк Олимп+TV», Литературный музей и Благотворительный фонд Владимира Потанина, при поддержке гостиницы "Азимут"

представляют проект

«АНТРОПОЛОГИЯ ПОЭТИЧЕСКОГО ОПЫТА»

Проблемный семинар
с участием ведущих российских поэтов и критиков
и новая серия публичных поэтических чтений
24-25 ноября (первая сессия)

 

В качестве приглашенных экспертов и авторов в первой сессии семинара примут участие Станислав Львовский (поэт, прозаик, переводчик, критик), Линор Горалик (писатель, поэт, эссеист, переводчик, критик), Илья Кукулин (филолог, литературный критик):

Семинар «Антропология поэтического опыта» посвящен исследованию современной поэзии в контексте повседневных практик 21-го века. Сейчас, когда поэзия выходит из тени культуры, громко заявляя о своей публичной ценности, возникает необходимость заново осмыслить особенности взаимодействия поэзии и общества, поэзии и культуры, поэзии и визуальности, поэзии и интернета. Инновационность семинара «Антропология поэтического опыта» заключается в отказе от традиционного литературоведческого языка описания поэтического текста, имеющего адресатом исключительно филологическую аудиторию. Поэтический опыт должен быть рассмотрен как целостный опыт, имеющий свои антропологические и социальные характеристики, он должен быть соотнесен с производством и потреблением, информационными потоками, гендером, структурами приватной и публичной жизни. Что такое сегодня поэт как практика, как форма жизни, как возможна сегодня поэтическая субъективность?

Семинар проходит в рамках проекта Самарского литературного музея «Мир-текст-музей», поддержанного Благотворительным фондом Владимира Потанина.

 

Предварительная программа первой сессии семинара

24 ноября (суббота).

Чтения, встречи, лекция (начало в 13.30, зал Самарского литературного музея)

13.30.
Творческая встреча с поэтом, прозаиком, эссеистом Линор Горалик.

15.40.
Чтения поэтов и переводчиков ЦО+TV (Сергей Лейбград, Александр Уланов, Виталий Лехциер, Галина Ермошина, Анастасия Бабичева, Екатерина Евграшкина и др.)

16.00. Лекция Ильи Кукулина о современной литературе

 

25 ноября (воскресенье).
(начало в 11.00, зал Самарского литературного музея)

СЕМИНАР

Андрей Рымарь Музей и современный текст. Вопросы и возможности.
Станислав Львовский. Public poetry: трудности переноса современной русской поэзии в публичный дискурс.
Линор Горалик. Частные лица: биографии поэтов, рассказанные ими самими (презентация проекта)
Илья Кукулин. Мерцающие картины: из чего состоит и где существует современная русская литература.
Ирина Саморукова. Паттерны мускулинности в современной поэзии.
Александр Уланов. Поэзия никогда: о месте поэзии в поле культуры.
Виталий Лехциер. Поэтическая субъективность в постметафизической перспективе

Модератор семинара – поэт, философ Виталий Лехциер

 

Приглашенные участники семинара:

Станислав Львовский (Москва), поэт, прозаик, переводчик, критик. Окончил химический факультет МГУ, преподавал в гимназии, работал в сфере рекламы и public relations, занимался менеджментом различных культурных проектов (в том числе фестиваля «СловоNova» в Перми), был шеф-редактором раздела «Литература» интернет-проекта Openspace. Один из основателей Союза молодых литераторов «Вавилон» (1989), лауреат IV Фестиваля свободного стиха (1993), первый лауреат Малой премии «Московский счёт» (2003). Автор шести книг стихов и прозы (Белый шум. М.: АРГО-РИСК, 1996; Три месяца второго года. М., АРГО-РИСК, 2002; Слово о цветах и собаках. М., НЛО, 2003; Стихи о Родине. М., 2004; Половина неба, в соавторстве с Линор Горалик. М., Иностранка, 2004; Сamera rostrum. М., НЛО, 2008; Всё ненадолго. М., НЛО, 2012), публиковал также переводы современной поэзии (Ч. Буковски, Л. Коэн, В. Плиура и другие), многочисленные литературно-критические и публицистические статьи.

Линор Горалик (Москва), писатель, поэт, эссеист, переводчик, критик. Родилась в Днепропетровске, с 1989 г. в Израиле — окончила Беэр-Шевский универсистет по специальности Computer Science, работала в области высоких технологий. В конце 90-х выступает как поэт и как журналист С 2001 г. живет и работает в Москве. Автор около 20-ти книг, в том числе роман «Нет». М., Амфора, 2004; Не местные. М., 2003; Недетская еда. М., 2004; Полая женщина. Мир Барби изнутри и снаружи. М.: НЛО, 2005; Подсекай, Петруша. Стихи. — М., АРГО-РИСК, 2007; Мартин не плачет. Сказка. — М., НЛО, 2007; Короче: Очень короткая проза. М., Новое литературное обозрение, 2008; Заяц Пц и его воображаемые друзья: Щ, Ф, грелка и свиная отбивная с горошком. М., Гаятри, 2007; Валерий. М., НЛО, 2011; Устное народное творчество обитателей сектора М1. М., АРГО-РИСК, 2011; Библейский зоопарк. Серия «Чейсовская коллекция». М.: Текст, 2012. Ведет авторскую колонку и публикует рецензии в газете «Ведомости», автор является постоянным автором журналов «Новое литературное обозрение», «Теория моды», проекта «Сноб». На протяжении многих лет вела авторскую колонку на сайте Грани.ру. Регулярно публиковалась в «Русском журнале», «Еженедельном журнале», «Книжном обозрении» и др., С 2006 г. публикует цикл интервью с современными русскими поэтами в каждом номере ежеквартального журнала поэзии «Воздух».

Илья Кукулин (Москва), филолог, литературный критик. Окончил факультет психологии МГУ, затем учился в аспирантуре филологического факультета РГГУ. С 1995 г. публиковал критические статьи в журналах «Знамя», «Октябрь», «Дружба народов» и др. В 2000—2002 гг. сотрудник газеты «Ex Libris НГ». В 2002—2009 г. сотрудник редакции журнала «Новое литературное обозрение», редактор отдела «Практика» (современная литература и культура). С 2009 года - преподаватель Московского гуманитарного педагогического института и Национального исследовательского университета - Высшей школы экономики. С 2006 г. главный редактор сетевого литературного журнала TextOnly, лауреат стипендии Академии Российской современной словесности для молодых литераторов (2002). С апреля 2009 г. — колумнист сетевого издания «OpenSpace.ru», с 2010 года в соавторстве с Марией Майофис ведет колонку на сайте «Ab Imperio» (net.abimperio.net), редактор и автор предисловия Антологии новейшей русской поэзии "Девять измерений". Автор книги стихов В 2009 г. Бейдевинд. Стихотворения 1988–2009 годов. — М.: АРГО-РИСК; 2009.

 

Проблемный контент семинара

Поэзия десятилетиями, если не столетиями настаивала на своем приватном характере, на интимном характере взаимодействия читатель-текст, пока не была во второй половине ХХ века оттеснена на задворки культуры агрессивным визуальным контентом и разного рода коллективными представлениями, маркетируемыми по законам рыночной экономики. Для современного российского общественного сознания, примерившего на себя консумеристские ценности, поэзия действительно оказывается чем-то избыточным, далеким от нужд повседневности. Девальвация поэтического слова в общественном сознании во многом вызвана также тем культурным шоком, в котором оно оказалось, открывшимся миром культурной множественности и непрекращающимся информационным потоком. Поэтическое слово замкнулось на себя, в последние два десятка лет оно существовало в виде субкультуры, рассчитывая лишь на узкую аудиторию литературных салонов и собратьев по цеху. Вместе с тем параллельно процессу эзотеризации поэзии происходило ее освоение пространства интернета, в результате чего мы сегодня имеем в сети огромное, почти необозримое множество авторов, поэтических текстов, сайтов, комментариев, дискуссионных площадок вокруг поэзии, уже не контролируемых экспертными сообществами. Этот процесс показал, что запрос на поэтическое слово в обществе все-таки существует. Более того только за последний год этот запрос вырос в разы, и поэзия резко изменила свой социальный статус, громко заявив о своей публичной ценности. Поэтические слово сегодня выходит из тени культуры во многом благодаря его включению в политические практики и прямые социальные действия. Во многих экспертных средах возникает идея каталогизации поэтических практик последних десятилетий, в том числе для того, чтобы понять особенности современного взаимодействия поэзии и общества, поэзии и культуры, поэзии и визуальности, поэзии и интернета, чтобы модернизировать программы по современной литературе в высшей школе, чтобы быть способными на профессиональный и продуктивный диалог о судьбах языка и поэтического слова с представителями современной литературы других стран.

Проблемный семинар Антропология поэтического опыта, - это методологически инновационное исследование поэзии, в котором примут участие ведущие российские теоретики и практики поэтического слова. Инновационность заключается в отказе от традиционного литературоведческого языка описания поэтического текста, имеющего адресатом исключительно филологическую аудиторию. Поэтический текст должен быть рассмотрен как целостный поэтический опыт, имеющий свои антропологические и социальные характеристики. Поэтический опыт только тогда по-настоящему обретет себя в общественном сознании и сможет конкурировать с другими элементами культуры, когда соотнесет себя с экономикой, производством и потреблением, медициной, информационными потоками, политикой, гендером, насилием, структурами приватной и публичной жизни. Только тогда мы увидим, как прочно вплетено поэтическое слово в повседневные практики людей и как взаимозависимы поэзия и социальные трансформации.

"Антропология поэзии" - достаточно широкая методологическая и проблемная рамка. Что такое сегодня поэт как практика, как специфический опыт, как форма жизни? Какие поэтические практики можно выделить? Как работают на понимание поэтического опыта такие значимые оппозиции, как приватное/публичное, экономия/трата, письменное/устное, мужское/женское. Как возможна сегодня поэтическая субъективность?

 



О тексте О тексте

Дополнительно Дополнительно

Смотрите также:
Маргиналии: